Дельвиг Антон Антонович
Де́львиг Анто́н Анто́нович [6(17).8.1798, Москва – 14(26).1.1831, Санкт-Петербург], барон, русский поэт, критик, журналист.
Родился в семье военного из обрусевшего лифляндского рода. Двоюродный брат инженера А. И. Дельвига (1813–1887). Учился в Царскосельском лицее (1811–1817), где подружился с А. С. Пушкиным и первый предсказал его поэтическую славу [стихотворение «К А. С. Пушкину» («Как житель гордых Альп, над бурями парящий…»), между 1814 и 1817(?); «Пушкину» («Кто, как лебедь цветущей Авзонии…»), 1815(?); «На смерть Державина», 1816], познакомился с В. К. Кюхельбекером. Автор стихотворений «Прощальная песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея» (1817), ставшего лицейским гимном. Служил в Департаменте горных и соляных дел (середина 1817 – начало 1819), в канцелярии Министерства финансов (1819–1821), в Императорской Публичной библиотеке (1821–1825), в Министерстве внутренних дел (с 1825), в 1828 – в Хозяйственном департаменте, с конца 1829 г. – в Департаменте Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. Посещал собрания «Зелёной лампы» и масонской ложи «Избранный Михаил», на которых встречался со многими будущими декабристами; член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (с 1818), Вольного общества любителей российской словесности (с 1819). Дебютировал в печати одой «На взятие Парижа» (журнал «Вестник Европы», 1814). Вместе с Кюхельбекером и Е. А. Боратынским входил в дружеский «союз поэтов», объединившийся вокруг Пушкина.
Лирика Дельвига развивалась в русле поэтических традиций В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова, отразив также влияние немецкого предромантизма (Г. А. Бюргер, Л. Гёльти, Ф. Г. Клопшток, Ф. Шиллер). Среди жанров, разрабатывавшихся А. А. Дельвигом, – элегия, сонет, романс, послание, стихотворения в «антологическом роде» (в духе античных эпиграмм). Большой успех имели идиллии Дельвига – гексаметрические стилизации античного жанра. Особое место занимает идиллия «Отставной солдат» (1829), написанная на отечественном материале безрифменным 5-стопным ямбом, – реплика Дельвига в полемике 1820–1830-х гг. о «русской идиллии». Известностью пользовались и «русские песни» Дельвига, воссоздающие образно-стилистический строй фольклорных песен («Пела, пела пташечка», 1824; «Скучно, девушки, весною жить одной», 1824; «Соловей мой, соловей», 1825; и др.). В 1829 г. вышел единственный прижизненный поэтический сборник «Стихотворения барона Дельвига».
Издатель альманахов «Северные цветы» (1825–1831), «Подснежник» (1829). С 1830 г. редактор и издатель (при ближайшем участии А. С. Пушкина и П. А. Вяземского) «Литературной газеты». Литературная критика Дельвига, отстаивавшего эстетические принципы писателей пушкинского круга, была направлена против «торгового направления» в литературе (Ф. В. Булгарин и др.), ориентировавшегося на непритязательные вкусы широкого читателя, а также против эпигонов романтизма (А. И. Подолинский и др.).
А. А. Дельвигу посвящены стихотворения Пушкина: «Прими сей череп, Дельвиг», «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?», «Мы рождены, мой брат названый», «Художнику» и др. Произведения Дельвига положены на музыку А. А. Алябьевым, М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Г. Рубинштейном и др.