Чимбу
Чи́мбу (Chimbu, Simbu, Kuman; симбу), папуасская этническая общность, 2-я по численности в Папуа-Новой Гвинее. Живут в горах, в основном в провинции Чимбу. Численность около 150 тыс. человек, из которых около 50 тыс. относятся собственно чимбу, или куман (2016, оценка). Говорят на языках группы чимбу чимбу-вахгийской семьи трансновогвинейских языков: собственно куман, голин-дом (кере, киа, мариги, юри, собственно голин, или гумини), чуаве, синасина (табаре, гунанги, кебай, нимай), кондо, динга, номане, салт-юй. Многие языки относятся к исчезающим. Письменность на основе латинской графики. Распространены ток-писин и английский языки (государственные языки Папуа-Новой Гвинеи). Исповедуют христианство. Лютеранство проникает в регион с 1934, а католичество – с 1950-х гг.). Есть мусульмане-сунниты. Сохранились традиционные верования.
По преданию, происходят из района современного городка Вомкама в долине реки Чимбу, где мифологический культурный герой изгнал прежних обитателей этой местности и породил первых чимбу. Впервые вошли в контакт с европейцами в 1933 г. в результате золотоискательской экспедиции австралийцев М. Лихи и Дж. Тейлора. Полное подчинение колониальным властям произошло в 1940–1950-е гг. (первое местное законодательство западного образца введено в 1959). В 1961 г. первый представитель папуасов, бигмен чимбу Кондом Агуандо, был избран в колониальную ассамблею.
Основное хозяйственное занятие – ручное земледелие [доминирующая культура – батат (более 65 видов), занесённый в горные районы Папуа-Новой Гвинеи предположительно с Молуккских островов в процессе торговли около 300 лет назад]. Строгое разделение труда по полу: мужчина подготавливает землю для огорода (срубает деревья, выжигает поросль), а женщина сажает и заботится о посевах. Мужчины сажают свои «мужские» культуры (ямс, таро, сахарный тростник, бананы, спаржу) вдоль стен домов. Распространено свиноводство (женское занятие) и сбор орехов. Охота не имеет экономического значения и считается забавой молодёжи.
Материальная культура – упрощённая на фоне других народов Папуа-Новой Гвинеи. Основные орудия труда и предметы обихода женщины – палка-копалка и плетёная сумка (кон). Простейшими приборами для еды (ложка) пользуются только мужчины. Основное оружие – копьё, лук со стрелами, щит; встречаются дубинки с каменными навершиями; рыболовных сетей нет, гончарство отсутствует. Мужчины носят передник (кондап), женщины – плетёную юбку (тебгл). Распространены украшения из перьев, птичьих крыльев, раковин. Воины использовали богатую боевую раскраску тела (например, изображение скелета на теле) для устрашения врагов.
В отличие от живущих скученно этнических общностей горных районов Папуа-Новой Гвинеи, чимбу проживают дисперсно, однако некоторые деревни образуют кластеры. Жилище овальное или прямоугольное в плане с плетёными стенами и соломенной крышей. Мужчины проживают в мужских домах. Господствует сегментарная патрилинейная родовая организация (ндугум) – локализованные в деревнях и кластерах деревень экзогамные кланы, насчитывающие 600–800 человек, распадаются на субкланы (200–250 человек) и далее на линиджи. Имеются смутные представления о фратриях (группах кланов, имеющих общее происхождение). Иногда соседствующие, но не родственные между собой кланы, образуют племена (например, племя Сиамбуга-Вауга) ради военной или экономической взаимопомощи. Фратрии и племена не являются экзогамными. Кланы делятся на дружеские (ангам ангам, букв. «братья»), враждебные и промежуточные, с которыми протекает брачный обмен. Субкланы вовлечены в прямой брачный обмен; предпочтительным брачным партнёром является матрилатеральная кросскузина; брак патрилокальный, сохраняется полигиния. Важную социальную роль играют тёплые отношения между братом и сестрой и уважительные отношения между братом жены и мужем сестры. Система терминов родства бифуркативного типа во всех поколениях; сиблинги родителей делятся по относительному возрасту. Кросскузены и супруги не отождествляются. Поколения дедов и внуков, брат матери и сестра отца со своими племянниками и племянницами связаны взаимной терминологией. Генерационный скос отсутствует. Сиблинги эго различаются по полу.
Ключевые роли играют бигмены (йомба пондо, букв. «мужчина большой») – предводители и организаторы коллективных работ, 30–45 лет, обладающие компетенцией в разных областях (военной, экономической, ораторской и прочее); наследственная власть и специализированные должности отсутствуют. Развита традиционная система межкланового обмена свиньями и ценностями.
Характерны возрастные инициации мальчиков (коа), на которых происходят испытания (кровопускание) и показ священных флейт; ежегодные праздники урожая орехов (вубагл) и «свиные церемонии» (конггол, бугла ингу) с приготовлением и распределением мяса сотен, иногда тысяч свиней; свадебные и похоронные обряды с жертвоприношениями свиней, культ предков (кибе) и вера в реинкарнацию душ родственников в незнакомцев (у голин); анимизм, охотничья, любовная, защитная магия. Главным духом плодородия считалось Солнце.
В конце 20 в. в дистрикте Кероваги провинции Чимбу зафиксированы легенды о существе Магруай, небольшого роста, носившего потрёпанную одежду, говорившего на разных языках и умевшего накормить большое количество людей, положив в горшок немного листьев травы рунгия. Эти особенности делают Магруая нетипичным персонажем для местных легенд, однако сближают с образом Иисуса Христа («чудо пяти хлебов и двух рыб»). Вместе с тем, часть характеристик: 1) появление Магруая до 1920-х гг., 2) его происхождение из региона Бунди (провинция Маданг) и 3) сходство имени со словом «Маклай», которым в окрестностях Маданга в начале 20 в. обозначали европейцев, указывает на возможную связь этих легенд с передаваемыми от деревни к деревни преданиями о русском исследователе Н. Н. Миклухо-Маклае.
Сохраняется песенно-танцевальный и повествовательный фольклор (цикл мифов о братьях Мондо и Ганде и др.); музыка полифоническая с гокетом; музыкальные инструменты – бубен (нггизинг), два вида бамбуковых флейт (дерембугу) и бамбуковый варган.