Протагор
Протаго́р (Πρωταγόρας; Протагор из Абдер, Πρωταγόρας ὁ Ἀβδηρίτης) (после 490 г. до н. э. – после 421 г. до н. э.), древнегреческий мыслитель, педагог и законодатель, старейший из древних софистов (и первый, назвавший себя этим именем). Вёл жизнь странствующего лектора, преподавал и писал сочинения на темы теории познания, этики, политики, права, риторики, языкознания, долго жил в Афинах, был близок к кругу Перикла и по его поручению составил свод законов для греческой колонии Фурии в Южной Италии в 444/443 г. до н. э. По одной версии, был обвинён в атеизме («нечестии»), осуждён за своё сочинение «О богах» и приговорён к изгнанию, однако Платон изображает его дожившим до глубокой старости и окружённым всеобщим почётом в Афинах.
В античной философии Протагор – важнейший представитель феноменализма в теории познания, антропологизма в этике и философии права и поборник народного правления (демократии), т. е. идейный антипод Платона. Сочинения Протагора не сохранились, его воззрения известны по немногочисленным фрагментам (цитатам) у позднейших авторов, прежде всего у Платона, который посвятил ему одноименный диалог («Протагор»), изображающий встречу и беседу Протагора с Сократом на тему добродетели. Автор знаменитого изречения «Человек есть мера всех вещей: действительных в том, что они действительны, недействительных в том, что они недействительны». Платон в диалогах «Теэтет» и «Кратил» сближал это изречение с гераклитовским «течением всех вещей» и интерпретировал его как принцип релятивизма и субъективизма: объективной истины не существует, для всякого верны только его собственные утверждения и ощущения. Такая интерпретация основана на понимании слова «человек» как индивидуального субъекта. Однако сам же Платон в «Законах» указывал на возможность принципиально другого (более правильного) понимания слова «человек» в смысле человеческого рода в противоположность богам. При таком понимании фрагмент не имеет ничего общего с субъективизмом, а провозглашает принцип антропологизма: человек, а не бог является критерием истины (действительности) и законодателем в сфере моральных и правовых ценностей, таких как справедливость и т. п. Антропоцентрический тезис Протагора отменяет противопоставление «человеческого» (низшего) и «божественного» (высшего) знания (например, у Парменида и Гераклита), к которому апеллировали консервативные мыслители (Платон и пифагорейцы), и провозглашает свободу морали от религии, а также служит обоснованием суверенного народного волеизъявления в политике и законодательстве, не нуждающегося в божественной санкции (например, Дельфийского оракула). В трактате «О первобытном состоянии человечества» Протагор развивал типичную для эпохи софистики теорию прогресса человеческого рода с переходом от состояния дикости и беззакония к цивилизации и праву без какой-либо помощи богов. В риторике и эристике (искусстве спора) Протагор описывал приёмы, как «повернуть» проигрышный тезис выигрышным, в грамматике впервые предложил деление имён на три рода: мужской, женский и «инструментальный» (т. е. средний).