Бах Иоганн Кристиан
Бах Иога́нн Кристиа́н (Johann Christian Bach) (5.9.1735, Лейпциг – 1.1.1782, Лондон), немецкий композитор и клавесинист.
Младший сын И. С. Баха. Единственный представитель династии Бах, работавший большей частью за пределами Германии (был известен как «миланский» или «лондонский» Бах) и достигший прижизненной славы как оперный композитор. Первые уроки музыки получил от родителей (ранние образцы его сочинений – в «Нотной тетради» Анны Магдалены Бах, 1725). После смерти отца воспитывался сводным братом К. Ф. Э. Бахом в Берлине, где создал клавирные концерты, сонаты и другие сочинения в галантном стиле.
С 1756 г. продолжил обучение в Болонье у Дж. Б. Мартини. Под его влиянием перешёл в католичество, стал органистом миланского кафедрального собора. В Милане писал духовные (Магнификат C-dur, Te Deum D-dur, Dies irae c-moll) и камерные произведения, создал свои первые оперы «Артаксеркс» (поставлена в 1760, Турин), «Катон в Утике» (поставлена в 1761, Неаполь) и «Александр в Индии» (поставлена в 1762, там же; все на либретто П. Метастазио).
В 1762 г. переехал в Лондон, где снискал покровительство королевы Шарлотты (ей посвящены 6 концертов op. 1 для клавесина и струнных) и выступил последователем Г. Ф. Генделя – прежде всего в оперном жанре. Оперы «Орион», «Занаида» (обе – 1763), «Милосердие Сципиона» (1778) ставились на сцене Королевского оперного театра в Лондоне, а также в Италии. В 1764–1781 гг. вместе с К. Ф. Абелем (композитором, гамбистом, учеником И. С. Баха) организовал цикл ежегодных концертов («Концерты Баха – Абеля»), пользовавшихся громадным успехом и ставших значительным явлением в музыкальной жизни Лондона. Оказал большое влияние на юного В. А. Моцарта, которого в 1764–1765 гг. дружески опекал в Лондоне. В 1770-х гг. ставил свои оперы также в Мангейме («Фемистокл», 1772; «Луций Сулла», 1774) и Париже («Амадис Галльский», на либретто Ф. Кино, 1779).
Стиль сложился под воздействием прежде всего итальянской (преимущественно миланской) и французской школ, а также музыки отца и берлинской школы. В большей части сценических сочинений И. К. Бах следовал традициям италянской оперы-сериа.
Среди сочинений: свыше 30 опер и (в соавторстве) пастиччо, итальянская оратория «Иоас, царь Иудейский» (1770), около 10 кантат; для оркестра – свыше 60 симфоний и увертюр (в том числе 6 симфоний op. 3, 1765; 6 симфоний op. 6, 1770; 6 симфоний op. 8, около 1775; 6 симфоний op. 18, около 1782; 3 симфонии op. 9, 1773), около 50 концертных симфоний и концертов для разных инструментов (из них 25 клавирных, в том числе 6 концертов op. 1, 6 концертов op. 7, 6 концертов op. 13); камерно-инструментальные сочинения – 6 квинтетов op. 11 для флейты, гобоя, струнных и бассо континуо (1774), 35 сонат для клавира и скрипки и др.; для клавира соло – 6 сонат op. 5 (1766), 6 сонат op. 12 (1774); духовные сочинения для хора или вокальных ансамблей, камерно-вокальные сочинения, марши и другие пьесы для духовых инструментов.