Симфония № 13 Н. Я. Мясковского
Симфо́ния № 13 Н. Я. Мяско́вского, сочинение op. 36 си-бемоль минор. Создана композитором в 1933 г. Одночастная, написана для двойного состава большого симфонического оркестра. Продолжительность звучания – около 20 минут.
Общие сведения
Симфония была задумана как 1-я часть диптиха в паре с последующей Симфонией № 14. Об этом свидетельствуют авторские названия на эскизах партитур, хранящихся в Российском национальном музее музыки: «"Симфоническое действо" № 1» и «"Симфоническое действо" № 2» [Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки. (ВМОМК). Ф. 71. Инв. 8. № 1463-оф/376. Л. 1; ВМОМК. Ф. 71. Инв. 10. №1463-оф/378. Л. 1]. Аналогичные названия обнаруживаются в одном из перечней сочинений Мясковского, составленном самим композитором в конце 1940-х гг. (Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2040. Оп. 2. Ед. хр. 49. Л. 7 об).
Посвящена американскому дирижёру Ф. Стоку. Впервые исполнена 15 ноября 1934 г. Чикагским симфоническим оркестром под управлением Стока в Чикаго (США). Российская премьера состоялась 26 декабря 1934 г. под управлением Л. М. Гинзбурга на закрытом вечере, посвящённом памяти А. В. Луначарского, в студии Всесоюзного радио в Москве (единственное российское исполнение при жизни композитора). Партитура издана в 1945 г. Симфония дважды переложена автором для фортепиано: в 1934 г. (утеряна) и 1943 г. (издана в 1947).
Композиция и музыкальная характеристика
Мясковский определял форму симфонии как одночастную, включающую «почти все элементы четырёхчастной симфонии, кроме финала, который заменён репризой 1-й части» (Письмо Мясковского к Прокофьеву от 21 июля 1933 года // Прокофьев С. С. Переписка. Москва, 1977. С. 403). Прообразом такого типа композиции послужила Симфоническая песнь для большого оркестра (op. 57, 1933) С. С. Прокофьева, друга композитора. Симфония близка по форме симфонической поэме, т. к. объединяет в одной части признаки сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Она состоит из 4 разделов: 1-й представляет собой экспозицию и разработку, 2-й и 3-й выполняют функции скерцо и медленной части, 4-й – краткой репризы с кодой.
Первый раздел (Andante moderato) – экспозиция и разработка сонатной формы. Главная партия представлена двумя темами. Первая тема включает в себя 2 элемента: скорбно-отрешённые удары литавр и диссонантно-напряжённый хорал деревянных духовых. Вторая, звучащая в условиях уменьшённого лада ещё более мрачно, основана на нисходящем движении у струнных по большим и малым терциям, придающим ей некую механистичность (цифра 2 партитуры). В целом форму этого раздела можно обозначить как сложную 3-частную, где в среднем разделе проходит 2-я тема, а крайние разделы представлены 1-й темой и её варьированным возвращением; есть небольшой ход к разделу побочной партии. Она более лирична по своему характеру (цифра 6), хотя не лишена и некой «болезненности», перенятой у главной (диссонантность, тритоновая основа в гармонии). 2-я тема проводится дважды: сначала у 1-й флейты соло в сопровождении мерного аккомпанемента 2-й (в духе колыбельной), сменяемой впоследствии английским рожком; затем в партии струнных. После побочной партии вновь появляется материал 2-й темы главной партии (цифра 9), но уже в динамизированном варианте. На динамической кульминации в оркестровом tutti звучит заключительная партия (цифра 10): она интонационно производна от 1-й темы главной, но менее диссонантна. Несмотря на чуть меньшую напряжённость музыкального материала, гармонической и эмоциональной разрядки здесь не происходит. Общее звучание постепенно «растворяется»: снижается плотность фактуры (остаются только струнные), происходит динамический спад (от f к pp).
Разработка (4 такта до цифры 13, ремарка Pesante) основана на материале главной и побочной партий. Она начинается с громогласного четырёхзвучного мотива у труб и валторн, дающего импульс дальнейшему развитию. Вторая тема главной партии переосмысляется: сглаживается её ритмическая основа, что придаёт звучанию большую драматическую стихийность. Побочная партия лишается своей лиричности, обнажается её «болезненная» составляющая. Обе темы подвергаются активному полифоническому развитию, звучат в контрапункте, сближаясь по характеру ещё больше. Первый раздел симфонии завершается динамизированным проведением 1-й темы главной партии (её репризным вариантом из экспозиции).
Второй раздел (Agitato molto e tenebroso, цифра 21) – скерцо в трёхчастной форме. Первая часть основана на 2 темах: острой, тревожной в переменном размере (5/8–6/8) и производной от неё второй. Вторая часть вносит элемент безмятежности, легкомысленности; её тема состоит из двух элементов: восходящего квинтового хода, дополненного нисходящей секундой у трубы, а также виртуозных вихреобразных пассажей шестнадцатыми у флейты и кларнетов. Третья часть – реприза.
Третий раздел (Andante nostalgico, цифра 48) выполняет в симфонии функцию медленной части. Он почти целиком проходит только в партии духовых (лишь в цифре 56 подключаются струнные, начиная с виолончелей и контрабасов). Раздел написан в форме фугато с тонико-доминантовым проведением тем. Общий сумрачно-скорбный колорит задаёт основная тема. Диатоничная в своей основе, она состоит из двух элементов: первый – сдержанно-призывный, с восходящим (на I ступени) и нисходящим (на II ступени) октавными ходами, очерчивающими общее пространство звучания; второй – его своеобразное заполнение волнообразным мелодическим движением. Примечательно, что четыре первых проведения темы поручены четырём партиям группы медных духовых инструментов в следующем порядке: три тромбона, труба, валторна и туба соло. Д. Б. Кабалевский, ученик Мясковского, назвал этот раздел «медным ужасом» (Мясковский. 1964. Т. 1. С. 318). Характерные для всей симфонии тревожность и диссонантность возвращаются при подключении к теме противосложений. В фугато два типа интермедий: первый основан на 2-й теме главной партии 1-го раздела симфонии (в её разработочном варианте), второй – хорал медных духовых. Оба типа появляются последовательно друг за другом дважды: спокойно-сосредоточенно (цифра 51) и достигая своего апогея на динамической кульминации ff (цифра 57).
Последний раздел (Tempo I, цифра 59) – сокращённая реприза сонатной формы. Главная партия представлена только первым разделом песенной 3-частной формы, в котором от 2-й темы остаются лишь краткие мотивы (3 такта до цифры 60). Побочная партия транспонирована и также сокращена. Главная партия при возвращении сокращена, а заключительная несколько расширена. В целом, реприза подводит логичный итог музыкальной драматургии симфонии, своеобразно замыкает общую форму, не внося новых ярких эмоционально-драматических всплесков. Примечательна краткая кода, основанная на 1-й теме главной партии (цифра 69). Мерные удары литавр звучат здесь ещё более таинственно и скорбно. Завершается симфония едва слышимым (pp) троекратным октавным возгласом гобоев на фоне тонического нонаккорда у струнных.
Симфония в восприятии современников
Симфония стала для Мясковского «страницей дневника», которую он не хотел пропагандировать (Мясковский Н. Я. Автобиографические заметки о творческом пути // Мясковский Н. Я. Собрание материалов. Т. 2. Москва, 1964. С. 19). Композитор, будучи склонным к резкой, зачастую необоснованной самокритике, в дневниках и письмах к С. С. Прокофьеву и Н. А. Малько называл её «странной», «солипсической и пессимистической», «трудной и неблагодарной», она производила на автора «неопределённое» впечатление (Ламм. 1989. С. 218; Прокофьев. 1977. С. 410–411; Малько. 1972. С. 280).
Лишь узкий круг друзей Мясковского, в который входили С. С. Прокофьев, Б. В. Асафьев, А. И. Хачатурян, воспринимал симфонию положительно. Д. Б. Кабалевский назвал симфонию «срывом» на творческом пути композитора (Мясковский. 1964. Т. 1. С. 318). В Союзе композиторов СССР она вызвала «полное недоумение» (Ламм. 1989. С. 229) и на Ленинградском выездном пленуме оргкомитета, посвящённом проблемам советского симфонизма (6–15 мая 1941), была заклеймена как не соответствующая духу советского искусства. В конечном счёте симфония, не отвечающая «идеологическим запросам», была на долгое время забыта.
Исполнения и аудиозаписи
Помимо премьеры, при жизни Мясковского симфония была исполнена 16 октября 1935 г. под управлением Г. Шерхена (Винтертур, Швейцария), в 1937 г. (точная дата неизвестна) и 9 января 1938 г. под управлением Н. А. Малько (Лондон). Позднее прозвучала в конце 1980-х гг. под управлением Г. Н. Рождественского (на одном из концертов фестиваля «Московская осень»), в 2011 г. под управлением О. Нассена (на радио BBC).
Симфония была записана дважды: Государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Е. Ф. Светланова в 2001 г. вместе с остальным симфоническим наследием композитора (16 CD; лейбл Russian Disc); Уральским молодёжным симфоническим оркестром под управлением А. И. Рудина в 2019 г. (лейбл Naxos).