Мартин-и-Солер Висенте
Марти́н-и-Соле́р Висе́нте, Атанасио Мартин Игнасио Висенте Тадео Франсиско Пелегрин Мартин-и-Солер (Atanasio Martín Ignacio Vicente Tadeo Francisco Pelegrín Martín y Soler) [2.5.1754, Валенсия – 30.1(11.2).1806, Санкт-Петербург], испанский композитор, капельмейстер, педагог.
Один из крупнейших композиторов, сочинявших в жанре оперы-буффа. Сын певчего кафедрального собора в Валенсии, получил певческую подготовку. В дальнейшем, предположительно, учился у Дж. Б. Мартини в Болонье. В 1775 г. дебютировал как оперный композитор в Мадриде. Получив звание придворного капельмейстера принца Астурийского – будущего испанского короля Карла IV (Мартин-и-Солер носил это звание до 1788), одновременно (до 1785) работал в Италии. Его оперы и балеты ставились в Неаполе (в том числе оперы-сериа «Ифигения в Авлиде», «Гиперместра», «Партенопа»; две последние на либретто П. Метастазио; все – театр «Сан-Карло», 1779–1782), Турине, Венеции, Парме и др. В 1785–1788 гг. жил в Вене; пользуясь расположением императора Иосифа II, поставил на придворной сцене три оперы на либретто Л. да Понте: «Благодетельный грубиян» (1786), «Редкая вещь, или Красота и добродетель» (1786; либретто по пьесе Л. Велеса де Гевары; мелодия из этой оперы использована В. А. Моцартом в финале 2 действия оперы «Дон Жуан»), «Древо Дианы» (1787). Венские оперы композитора, с изящной выразительной музыкой и занимательным сюжетом, принесли ему прижизненную славу.
С 1788 г. жил в Санкт-Петербурге (был известен как Мартини, Мартин, Мартан и т. п.), в 1790–1794 гг. придворный капельмейстер. Здесь шли его оперы «Редкая вещь...» (с 1788 в репертуаре Итальянской придворной труппы) и «Древо Дианы» (обе оперы с русским текстом И. А. Дмитревского в 1789–1800 занимали ведущее место в репертуаре Русской придворной труппы); поставлены написанные по заказу императорского двора комические оперы «Горе-богатырь Косометович» (1789; текст – политическая сатира на шведского короля Густава III), «Федул с детьми» (совместно с В. А. Пашкевичем, 1791; обе оперы на либретто Екатерины II), «Песнолюбие» (1790; пародия на оперу С. Шампейна «Меломания»). В трёх последних операх буффонный стиль приспособлен к требованиям русской комической оперы (с вкраплениями народных песен). В эти годы написаны балеты «Покинутая Дидона» (1792), «Оракул», «Амур и Психея» (оба 1793), которые с успехом шли на придворной сцене (все – балетмейстер Ш. Ле Пик); кантата «Благодетельное божество» по случаю заключения мира со Швецией (1790). Мартин-и-Солер руководил всеми придворными оперными постановками, в том числе операми Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы, А. Сальери и других итальянских композиторов. Среди его учеников в Театральном училище – певица Е. С. Сандунова.
В 1795 г. уехал в Лондон, где поставил свои комические оперы «Школа жён» и «Остров радости» (обе на либретто да Понте). Вернувшись в Санкт-Петербург (1796), служил капельмейстером Смольного института, давал уроки музыки в знатных домах. Последние известные сочинения, также исполненные в Санкт-Петербурге: итальянская опера «Деревенский праздник» (1798), балеты «Танкред» (1799, балетмейстеры Ле Пик, И. И. Вальберх), «Возвращение Полиорцета» (1800, балетмейстер П. Шевалье), Кантата по случаю освящения Мальтийской капеллы (1800).
В. Мартин-и-Солер – автор светских и духовных кантат, камерной вокальной музыки (каноны, дуэты, канцонетты и др.).