Квадри Михаил Владимирович
Ква́дри Михаи́л Влади́мирович [3(15).8.1897, Санкт-Петербург – 12.7.1929, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище], российский композитор, педагог.
Биографические сведения
Из дворян. Прадед – итальянский архитектор Доменико (Дементий Иванович) Квадри (1772–1833). Отец – Владимир Александрович Квадри [21.3(2.4).1867–24.10(6.11).1911], генерал-майор (1911). Мать – Надежда Николаевна, урождённая Карбасникова (ум. после 1933), дочь книгоиздателя, санкт-петербургского купца 2-й гильдии Н. П. Карбасникова (1852–1921), происходившего из крестьян Архангельской губернии. Дядя – книгоиздатель Н. Н. Карбасников (1885–1893).
В январе 1916 г. М. В. Квадри окончил Санкт-Петербургское Тенишевское училище. Согласно семейной традиции его ждала карьера военного. В 1916–1917 гг. Квадри обучался по ускоренному курсу в Михайловском артиллерийском училище, из которого выпущен в чине прапорщика. В 1918 г. некоторое время учился в Петроградском университете, затем выехал в Одессу, а оттуда в Константинополь (ныне Стамбул). Вернулся в Россию во 2-й половине 1919 г., затем в условиях Гражданской войны 1917–1922 гг. непродолжительное время служил во входившей в войска А. В. Колчака Западной артиллерийской дивизии в Томске. Оставшись в городе во время отступления белых войск, после вступления в город 20 декабря 1919 г. частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), добровольно явился в местный ревком и перешёл на службу в РККА. Служил командиром конноартиллерийского взвода, затем служил в запасном артиллерийском дивизионе 5-й армии, вёл музыкальную работу в клубе. С апреля 1920 г. находился в Красноярске, затем откомандирован в Омск в штаб Западно-Сибирского ВО, где состоял в политотделе инструктором по музыкальной части. С февраля 1921 г. занимал должность заведующего МУЗО в Сибнаробразе (Демократический союз … 2010. С. 86–87).
Осенью 1921 г. Квадри поступил в Московскую консерваторию по теоретическому направлению, обучался композиции сначала в классе Г. Л. Катуара, после его отъезда в 1924 г. в Париж консультировался у Н. Я. Мясковского.
Во время учёбы Квадри стал создателем и лидером кружка молодых композиторов, студентов Московской консерватории, куда вошли его друзья, ученики Г. Л. Катуара и Н. Я. Мясковского: В. Я. Шебалин, Л. Н. Оборин, М. Л. Старокадомский, Ю. С. Никольский, М. М. Черёмухин. Он был назван «Московской шестёркой», или «Six», по аналогии с французским творческим объединением. Кружок просуществовал с 1922 по 1928 гг. и фактически стал молодёжным крылом Ассоциации современной музыки: его участники выступали на концертах ассоциации, писали статьи и рецензии на свои сочинения в журнал «Современная музыка». С Квадри и «Московской шестёркой» тесно общался юный Д. Д. Шостакович, именно Квадри познакомил его со многими влиятельными людьми, в том числе с Мясковским, Б. Л. Яворским, а также маршалом М. Н. Тухачевским (Дмитрий Шостакович в письмах и документах. 2000. С. 22; Карачевская. 2013. С. 59).
Наиболее часто исполняемым произведением Квадри в 1920-х гг. стала Соната для фортепиано № 1 си минор op. 3 (1925, опубликована в 1927), посвящённая Л. Н. Оборину, который впервые исполнил её 28 апреля 1926 г. в зале Государственной академии художественных наук.
По окончании консерватории (1926) Квадри преподавал в Музыкальном техникуме имени Н. А. Римского-Корсакова, размещавшемся в Черкизовском парке на даче чаеторговца С. А. Печатнова (ныне дачный посёлок Черкизово Пушкинского городского округа Московской области), туда же он устроил и своих товарищей по «Шестёрке»: Л. Н. Оборина, В. Я. Шебалина и Ю. С. Никольского. В 1927 г. Квадри стал помощником одного из редакторов журнала «Современная музыка» – музыкального критика и музыковеда В. М. Беляева. Кроме того, он состоял корреспондентом американского журнала Pro-Musica Quarterly (издавался в Нью-Йорке в 1923–1929), куда писал информационные заметки о музыкальных премьерах в СССР (Демократический союз … 2010. С. 88).
31 октября 1928 г. Квадри был арестован по обвинению в участии в антисоветской террористической организации «Демократический союз». Поводом для ареста стало убийство 18-летним Л. Г. Любарским 16 августа 1928 г. заместителя начальника Политического управления РККА Р. С. Шапошникова. В акте от 21 августа 1928 г., приобщённом к делу и подписанном врачом-психиатром, указано, что «Любарский страдает душевной болезнью в форме шизофрении, имеющей у него уже многолетнюю давность» (цит. по: Протест в Военную коллегию ... С. 445). По показаниям Любарского на очной ставке 18 ноября 1928 г., именно Квадри был одним из тех, кто подговаривал его совершить «террористический акт» (Демократический союз … 2010. С. 89). Сам Квадри отрицал подобные утверждения. Вероятно, в деле против него сыграло свою роль то, что, по показаниям того же Л. Г. Любарского, он «собирался выехать за границу при содействии какого-то военного с четырьмя ромбами [М. Н. Тухачевского], этот военный очень любит музыку, пользуется большим авторитетом у советского правительства» (Демократический союз … 2010. С. 34). 8 июля 1929 г. Квадри приговорён Коллегией ОГПУ по статьям 58/6 58/8 Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. Расстрелян. Реабилитирован в июне 1991 г.
Михаил Владимирович Квадри. Фото из следственного дела. 1928.Со смертью Квадри распалась созданная им «Московская шестёрка», каждый из участников пошёл по собственному творческому пути.
Сочинения. Особенности стиля
Музыкальное наследие Квадри составляют преимущественно симфонические и фортепианные опусы, также есть камерные и вокальные произведения. М. Л. Старокадомский в статье о творчестве Квадри назвал его «последователем традиций "Могучей кучки"… в смысле дальнейшего развития присущих этой школе звуко-идей». В характеристике композиторского стиля автор статьи подчёркивал, что «в мелосе и гармонической структуре своих сочинений [Квадри] тяготеет к диатонизму, не чуждому новейшим достижениям в этой области», и отмечал «склонность к описательной музыке и формам, свободным от классических схем» (Старокадомский. 1926. С. 91).
Единственное опубликованное сочинение Квадри – Соната для фортепиано № 1 си минор op. 3, остальные произведения сохранились лишь в рукописях. Общий настрой сонаты – трагический: крайние части – бурного, драматического характера, средняя (медленная, также в миноре) содержит в себе черты траурного марша. В финал проникает основная «роковая» тема I части, она же завершает всю сонату, утверждая её беспросветную трагедийность. В этой теме отразились характерные стилевые тенденции представителей русского музыкального авангарда первой волны (А. В. Мосолов, Н. А. Рославец, сонаты № 1 и № 2 В. П. Задерацкого, 1928). Хотя соната написана в си миноре, в основной теме нет привычного ощущения тональности: она начинается с тонического септаккорда с расщеплённой терцией, в первом же пассаже сочетаются два политональных пласта (фа-диез мажорное и фа-мажорное трезвучия). На первый план выдвигается ритмо-динамический, тембро-регистровый и сонорный эффекты. Стремление к единству цикла подчёркивается обозначением attacca между средней частью и финалом.
Многие сочинения Квадри имеют посвящения его друзьям и знакомым. Среди других фортепианных сочинений: Прелюд (1915), Тема с вариациями (1917), Вариации ор. 1 (1922, посвящены Д. Д. Шостаковичу), 10 фуг (1923), Соната № 2 ор. 6 (1927), «Кавалерийский шаг» для двух фортепиано в 4 руки.
Композитор создал 3 симфонии: до минор ор. 2 (1925–1926, посвящена Н. Я. Мясковскому), для большого оркестра с органом ре-бемоль мажор op. 4 (1925–1927, посвящена Мясковскому), для оркестра на русские темы. Другие произведения для оркестра: «Etude lyrique», (1924, поcвящена Ю. С. Никольскому), «Вступление и сказ к картинам Рериха» (1924–1925, поcвящена Д. Д. Шостаковичу), «Тарантелла» и «Полонез».
Среди камерных сочинений: Струнный квартет ре мажор (1923–1924; посвящён В. Я. Шебалину), Соната для альта и фортепиано (1922, посвящена В. В. Борисовскому). Среди сочинений для органа: Прелюдия (1923), Вступление и фуга (1924), Хорал и фуга ре минор (1924), Посвящение, 6-й сонет Петрарки, Токката для голоса и органа.
Квадри – автор камерных вокально-инструментальных сочинений на стихи В. Я. Брюсова («У моря», 1916, романс посвящён Н. И. Рихтеру; «Три стихотворения», 1925), К. Д. Бальмонта («Избраннику», 1916, посвящён В. Ю. Вульфу; «Последний луч», 1915–1918, посвящён Лидии Зыковой), У. Шекспира (Сонеты № 26, 116, 36 для голоса с фортепиано, 1922); оставил наброски романсов на стихи А. А. Блока.
Д. Д. Шостакович посвятил Квадри басню «Стрекоза и муравей» из вокального цикла «Две басни И. Крылова» ор. 4 (1922) и своё первое значительное сочинение – Симфонию № 1 op. 10 (1926), однако после ареста Квадри посвящение на автографе партитуры было снято.
Память
Реабилитирован в 1991 г. В 2004 г. М. А. Якубов издал переложение Первой симфонии Шостаковича для фортепиано в 4 руки, где возвращено посвящение М. В. Квадри.
Соната для фортепиано № 1 исполнена А. Логуновым на открытии Второго международного фестиваля «Мир искусства. Контрасты» 26 марта 2018 г. в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. 2 сентября того же года состоялось её исполнение А. М. Малкусом в Рахманиновском зале Московской консерватории (на концерте «Русская музыка Серебряного века»).