Аносов Николай Павлович
Ано́сов Никола́й Па́влович [5(17).2.1900, Борисоглебск Тамбовской губернии, ныне Воронежская область – 2.12.1962, Москва], российский дирижёр и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
Сын управляющего отделением Волжско-Камского банка. В 1919 г. вступил добровольцем в Красную Армию. В 1920-х гг. брал уроки композиции у А. Н. Александрова, теории музыки – А. Ф. Мутли. В 1928–1930 гг. пианист-аккомпаниатор Московской филармонии. В 1943 г. экстерном окончил композиторский факультет Московской консерватории.
Карьеру дирижёра начал в 1930 г. в оперном секторе Всесоюзного Радиокомитета, где работал до 1938 г. В 1938–1939 гг. главный дирижёр филармонического оркестра Ростова-на-Дону (ныне Ростовский академический симфонический оркестр). В 1939–1940 гг. преподавал дирижирование в Азербайджанской консерватории (с 1991 г. Бакинская музыкальная академия), в 1940–1962 гг. – в Московской (с 1951 профессор; в 1949–1956 заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования; среди учеников – его сын Г. Н. Рождественский и А. М. Жюрайтис). В 1941–1944 гг. художественный руководитель фронтового музыкального театра Всероссийского театрального общества. В 1948–1951 гг. главный дирижёр Симфонического оркестра Московской областной филармонии (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр). С начала 1950-х гг. выступал с ведущими советскими оркестрами, особенно часто – с Госоркестром СССР. Широко гастролировал за рубежом, главным образом в социалистических странах [Венгрия, Германская Демократическая Республика (ныне ФРГ), Китай, Польша, Чехословакия (ныне Чехия)], а также в Бельгии (1958), Италии (1959) и Великобритании (1960).
В обширном репертуаре Аносова значительное место занимала русская и советская музыка, в том числе редко исполняемая (сочинения С. Н. Василенко, Г. Г. Галынина, Г. Э. Конюса, В. Я. Шебалина; Аносов – первый исполнитель 2-го фортепианного концерта Д. Д. Шостаковича и 1-й симфонии Р. К. Щедрина). Участвовал в реконструкции и дирижировал операми русских композиторов 18 в.: «Ямщики на подставе» и «Орфей» Е. И. Фомина, «Сын-соперник» Д. С. Бортнянского, в 1931 г. дирижировал премьерой оперы «Женитьба» М. П. Мусоргского в редакции М. М. Ипполитова-Иванова (концертное исполнение на радио). Событиями культурной жизни Москвы стали состоявшиеся при его участии концерты американской музыки в 1944 г. (первое исполнение Симфонии № 5 Р. Харриса) и 1955 г. («Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина, солист А. Н. Цфасман).
Среди аудиозаписей: с Симфоническим оркестром Всесоюзного радио – Третий фортепианный концерт Б. Бартока (солистка Т. П. Николаева), 4 интерлюдии из оперы «Питер Граймс» Б. Бриттена, Сюита для струнного оркестра Г. Г. Галынина, «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина (солист А. Н. Цфасман); с Госоркестром СССР – Скрипичный концерт А. С. Аренского (солист М. Д. Лубоцкий), «Увертюра на три русские темы» М. А. Балакирева, музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» М. И. Глинки (солисты В. И. Борисенко и Т. А. Милашкина), Симфония № 9 А. Дворжака, оба фортепианных концерта Ф. Листа (солист Г. Р. Гинзбург), две сюиты из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, оратория «Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича; с Чешским филармоническим оркестром – Скрипичный концерт Я. Сибелиуса (солист Ю. Г. Ситковецкий).
В преподавание техники дирижирования Аносов ввёл понятие «дирижёрская аппликатура» (выбор при тактировании той или иной счётной доли – половинной, четверти, четверти с точкой и т. д. – в зависимости от интерпретации «метрической идеи»). Разработка этой темы продолжена в книге Г. Н. Рождественского «Дирижерская аппликатура» (1974). Составленное Аносовым «Практическое руководство по чтению симфонических партитур» (1951) содержит ценные рекомендации по расшифровке цифрованного баса. Перевёл на русский язык книги «О дирижировании» Г. Вуда (М., 1958), «Я – дирижер» Ш. Мюнша (М., 1960), статью Й. П. Тильмана о додекафонном методе композиции («Советская музыка», 1958, № 11) и др.