Game Boy
Game Boy («Геймбой»), портативная игровая консоль 4-го поколения, выпущенная в 1989 г. японской компанией Nintendo. В дальнейшем устройство обрело культовый статус. Продажи Game Boy и Game Boy Color превысили 118 млн экз.
В Game Boy совмещались функционалы домашней консоли Nintendo Entertainment System (аппаратным клоном является приставка Dendy) и переносной электронной игры Game & Watch (аналогична серии электронных игр «Электроника ИМ»).
История создания
Впервые идею портативной игровой консоли реализовала американская компания Milton Bradley в 1979 г., выпустив консоль Microvision, которая затем производилась в течение 3 лет. За это время для неё было создано 12 игр. Однако большое количество технических проблем заставили Milton Bradley свернуть производство.
В 1980 г. инженер и разработчик японской компании Nintendo Ёкои Гумпэй разработал и выпустил со своей командой на рынок серию портативных электронных игр Game & Watch, пользовавшуюся большой популярностью. Она не являлась портативной игровой консолью, т. к. на каждом устройстве могла быть только одна предустановленная игра. Этот опыт дал Ёкои технологическую базу для дальнейших проектов и позволил выпустить в 1989 г. первую консоль Game Boy. Инженеры Nintendo отказались использовать на консоли цветной дисплей, из-за этого приставку ещё до выхода критиковали за несовременность. Однако отказ от цветного дисплея позволил уменьшить корпус за счёт отсутствия дополнительных элементов питания, существенно увеличить автономность и сохранить относительно низкую стоимость. Эти факторы в дальнейшем сделали Game Boy лидером на рынке портативных консолей. За первые 2 недели продаж в Японии реализовали более 200 тыс. устройств, а в США было продано 40 тыс. консолей за первый день продаж (Шефф. 2017).
8-битная портативная консоль обладала жидкокристаллическим монохромным дисплеем с разрешением 160 × 144 пикселя, динамиком и работала от 4 батареек АА (первая версия работала от 2 батареек), обеспечивающих 15 ч автономной работы. Игры распространялись и хранились на сменных картриджах. Кроме того, консоль обладала разъёмом 3,5 мм для подключения наушников и специальным портом для подключения через кабель (Game Link Cable) другой консоли Game Boy для многопользовательской игры.
На рубеже 1980–1990-х гг. свои портативные консоли презентовали компании Atari и Sega. Несмотря на то что их консоли обладали лучшими техническими характеристиками, Game Boy за счёт надёжности, размера, времени автономной работы и цены сохранил лидерство.
Консоль неоднократно подвергалась технической ревизии. В 1996 г. вышел Game Boy Pocket – более компактная версия, а в 1998 г. Game Boy Light – с подсветкой экрана. В этом же году была представлена новая консоль Game Boy Color c цветным дисплеем, выпускавшаяся вплоть до 2003 г.
В 2001 г. компания Nintendo выпустила консоль Game Boy Advance, ставшую консолью 2-го поколения Game Boy. Game Boy Advance существенно отличался от предшественников технологическим оснащением. Новый Game Boy был 32-битным, обладал цветным экраном с разрешением 240 × 160 пикселей. В этой серии вышли Game Boy Advance SP (2003), выполненный в другом формфакторе и обладающий подсветкой, и Game Boy Micro (2005) – компактная версия консоли 2-го поколения, завершившая линейку Game Boy.
Игры и влияние
В момент выпуска в 1989 г. Nintendo представила 6 игр для Game Boy. Среди них игра из серии про водопроводчика Марио, «Тетрис», «Маджонг», «Теннис», «Бейсбол» и арканоид «Alleyway».
В дальнейшем для Game Boy портировались и выпускались версии ключевых франшиз Nintendo: «Kirby», «Donkey Kong», «The Legend of Zelda» и др. Выпускались знаменитые серии других разработчиков: «Mega Man» от Capcom, «Pac-Man» от Namco, «Castlevania» от Konami и др.
Безусловным хитом, укрепившим популярность Game Boy и ставшим основой одной из ключевых франшиз для Nintendo, оказалась игра «Pocket Monsters», вышедшая в 1996 г. и при адаптации для западного рынка превратилась в «Pokémon».
Game Boy произвёл революцию на рынке портативных устройств, сформировав индустрию портативного и повлияв на индустрию мобильного гейминга. Маркетологи Nintendo впервые не только позиционировали консоль как развлечение для детей, но и разработали отдельную рекламную кампанию для взрослых. Важным фактором, повлиявшим на популярность консоли, стала лицензионная версия игры «Тетрис», получившая широкое распространение в Японии, США и Европе. Хотя Nintendo в дальнейшем выпускала и другие портативные игровые консоли, такие как Nintendo DS, Nintendo 3DS, Nintendo Switch, именно Game Boy обрёл культовый статус и стал неизменным атрибутом репрезентации и ностальгии по 1990-м гг. в популярной культуре.
Game Boy в России
В 1995 г. Game Boy начали официально продавать в России, дистрибуцией занималась компания Steepler. В отличие от Dendy, Game Boy продавался как оригинальная консоль.
По телевидению была запущена рекламная кампания. Был показан рекламный сюжет в телевизионной передаче С. Е. Супонева «Денди – Новая реальность» (спонсором программы была компания-дистрибьютор Steepler). Однако эти шаги не сделали консоль настолько же популярной в России, как в остальном мире.
Во многом неудача консоли в России связана с высокой ценой на сам аппарат и на картриджи с играми. Кроме того, на российском рынке у Game Boy был крупный конкурент – китайская портативная консоль Brick Game, более известная как «Тетрис» (портативная консоль), стоимость которой была значительно ниже, а игры были встроены.