«Metroid» (серия игр)
«Metroid», японская видеоигровая франшиза в жанре экшен-приключения, разработанная компанией Nintendo. Отличается особой атмосферой, сочетающей научную фантастику и хоррор. Отдельные части франшизы регулярно попадают в списки лучших игр в истории. Повлияла на развитие двухмерных приключенческих игр, в частности на формирование жанра метроидвания, трёхмерных консольных шутеров, а также на создание таких проектов, как «Hollow Knight», «Cave Story», «Ori and the Blind Forest», «Dead Cells» и др.
Сюжет и хронология
При создании оригинальной игры «Metroid» (1986) геймдизайнер Сакамото Ёсио вдохновлялся фильмом «Чужой» («Alien», 1979, режиссёр Р. Скотт). В частности, дизайн мира и персонажей создавались под влиянием работ Х. Гигера, придумавшего образ монстра. Создатели «Metroid» стремились воссоздать мрачную атмосферу космического хоррора, чтобы заставить игрока почувствовать себя потерянным на заброшенной планете или космической базе, переполненных смертоносными чудовищами. Кроме того, в серии игр поднимаются похожие темы и архетипы, что и во франшизе «Чужой», например мотив материнства и отношений между человеческим и инопланетным организмами.
Сюжет серии «Metroid» разворачивается в далёком будущем. В году 20Х5 С.С. – по космическому календарю – конфликт между Галактической Федерацией и Космическими Пиратами продолжает нарастать. На пустынной планете SR388, захваченной пиратами, обнаружена загадочная форма жизни – метроиды. Внешне похожие на морских медуз, они очень быстро размножаются и способны заразить и уничтожить целую планету. Федерация, опасаясь, что пираты смогут воспользоваться метроидами с целью посеять хаос во вселенной, решает, что нужно нанести решающий удар по базе Космических Пиратов на планете Зебес и, пока не поздно, ликвидировать их лидера – Материнский Мозг. На задание отправляется лучшая охотница за головами Самус Аран.
Источником силы Самус является её кибернетический костюм, соединённый с телом. На Зебесе она открывает новые способности и находит разные виды оружия, чтобы одолеть злодеев-монстров Крейда, Ридли и Материнский Мозг.
В «Metroid II: Return of Samus» (1991) после победы над Пиратами Самус отправляется на планету SR388, чтобы уничтожить всех метроидов и не дать никому воспользоваться их силой. Однако одолеть существ не так просто: они невосприимчивы к обычному оружию, но уязвимы к холоду. Чтобы добраться до Королевы метроидов, Самус необходимо сперва уничтожить четырёх её стражей – Альфу, Гамму, Зету и Омегу. Уничтожив Королеву и всех метроидов, Самус неожиданно находит маленькое яйцо в пещере. На её глазах рождается детёныш метроид, он решает, что охотница за головами – его мать. Малыш следует за Самус, и вместе они улетают с вымершей планеты.
События «Super Metroid» (1994) начинаются с прибытия Самус и Малыша-метроида в космическую колонию «Церес». Учёные с интересом начинают исследовать загадочное существо, однако вскоре на базу нападает лидер Космических Пиратов Ридли. Злодей крадёт Малыша и улетает с ним на планету Зебес. Самус отправляется вслед за ними.
Сразив боссов Космических Пиратов, включая самого Ридли, Самус в глубине подземной базы встречает Малыша, который к тому времени вырос до огромных размеров. Метроид нападает на охотницу и, не узнав её, высасывает из неё всю энергию. Самус восстанавливает силы и бросает вызов Материнскому Мозгу, который мутировал и стал намного могущественнее. Героиня проигрывает ему в неравной схватке, но в последний момент ей на помощь прилетает Малыш. Мозг убивает Малыша, однако тот успевает передать свою энергию Самус. Охотнице удаётся нанести решающий удар чудовищу и сбежать с гибнущей планеты.
Игра «Metroid: Other M» (2010) продолжает события «Super Metroid» и интересна прежде всего тем, что фокусируется на психологическом состоянии Самус Аран, потерявшей в бою Малыша, с которым у них образовалась связь. Героиня намного более уязвима в этой части, раскрываются её детские травмы, страхи, отношения с другом Адамом Малковичем. Вместе они попадают в «Metroid: Other M» на звездолёт «Бутылочный корабль», который подавал сигналы бедствия. Здесь Самус и Адам, отбившись от монстров, встречают учёного Мадлен Бергман, которой удалось воскресить метроидов и избавить их от уязвимости к низким температурам. Адам принимает решение, пожертвовать собой, чтобы взорвать Сектор-Ноль – часть корабля, в которой обитают метроиды. Самус тщетно пытается его остановить, но другого выхода нет. Вскоре выясняется, что глава космических пиратов Материнский Мозг был создан Мадлен, чтобы наладить контакт с метроидами. Однако учёные утратили контроль над кибернетическим существом. В финале Самус, Мадлен и выживший солдат отряда Адама по имени Хиггс уничтожают андроида «Мелиссу», мозг которой являлся реконструированной копией Материнского Мозга.
С метроидами было покончено навсегда. Чтобы убедиться в этом, в «Metroid Fusion» (2002) Самус вместе с экспедицией учёных Галактической Федерации отправляются вновь на планету SR388. Здесь на охотницу нападает неизвестный паразит X, и она теряет сознание. Вскоре Самус очнулась в больнице и узнала, что вирус поразил её центральную нервную систему. Спасти её от смерти удалось только благодаря вакцине, созданной из сохранившегося биоматериала Малыша-метроида. Теперь охотница устойчива к клеткам паразита X, но переняла уязвимость всех метроидов к холоду. Набравшись сил, Самус отправляется на новое задание – исследовать космическую станцию BSL. На её космическом корабле установлен новый бортовой компьютер, названный в честь Адама Малковича. Он направляет охотницу в её приключении. На станции она обнаруживает, что здесь буйствует паразит X и поражает всё живое. Мутировавший вирус SA-X мимикрировал под саму Самус и защищает базу от посторонних. Федерация желает заполучить SA-X себе для использования в военных целях, однако охотница за головами решает уничтожить паразита из страха, что он сможет заразить другие планеты.
Мимикрирующий паразит X тем не менее не был уничтожен окончательно. В «Metroid Dread» (2021) Самус получает видеосообщение, на котором запечатлён один из биологических организмов. Федерация отправила на отдалённую планету ZDR семь роботов EMMI, чтобы предотвратить распространение вируса, однако все они перестали выходить на связь. Самус, имеющая иммунитет к паразиту, отправляется выяснить, в чём дело. На планете она встречает древнего воина расы Чозо – он побеждает Самус в битве и отнимает у неё все её способности. Выжив, героиня решает разыскать незнакомца и вернуть силы. Охотница встречает потерянных EMMI, перенастроенных против неё. От одного из них Самус спасает другой Чозо по кличке Тихая Мантия. Тот рассказывает охотнице, что много лет назад Чозо проникли на планету SR388, чтобы уничтожить угрозу метроидов и паразитов X. Однако злодей по кличке Клюв Ворона, который недавно сразил героиню в бою, пожелал завладеть силой метроидов и покорить вселенную. Его планам не удалось свершиться – началась война кланов Чозо, а ко времени её окончания Самус уже уничтожила всех метроидов в галактике. Узнав, что охотница за головами хранит внутри себя клетки спасённого с SR388 Малыша, Клюв Ворона решает заманить Самус на ZDR и создать из её ДНК армию могущественных метроидов. В решающей схватке со злодеем в Самус просыпаются силы Малыша. Научившись управлять ими, она уничтожает врага и спасается с планеты до того, как она взрывается.
Во франшизе «Metroid» также есть отдельная трилогия «Metroid Prime» (2002, 2004, 2007), действие которой разворачивается между «Metroid» и «Metroid II: Return of Samus». Трилогия официально признана канонической и чётко вплетена в структуру основной двухмерной серии «Metroid». Также к ней примыкают две мультиплеерные игры «Metroid Prime Hunters» (2006) и «Metroid Prime: Federation Force» (2016), события которых составляют сюжетную ветку «Metroid Prime», но дополняют её незначительно. «Metroid Prime: Federation Force» интересен прежде всего тем, что Самус Аран впервые не выступает протагонисткой франшизы. Главными героями данной игры являются морпехи Галактической Федерации, сражающиеся с Космическими Пиратами.
Действие «Metroid Prime» (2002) разворачиваются на планете Таллон IV, некогда населённой расой Чозо. Много лет назад на неё упал метеорит и распространил повсюду мутаген Фазон. Следуя за кибернетической копией пирата Ридли, Самус попадает на Таллон IV. В руинах дворца Чозо она находит лабораторию Космических Пиратов. Именно здесь они хранили образцы метроидов для испытаний. Собрав древние артефакты Чозо и используя особый костюм, поражённый Фазоном, героиня бросает вызов огромному мутировавшему Главному метроиду. После финальной битвы Самус спасается, но Главный метроид успевает захватить её фазоновый костюм. Игра заканчивается сценой, в которой существо превращается в двойника Самус – Тёмную Самус. Она становится главным антагонистом следующих двух игр трилогии.
В «Metroid Prime 2: Echoes» (2004) Федерация поручает Самус отыскать пропавший космический корабль на планете Эфир, населённой враждующими расами Ингов и Люминотов. Прибыв на место крушения, охотница обнаруживает, что Космические Пираты всюду распространили Фазон. Из-за этого начал расти Тёмный Эфир, зловещая копия целой планеты, которая может поглотить всю галактику. Чтобы предотвратить катастрофу, Самус, путешествуя из Светлого Эфира в Тёмный Эфир, столкнётся с Тёмной Самус.
Спустя полгода Самус Аран и других охотников за головами Галактической Федерации атакуют Космические Пираты. Как оказалось, возглавляет террористов Тёмная Самус, которая выжила после битвы на планете Эфир. Чтобы раз и навсегда покончить со своим двойником, героине предстоит уничтожить источник зла – живой мутаген Фазон, медленно пожирающий одну планету за другой. Финальная битва разворачивается в игре «Metroid Prime 3: Corruption» (2007).
Серия «Metroid» имеет чёткую хронологию и сюжетную арку Самус Аран и метроидов. В традиционных двухмерных частях история подавалась лаконично, через игровой процесс, локации и немногочисленные сообщения, которые находила героиня. В трёхмерных частях вселенная франшизы значительно расширяется, появляются кат-сцены, диалоги, вводятся новые персонажи и планеты. Серия фокусируется на Самус Аран, её истории, переживаниях и эволюции. События «Metroid» раскрываются через её перспективу.
Игровой процесс
Разработчики оригинальной игры «Metroid» стремились создать смесь из двух других успешных проектов Nintendo – «Super Mario Bros.» (1985) и «The Legend of Zelda» (1986). Игровой процесс совмещал прыжки по платформам и нелинейное прохождение в условно открытом мире. Главную ставку авторы делали на исследование – игрок должен почувствовать себя затерянным на мрачной планете.
«Metroid» не даёт подсказок игроку, в каком направлении двигаться и в чём состоит его задача. Где и как найти необходимые для прохождения способности для Самус Аран, пользователям также нужно было разбираться самостоятельно путём исследования многочисленных комнат. Дизайн уровней и локаций в «Metroid» намеренно сложен и запутан, при этом у игрока нет карты для ориентирования на местности.
В оригинальном «Metroid» была заложена формула игрового процесса, которая до сих пор используется во многих видеоиграх жанра экшен-приключения. Самус Аран, в роли которой выступает игрок, сначала умеет лишь ходить, прыгать и стрелять. В самом начале первой локации «Metroid» игрок сталкивается с непреодолимой стеной с маленьким проходом внизу, в который героиня не может пролезть. Тогда игрок решает пойти назад, чтобы отыскать выход. Там он находит первую способность – «Морф-мяч» (Morph ball), позволяющий Самус превращаться в мяч и преодолевать узкие коридоры. В дальнейшем игра строится на поиске подобных новых способностей, открывающих игроку возможность проходить ранее закрытые локации и помещения, находить секретные предметы и одолевать боссов. Таким образом, игра мотивирует к исследованию и постоянному перепрохождению уже изученных уровней. Позднее эта формула была доведена до совершенства в «Super Metroid» и вошла в основу жанра «метроидвания».
Двухмерные игры «Metroid» продолжали и развивали заложенную в первой части концепцию. Добавлялись новые виды оружия, способности и улучшения костюма Самус. В поздних частях, в ремейке второй игры «Metroid: Samus Returns» (2017) и «Metroid Dread» Самус научилась делать подкат и парировать атаки врагов. На парировании построены и битвы с боссами. Если вовремя нажать кнопку контрудара, открывается возможность нанести критический удар по врагу.
«Metroid» была перенесена в трёхмерное пространство позже других крупных франшиз Nintendo, таких как «Super Mario» и «The Legend of Zelda». По словам геймдизайнера Ёкио Сакамото, он не мог представить, как Самус Аран будет двигаться с помощью аналогового стика на геймпаде. Он изначально стремился перенести в 3D нелинейную структуру игры «Super Metroid».
В отличие от двухмерных игр серии, в трёхмерной «Metroid Prime» игрок управляет Самус от первого лица. Игра заимствует множество геймплейных особенностей жанра шутера, сохраняя привычные для «Metroid» механики прыжков по платформам и поиска предметов для дальнейшего прохождения.
Разработчики предприняли попытку скрестить игровой процесс двухмерных и трёхмерных игр в «Metroid: Other M». Однако, в отличие от лучших игр франшизы, в ней делался акцент на сражениях, в частности ближнем бое, а также на сюжете и кат-сценах, в которых раскрывались подробности мира и предыстория Самус Аран.
Одной из ярких особенностей серии «Metroid» являются секреты и скрытые локации. Игра мотивирует к их поиску, к доскональному изучению каждой комнаты. Переходы на следующую локацию порой очень тщательно скрыты, необходимо буквально простреливать каждый сантиметр уровня, использовать все доступные навыки. «Metroid» в значительной степени предлагает игроку иммерсивный опыт прохождения, требуя от него творческого подхода к изучению игры.
Спин-оффы и культурное наследие
Серия «Metroid» началась в 1986 г. с выходом игры «Metroid» на консоли NES (для периферийного устройства Family Computer Disk System). Всего в основной линейке, включая трёхмерную серию «Metroid Prime» и ремейки первых двух частей, насчитывается 13 игр: 1) «Metroid» (1986); 2) «Metroid II: Return of Samus» (1991); 3) «Super Metroid» (1994); 4) «Metroid Fusion» (2002); 5) «Metroid Prime» (2002); 6) «Metroid: Zero Mission» (2004); 7) «Metroid Prime 2: Echoes» (2004); 8) «Metroid Prime Hunters» (2006); 9) «Metroid Prime 3: Corruption» (2007); 10) «Metroid: Other M» (2010); 11) «Metroid Prime: Federation Force» (2016); 12) «Metroid: Samus Returns» (2017); 13) «Metroid Dread» (2021).
Ремейки первых двух частей франшизы – «Metroid: Zero Mission» и «Metroid: Samus Returns» – значительно совершенствуют и осовременивают геймплей оригинальных «Metroid» и «Metroid II: Return of Samus». Во многом «Metroid: Zero Mission» переделывает первую игру на основе «Super Metroid» с похожими графикой и управлением. Также в её финале предлагается пройти дополнительную миссию, в которой Самус утрачивает костюм и все способности и пытается остановить Космических Пиратов, скрываясь от их солдат. Сюжетно игра перебрасывает мост между «Metroid» и «Metroid Prime». В 2009 г. была выпущена «Metroid Prime Trilogy» для Wii с рядом улучшений.
«Metroid: Samus Returns» переделывает игру с портативной консоли Game Boy в трёхмерном пространстве, сохраняя двухмерный игровой процесс и вид сбоку. Сюжет остаётся прежним, хотя он значительно расширился и сильнее вписан в канон.
Помимо двух ремейков у франшизы есть спин-офф 2005 г. «Metroid Prime Pinball». Сохранив эстетику и узнаваемые черты серии, игра представляет собой серию пинболовых арен, на которых необходимо выбить мячом определённое количество очков. К основным механикам пинбола прибавились прыжки от стен, оружие и другие характерные особенности «Metroid».
Самус Аран является одним из самых узнаваемых персонажей игр компании Nintendo. Она появлялась в качестве гостя во многих её франшизах. Самус – постоянный боец файтингов «Super Smash Bros.» (1999–2018), в которых также присутствуют арены, вдохновлённые локациями из разных частей «Metroid», музыкальные треки и некоторые предметы. В игре «Super Smash Bros. Ultimate» (2018) также в качестве бойцов появились главные соперники Самус – космический пират Ридли и Тёмная Самус.
В качестве камео Самус можно увидеть в играх «Super Mario RPG» (1996), «Kirby Super Star» (1996), «Kirby′s Dream Land 3» (1997) и в серии «Wario» (1994–2021).
«Metroid» считается одной из самый влиятельных видеоигровых франшиз. Она повлияла не только на эволюцию двухмерных игр, но и трёхмерных консольных шутеров. Хотя продажи игр «Metroid» всегда были небольшими сравнительно с другими крупными сериями Nintendo (в общей сложности было куплено более 17 млн копий), они приобрели культовый статус. «Metroid», «Super Metroid» и «Metroid Prime» регулярно попадают в списки лучших игр всех времён по версии изданий IGN и Edge.
Двухмерные игры «Metroid» стояли у истоков жанра метроидвания и напрямую повлияли на самую известную игру этого жанра «Castlevania: Symphony of the Night» (1997). «Super Metroid» остаётся источником вдохновения для многих инди-разработчиков. Игры «Cave Story» (2004), «Axiom Verge» (2015), «Hollow Knight» (2017) и многие другие популярные независимые проекты так или иначе являются оммажем серии. Многие игровые журналисты признают влияние «Metroid» на «Dark Souls» (2011), в частности указывая на похожую нелинейную структуру прохождения и превалирующий мотив исследования игрового мира в поисках секретов и скрытых проходов.
Самус Аран попала в Книгу рекордов Гиннесса как первая женщина-протагонист в популярной видеоигре. Хотя она не была самой первой, она остаётся одной из самых узнаваемых и знаменитых героинь видеоигр на протяжении десятилетий.
Оригинальный «Metroid» стоял у истоков фанатского сообщества «спидраннеров», члены которого проходят видеоигры на скорость. Игра мотивировала проходить её как можно быстрее, поскольку для самых быстрых игроков Самус снимала свой боевой костюм и показывалась в одном бикини. В последующих двухмерных играх франшизы разработчики намеренно добавляли различные скрытые возможности для скоростного прохождения, поощряя «спидраннеров».
Важную часть вселенной «Metroid» играют официальные комиксы и манга. В 2003–2004 гг. выходила одноимённая манга, в которой раскрывалась история Самус Аран, предшествовавшая событиям первой игры. В США выходили комиксы «Super Metroid» (1994) и «Metroid Prime» (2002), адаптировавшие истории одноимённых видеоигр. Самус Аран появлялась в выпусках американских комиксов «Captain N Comics» в конце 1980-х гг., а также в японской манге «Samus and Joey» (2002–2005), где охотница за головами путешествует с несносным подростком Джоуи, считающим себя её учеником.