Комитет по делам искусств
Комите́т по дела́м иску́сств [Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР (с 1946 Комитет по делам искусств при Совете министров СССР); Всесоюзный комитет по делам искусств; КДИ; ВКПДИ], союзно-республиканский орган управления культурой, существовавший в 1936–1953 гг. Основан в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР «Об образовании Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК Союза ССР» от 17 января 1936 г. Руководители: П. М. Керженцев (1936–1938), А. И. Назаров (1938–1939), М. Б. Храпченко (1939–1948), П. И. Лебедев (1948–1951), Н. Н. Беспалов (1951–1953).
Предыстория создания
После Октябрьской революции 1917 г. вопросы культуры находились в ведении Народного комиссариата просвещения. 1920-е гг. характеризовались противостоянием как между радикальными и (сравнительно) «консервативными» группами в искусстве (Российская ассоциация пролетарских писателей против «непролетарских» писателей, Российская ассоциация пролетарских музыкантов против Ассоциации современной музыки), так и между отдельными органами, такими как Главискусство (Главное управление по делам художественной литературы и искусства), Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств), Главрепертком [Главный комитет по контролю за зрелищами и репертуаром, с 1934 Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром (ГУРК)]. «Диктат дюжины инстанций» (Максименков. 1997. С. 51) усложнял централизованное управление культурой. К концу десятилетия органы партии-государства выражали недовольство невозможностью установить полный контроль за культурной жизнью страны, в особенности в связи с относительно либеральной политикой первого народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. обозначило перелом в государственной политике управления культурой. Вместо различных ассоциаций творческих деятелей в начале 1930-х гг. создавались объединённые профессиональные организации: художников, композиторов, писателей. Одновременно партия давала прямые указания относительно репертуара и предпочитаемой художественной эстетики (социалистический реализм), невыполнение или уклонение от которых могло привести к репрессиям.
Функции и структура
Создание КДИ соответствовало стремлению советского руководства установить жёсткий партийно-государственный контроль над культурой и привело к ослаблению и разукрупнению Наркомпроса, в составе которого прежде находились отвечавшие за культуру отделы, впоследствии ставшие частью КДИ. Комитет стал первым в мире центральным органом государственного руководства культурой в качестве отдельной от образования («просвещения») сферы. Через КДИ распределялись финансовые и материальные ресурсы, проводилась кадровая политика в сфере культуры. Важной частью работы КДИ являлось согласование репертуаров театров, утверждение новых кинолент (1936–1938), контроль за творчеством художников, скульпторов и архитекторов, курирование международных культурных связей. В то же время деятельность самого КДИ контролировалась высшими партийными органами [ЦК ВКП(б) и его комитеты, Политбюро], а также лично И. В. Сталиным, А. А. Ждановым и др.
КДИ имел права союзно-республиканского наркомата, состоял из центральных административных органов, профильных управлений (количество которых менялось) и республиканских Комитетов. Согласно постановлению СНК СССР «О структуре ВКПДИ» от 5 января 1937 г., в состав КДИ входили управления кинематографии, театров, цирков, музыкальных учреждений, изобразительных искусств, архитектуры, Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком), а также планово-финансовые и хозяйственные структуры. Впоследствии ГУРК был подчинён выделенному из КДИ в 1938 г. Комитету по делам кинематографии при СНК СССР. В 1940 г. в КДИ были созданы отделы военных цензоров и республиканские инспекции. В том же году Литературный фонд (Литфонд) временно перешёл от Союза писателей СССР к КДИ (к началу войны возвращён в структуры Союза писателей), в театральном управлении КДИ было выделено отдельное управление музыкальных театров. В целом структура КДИ усложнялась: по реформе 1938 г. количество подразделений выросло с 17 до 32, в 1936–1940 гг. штат вырос с 226 до 671 должности. В ведении КДИ находилось несколько издательств, в том числе Государственное музыкальное издательство (Музгиз), «Искусство», «Советский художник». Комитет также издавал собственные периодические издания («Бюллетень», журналы «Театральный орган», «Советская музыка»).
Деятельность
Комитет стал как проводником, так и объектом культурной политики сталинизма. Его создание было симптомом первой волны борьбы с «формализмом» (статьи, опубликованные в газете «Правда» на рубеже 1935–1936: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «Какофония в архитектуре», «О художниках-пачкунах»). Два его председателя были сняты в ходе дисциплинарно-репрессивных кампаний. П. М. Керженцев был отстранён от руководства после жёсткой критики А. А. Ждановым в связи с поддержкой КДИ Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда (ГОСТИМ) – несмотря на то что Керженцев с 1937 г. критиковал В. Э. Мейерхольда. М. Б. Храпченко потерял должность после возобновления кампании по борьбе с формализмом в связи с премьерой оперы В. И. Мурадели «Великая дружба» (постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба" В. Мурадели» от 10 февраля 1948). Частые перемены в руководстве в 1938–1939 гг. (А. И. Назаров покинул пост по состоянию здоровья) вели к ротации кадров в управлениях, а также среди заместителей председателя (так, заместители Керженцева Я. И. Боярский, Б. З. Шумяцкий и Я. Э. Чужин были немедленно сняты вслед за своим руководителем). При этом исследователями руководство КДИ обычно рассматривается как лояльные проводники регулирующей и нередко репрессивной политики сталинского руководства. Так, по мнению Н. Л. Головкиной, с Керженцевым «оказалась связана практическая реализация государственной идеологии, продолжавшей борьбу с "враждебным буржуазным" влиянием в искусстве, когда резкой критике и разгрому подвергалось всё, что не соответствовало новому творческому методу – социалистическому реализму» (Головкина. 2012. С. 10). Вместе с тем В. В. Перхин подчёркивает, что Храпченко не только неуклонно проводил жёсткую идеологическую линию, но и поддерживал артистов (Деятели русского искусства. 2007. С. 15–16). Помимо запрещения неугодных (или потенциально опасных) произведений председатель КДИ находился в комитете по присуждению Сталинских премий, имел властные полномочия по распределению ресурсов внутри сферы культуры, наград, организации внешних культурных связей.
В годы войны КДИ занимался вопросами эвакуации и реэвакуации учреждений культуры, сохранением и восстановлением материальных ценностей, организацией фронтовых театральных и концертных бригад. В послевоенные годы политическое значение КДИ, не имевшего и до этого значительной самостоятельной роли, падает: последние председатели – П. И. Лебедев и Н. Н. Беспалов не имели того веса, которым обладал до 1948 г. Храпченко. Во время кампании против космополитизма (1949) Лебедев формально инициировал закрытие Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ) на основании низкой рентабельности.
В марте 1953 г. КДИ вместе с рядом других органов был преобразован в Министерство культуры СССР.