Опера-сериа
О́пера-се́риа (итал. opera seria – серьёзная опера), жанр итальянской оперы 18 в. на историко-легендарный, реже мифологический сюжет.
Термин стал использоваться во 2-й половине 18 в. как синоним «dramma per musica» (музыкальная драма), в противоположность термину опера-буффа. Истоки оперы-сериа лежат в литературной реформе академии «Аркадия» (1690-е гг.), связанной с возрождением в музыкальном театре жанра пасторали и обращением к нормам аристотелевской «Поэтики» и французского классицистского театра.
Радикальные преобразования были предприняты в 1700-х – 1710-х гг. венецианскими либреттистами (А. Дзено, П. Париати, Ф. Сильвани, Дж. Фриджимелика-Роберти, А. Пьовене) и композиторами (А. Лотти, К. Ф. Поллароло, Ф. Гаспарини). Эталонные тексты опер-сериа принадлежат либреттисту П. Метастазио, который воспринял результаты драматической реформы начала 18 в.: правило «трёх единств» (места, времени и действия), отказ от типичного для барочных трагикомедий смешения комических и серьёзных элементов в сюжете, 3-актное строение оперы (без аллегорического пролога), соблюдение логической связи сцен, разделение функций речитатива (развитие сюжета) и арии (воплощение аффекта), стабильная композиция сцены (чередование речитатива и арии «на уход» персонажа), прояснение языка, исключение вульгаризмов и диалектизмов.
Первый этап развития оперы-сериа – 1720-е – 1730-е гг.: «золотое десятилетие», время появления шедевров жанра у композиторов преимущественно неаполитанской школы. Ключевой фигурой в создании опер-сериа 1720-х – начала 1730-х гг. был Л. Винчи, автор 6 опер на либретто П. Метастазио, среди которых: «Покинутая Дидона» (1726), «Катон в Утике» (1728) и «Артаксеркс» (1730). Важную роль в утверждении общенационального значения неаполитанской оперы-сериа сыграл Н. Порпора: его оперы на тексты Метастазио ставились в Венеции, Риме, Милане, Турине, Реджо-Эмилии. В 1730-х гг. лидирующую позицию в Неаполе заняли Л. Лео и Дж. Б. Перголези, наиболее тесный творческий контакт у Метастазио сложился с И. А. Хассе.
В музыкальной поэтике опер-сериа 1720-х – 1730-х гг. господствовал принцип кьяроскуро (итал. chiaroscuro – светотень), согласно которому арии чередовались по принципу контраста (нередко контрастировали и части в самой арии); утвердились музыкальные средства основных образных сфер (лирической и героической); сложились типичные приёмы построения речитатива и его разновидностей – secco («сухой», в сопровождении чембало) и accompagnato («аккомпанированный», сопровождаемый другими инструментами оркестра), формы сольных номеров. Несмотря на типизацию, индивидуальные стили композиторов отличались значительным своеобразием.
Во 2-й период развития оперы-сериа (1740-е – 1770-е гг.) тип либретто, созданный П. Метастазио, приобрёл чрезвычайную популярность во всех европейских странах. Большинство композиторов работали за пределами Италии, доминирующее положение занимали И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Б. Галуппи, Т. Траэтта, И. К. Бах, Дж. Ф. ди Майо, Д. Перес. В областях музыкальной композиции и драматургии параллельно развивались тенденции к большей драматизации (введение ансамблей, повышение роли динамичных аккомпанированных речитативов и активных арий у Л. Лео, Б. Галуппи, Н. Йоммелли) и «идеализации» жанра [приоритет лирической сферы, образцовое воплощение аффектов, равновесие и совершенство формы и общей композиции (И. А. Хассе, И. К. Бах)].
В 1760-х – 1770-х гг. в ряде европейских городов (Парма, Штутгарт, Мангейм, Санкт-Петербург) были осуществлены многочисленные попытки реформы оперы-сериа, как правило, под воздействием французских вкусов (композиторы Т. Траэтта, Н. Йоммелли, Б. Галуппи, Дж. Ф. ди Майо, Д. Перес; либреттисты К. И. Фругони, М. Вераци, М. Кольтеллини), которые в самой Италии большого резонанса не имели. Самой последовательной была реформа К. В. Глюка и либреттиста Р. Кальцабиджи (1760-е гг., Вена).
В конце 1770-х гг. опера-сериа стала сдавать свои позиции опере-буффа в публичных театрах, сохраняя значение праздничного придворного спектакля в честь торжественного случая. Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, В. А. Моцарт отдавали предпочтение комическому жанру как более востребованному. После 1789 г. под влиянием революционных событий во Франции вновь пробудился вкус к трагическим и остродраматическим сюжетам. Осваивая реформаторские опыты 1760-х гг., опера-сериа одновременно испытывала нарастающее влияние «оперы спасения». В начале 19 в. жанр прекратил существование.