#Социальная организацияСоциальная организацияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоциальная организацияСоциальная организацияНайденo 25 статейПолитические программы, курсыПолитические программы, курсы Цивилизационный подходЦивилизацио́нный подхо́д, метод в гуманитарной науке, рассматривающий различные аспекты жизни, ментальности и социального функционирования тех или иных общностей через призму их включённости в единый взаимосвязанный процесс развития, характеризующий деятельность больших социальных целостностей, пребывающих в истории в отдельности друг от друга. В социальной науке присутствует некое смешение жёсткого цивилизационного подхода – методологического компонента теории цивилизации как закрытых, культурно гомогенных социальных образований, в частности теории локальных цивилизаций А. Тойнби и его школы, и мягкого цивилизационного подхода как элемента сравнительно-эволюционной концепции.Верования Мана (безличная сила)Ма́на, безличная сверхъестественная сила в религиозных представлениях народов Океании. Название происходит от австронезийского mana – власть, сила. Наиболее развиты представления о мане у полинезийцев: эта сила приписывалась некоторым людям, духам и предметам. Мана могла действовать как положительно, так и отрицательно. Мана человека зависела от его социального статуса. Авторитет вождя, искусство воина, талант ремесленника или успех земледельца приписывались наличию у него маны. Можно было приобретать и утрачивать, увеличивать и уменьшать эту силу. В компьютерных и ролевых играх маной (англ. mana points, magic points, MP) называются очки магической силы, которой обладает персонаж наряду со здоровьем.Социальные институты Тайный союзТа́йный сою́з, первобытный социальный институт, возникший на основе мужских союзов (реже – женских союзов). Выполнял функции социальной регуляции и управления, был одним из механизмов формирования потестарной организации (ранних форм политической власти), а также общественной и имущественной дифференциации. Тайные союзы защищали собственность и привилегии своих членов как прямым террором по отношению к непосвящённым, так и воздействием на них эзотерическими ритуалами, носившими устрашающий характер. Деятельность союзов окутывалась атмосферой тайны, они имели свою мифологию, связанную с культом предков, особый язык и ритуальные костюмы с масками. Наиболее широкое распространение тайные союзы получили у народов Меланезии, Северной Америки, Западной и Экваториальной Африки, где они превратились в мощные межобщинные и межэтнические организации, осуществлявшие судебно-полицейские и другие раннеполитические функции.Социальные институты Мужские союзыМужски́е сою́зы, первобытный социальный институт, объединявший мужчин – членов разных деревенских или большесемейных общин. Представляли собой надобщинный уровень социальной организации. Осуществляли от имени предков регулятивные и контрольные функции, организовывали общественные работы и проводили инициации. Отличались корпоративностью, ритуальным единством, часто имели тайные (мужские) языки. В мужских союзах, как правило, существовала иерархия рангов, восходящая к возрастной стратификации. Трактуются в первую очередь как органы раннеполитической власти, защищавшие собственность, престиж и привилегии своих членов (нередко путём запугивания и прямого насилия над непосвящёнными). Членство в мужских союзах после уплаты вступительного взноса обеспечивало дополнительные возможности для приобретения богатства и повышения социального статуса. Наиболее распространены в Западной Африке и Меланезии, известны также в Микронезии и у индейцев Северной Америки, в пережитках – у многих народов древности: спартанцев, кельтов, германцев, скифов, сарматов, китайцев; а также в современности: у нуристанцев, горных таджиков, кубачинцев, лакцев, хевсуров.Социальные институты Женские союзыЖе́нские сою́зы, первобытный социальный институт, объединяющий женщин из разных деревенских или большесемейных общин. Женские союзы представляли собой надобщинный уровень социальной организации. Возникали в качестве противовеса мужским союзам. Генетически связаны с женскими домами, бывшими центрами женских инициаций. Структура и функции женских союзов были аналогичны таковым у мужских союзов, но деятельность их распространялась только на женскую сферу. Были распространены в основном у народов Западной Африки и Меланезии.Социальные институты ТаматеТама́те, сеть тайных мужских союзов у австронезийского народа мота (о-ва Банкс, Вануату). Основной функцией союзов было поддержание сегментарной модели деления общества, с предоставлением особых прав членам каждого из них. Их роль в социальной жизни была намного выше, нежели в сакральной. К началу 21 в. прекратили существование.Социальные институты Дук-дукДук-дук, тайный союз у меланезийского народа толаи (о. Новая Британия), существовавший во 2-й половине 19 – начале 20 вв. Ключевая особенность организации – атмосфера тайны, которая окутывала все ритуалы, а также знания о союзе. Исследователи (Р. Паркинсон, Й. Пфайль, С. А. Токарев) полагают, что организация выполняла скорее социальную, нежели сакральную функцию: поддерживала иерархию в обществе. Традиции, связанные с союзом Дук-дук, стали постепенно исчезать после Первой мировой войны. В начале 21 в. они возрождаются как зрелищное мероприятие для туристов.Социальные институты Свойство (термин родства)Свойство́, вид социального родства, связь между людьми (свойственниками), основанная на отношениях между родственниками супругов или между одним из супругов и родственниками другого. Различаются внешние и внутренние свойственники; к первым относятся супруги эго и их родственники (например, сестра мужа, отец жены), к последним – супруги и их родственники родственников эго (например, жена брата, муж племянницы, сестра жены дяди). Отношения свойства могут иметь правовое значение. В ряде стран свойство – безусловное и неустранимое препятствие ко вступлению в брак лиц, состоящих в первой степени свойства. В российском праве свойство правового значения не имеет, за исключением свойства, возникающего между супругом и детьми другого супруга от предыдущего брака. В России и других странах лицам, соединённым между собой близким свойством (братья, сёстры, родители и дети супругов), запрещается состоять на государственной службе, если это подразумевает подчинённость и подконтрольность одного из них другому.Социальные институты Детские приютыДе́тские прию́ты, благотворительные учреждения для призрения и воспитания сирот, покинутых и беспризорных детей (обычно от 3 до 14 лет). Организационно-педагогические основы детских приютов разработаны в 17 в. А. Франке, открывшим первый приют для сирот в Галле (Германия). Затем подобные учреждения появились в других странах. В России детские приюты возникли в 18 в. при монастырях. Первый немонастырский детский приют был открыт в Санкт-Петербурге в 1837 г., в дальнейшем количество приютов значительно возросло. Большинство детских приютов в Российской империи находились под управлением Ведомства учреждений императрицы Марии. После 1917 г. детские приюты закрыли. Вновь они стали создаваться в начале 1990-х гг. в качестве государственных учреждений, при религиозных и общественных организациях.Социальные институты КастаКа́ста, социальный институт, отличающийся замкнутостью, эндогамией и наследственностью общественного статуса и профессии. Происхождение касты в целом связывается с общественным разделением труда. Иерархия статусов касты связана с представлениями о ритуальной чистоте/нечистоте, жёстко регулирующими нормы поведения и формы общения между членами одной касты и между представителями разных каст. Кастовые различия часто сочетаются с этническими и конфессиональными. Касты характерны для многих архаических обществ Африки, Юго-Восточной Азии, Америки и др. В Индии система каст стала основой традиционной социальной структуры. В расширительном значении кастой называется замкнутая социальная группа, оберегающая свою обособленность, привилегии и интересы. 123