Nintendo Switch
Nintendo Switch, гибридная игровая консоль. Разработана компанией Nintendo и выпущена в 2017 г. Может использоваться как портативное устройство, а при подключении к док-станции – как стационарная игровая система, выводящая изображение на телеэкран или монитор. Оснащена двумя контроллерами – джойконами (англ. Joy-Con, от joy – веселье и con – контроллер), которые либо используются в съёмном виде, будучи подключёнными по беспроводной технологии, либо присоединяются к корпусу консоли. Общее число проданных экземпляров Nintendo Switch превысило 132 млн, что делает данную консоль самым успешным устройством Nintendo (конец 2023).
История создания
После старта продаж консоли Wii U в конце 2012 г. компания Nintendo рассчитывала удержать лидерство на рынке, однако понесла заметные финансовые потери из-за низких коммерческих показателей на фоне перехода к 8-му поколению консолей в 2012–2014 гг. Чтобы восстановить свои позиции, компания начала разработку новой консоли в рамках асимметричной корпоративной стратегии: вместо того чтобы соревноваться в технических характеристиках и производительности, Nintendo сосредоточилась на создании новых качественных игр и консоли, которая обеспечила бы пользователям максимальную свободу в выборе способа взаимодействия с игрой (Ohannessian. 2017).
В соответствии с выбранным подходом учитывались как технологические наработки предыдущих поколений игровых устройств компании Nintendo, так и культурная специфика различных сегментов аудитории. В то время как американцы и европейцы обычно играют дома в одиночестве, игроки из Японии чаще предпочитают играть на ходу или в больших компаниях (Peckham. 2017). Принимая во внимание эти различия, в Nintendo сосредоточились на развитии технологий беспроводного управления, внедрённых ещё в период активных продаж консоли Wii, и доработали контроллеры таким образом, чтобы игроки могли использовать их не только в стационарном, но и в мобильном режиме, совершая те или иные действия в играх при помощи движений рук (McAloon. 2018). Так родилась концепция гибридной видеоигровой системы, которая может выступать как стационарной, так и портативной консолью.
Выход на рынок и коммерческие показатели
Первые сообщения о разработке новой консоли под кодовым названием NX появились весной 2015 г. Официально выход устройства анонсирован 20 октября 2016 г. под рыночным названием Nintendo Switch, а старт продаж запланирован на весну 2017 г. (Reilly. 2016). Релиз состоялся в марте на всех ключевых рынках: в Японии, США, Канаде, Австралии и в странах Европейского союза; в декабре 2019 г. компания Nintendo официально начала продавать консоли Nintendo Switch в Китае. Единственными крупными рынками, не охваченными на старте продаж, были Индия и Бразилия: консоль поставлялась туда либо посредством параллельного импорта, либо через официальных реселлеров. В сентябре 2019 г. выпущена более дешёвая модификация консоли – Nintendo Switch Lite, не снабжённая съёмными контроллерами и не подключаемая к телеэкрану или монитору. В октябре 2021 г. Nintendo выпустила модификацию консоли с улучшенными техническими характеристиками и OLED-дисплеем, полностью совместимую с библиотекой игр для стандартной модели, а также со всеми ранее выпущенными аксессуарами.
Вместе с консолью на рынок начали поставляться различные периферийные устройства, составляющие с Nintendo Switch единую цифровую экосистему. В их число вошли, например, Pro Controller – дополнительный контроллер, предназначенный в первую очередь для файтингов и шутеров от первого лица, а также Ring Fit – специальное устройство, прикрепляемое к телу для взаимодействия с играми, стимулирующими физическую активность, и отслеживающее некоторые показатели жизнедеятельности организма (число сжигаемых калорий, частота пульса и т. д.).
В 2018 г. выпущена серия игр-конструкторов Nintendo Labo, разработанная специально для детей. Каждая игра состоит из двух взаимосвязанных компонентов: среды разработки в виде цифрового контента и набора материалов, с помощью которых игрок может создавать различные предметы (игрушечный автомобиль, фортепиано, удочка и т. д.), интегрируя их с контроллерами в особое устройство – Toy-Con (от англ. toy – игрушка и con – контроллер). Используя Toy-Con в ходе игрового процесса можно не только по-разному управлять объектами на экране консоли, но и физически взаимодействовать с собранным устройством: так, Toy-Con в форме фортепиано оснащён клавишами, воспроизводящими звуки музыкального инструмента (Webster. 2018).
Хотя многие игры для Nintendo Switch распространялись на картриджах (компания впервые использовала этот носитель со времён релиза Nintendo 64 в 1996), консоль поддерживала онлайн-сервисы (Nintendo Online), позволяющие не только взаимодействовать с играми при помощи консолей предыдущих поколений, но и покупать цифровые копии новых игр в фирменном магазине.
С выпуском консоли Nintendo Switch компания отказалась от приоритетной поддержки собственных видеоигр и перешла к новой стратегии, нацеленной на сотрудничество с широким кругом разработчиков, включая как гигантов индустрии, так и мелкие независимые команды (Plante. 2017; Shea. 2017). Эта политика открытости была реакцией на коммерческий провал консоли Wii U, одной из главных причин которого стал недостаток качественных игр, вызванный жёсткими ограничениями Nintendo на совместные проекты с другими компаниями (Stewart. 2017). Стратегическая ставка на сотрудничество оказалась выигрышной в долгосрочном плане: благодаря тому что на Nintendo Switch были портированы многие игры из популярных франшиз («Grand Theft Auto V», «The Witcher III», «Mortal Kombat 11» и др.), а также инди-хиты («Minecraft», «Among Us» и др.), компания значительно расширила аудиторию пользователей и выдержала конкуренцию с более мощными консолями 8-го поколения.
Общие оценки консоли в профильной прессе были положительными: критики отметили проработанность гибридной концепции Nintendo Switch, в то же время обратив внимание на небольшой выбор игр, не позволяющий использовать весь потенциал консоли на старте продаж (Saed. 2017). И если проблема нехватки игр была постепенно преодолена, то гораздо бо́льшим вызовом оказалась техническая неисправность, повлёкшая за собой череду судебных разбирательств.
Несмотря на скандал с «дрифтом», коммерческие показатели Nintendo Switch превзошли прогнозы компании-производителя: к сентябрю 2023 г. по всему миру было продано свыше 130 млн экземпляров устройства. Стабильно высоким продажам способствовала не только оперативная корректировка политики Nintendo в ходе судебного разбирательства, но и поддержка игр от сторонних разработчиков, а также выпуск на рынок различных версий консоли в широком ценовом диапазоне. С коммерческой точки зрения Nintendo Switch является наиболее успешной консолью Nintendo за всё время существования компании и третьей самой продаваемой консолью в истории индустрии (после Sony PlayStation 2 и Nintendo DS), если учитывать продажи стационарных и портативных моделей одновременно (Consolidated Financial Highlights).
Значимые игры и культурное влияние
Среди игр, выпущенных для консоли Nintendo Switch, выделяется несколько эксклюзивных релизов, не только ставших коммерческими хитами, но и оказавших заметное влияние на развитие видеоигровой индустрии в целом. Так, приключенческий экшен «The Legend of Zelda: Breath of the Wild» (2017; часть популярной франшизы «The Legend Of Zelda», развиваемой с 1986) стал одной из самых продаваемых игр для Nintendo Switch (свыше 31 млн проданных копий) и получил всеобщее признание критиков. Проект примечателен реалистично воспроизведёнными физическими законами и гармоничной интеграцией множества разнообразных механик в процесс освоения открытого мира игры, обеспечившими новый уровень погружения в игровой процесс. Ведущие гейм-дизайнеры франшиз «Assassin’s Creed» и «The Witcher» отмечали, что концепция открытого мира, реализованная в «Breath of the Wild», оказала значительное влияние на их проекты; в дальнейшем многие влиятельные разработчики (например, автор серии «Dark Souls» Миядзаки Хидэтака) признавались, что игра послужила для них источником вдохновения (Luibl. 2021).
Достижения игры «The Legend of Zelda: Breath of the Wild» были развиты в сиквеле «The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom» (2023). Новый проект сохранил многие черты предыдущей части франшизы, значительно расширив не только масштабы игрового мира, но и возможности взаимодействия с объектами в нём. В частности, игроки могли самостоятельно конструировать разнообразные средства перемещения по миру (а не только использовать существующие) или приручать местную фауну для путешествий (Hagues. 2023). Эта механика стала одной из самых популярных в сообществе поклонников «Tears of the Kingdom» и породила множество тематических видеороликов, в которых игроки соревнуются в экзотичности собранных ими средств передвижения.
Одним из популярных эксклюзивов для консоли Nintendo Switch стал платформер «Super Mario Odyssey» (2017; очередная часть франшизы «Super Mario», развиваемой с 1983), поддерживающий технологию виртуальной реальности, а также сочетающий в игровом процессе широкий спектр механик из прошлых игр серии. Игра снискала одобрение критиков, стала одним из самых коммерчески успешных проектов для Nintendo Switch с тиражом свыше 26 млн копий, получила множество наград и была признана рядом профильных изданий одной из лучших видеоигр.
Другой эксклюзивный проект для платформы Nintendo Switch – игра «Super Smash Bros. Ultimate» (2018; часть франшизы «Super Smash Bros.», запущенной в 1999), стала самым продаваемым файтингом за всю историю, с тиражом свыше 32 млн копий. Игра получила единогласное признание критиков и стала одной из дисциплин в киберспорте (Dahlgren. 2019; IR Information … 2023).
Помимо указанных наименований, для консоли Nintendo Switch были выпущены популярные игры из серии «Pokémon» (фирменная франшиза компании Nintendo), очередная часть симулятора жизни «Animal Crossing» – «Animal Crossing: New Horizons» (2020) и аркадная гоночная игра «Mario Kart 8 Deluxe» (2017), ставшие хитами продаж. И если успех «Mario Kart 8 Deluxe» был легко прогнозируем, поскольку игра представляла собой ремастер популярного проекта «Mario Kart 8» c дополнительным контентом, то коммерческий успех «Animal Crossing: New Horizons» стал неожиданностью и превратил игру в глобальный феномен.