Арбузов Алексей Николаевич
Арбу́зов Алексе́й Никола́евич [13(26).5.1908, Москва – 20.4.1986, там же], русский драматург, сценарист, педагог.
Из дворян. Отец – Николай Кирович Арбузов (1853–1920), коммерсант. По линии отца – потомок декабриста, члена Северного общества А. П. Арбузова (1797 или 1798 – 1843). Мать – Надежда Владимировна, урождённая Мандражи (ум. 1919). Сестра матери – Инна Владимировна Мандражи (1887–1960), в 1910-е гг. актриса Театра Корша и Суворинского театра (ныне в его здании располагается Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова). Вскоре после переезда семьи в Петроград (ныне Санкт-Петербург) в 1914 г. отец, разорившись, оставил жену и ребёнка. Мать скончалась от душевной болезни. В 11 лет мальчик фактически осиротел, не получил систематического образования, побывал в колонии для трудновоспитуемых. Посещение в 1919 г. спектакля «Разбойники» по пьесе Ф. Шиллера в только что образованном Большом драматическом театре (режиссёр Б. М. Сушкевич) произвело на будущего драматурга сильнейшее впечатление и повлияло на выбор жизненного пути. С 14 лет работал статистом в Мариинском театре, в 1925 г. присоединился к Передвижному театру П. П. Гайдебурова в качестве актёра и режиссёра. С 1928 г. предпринимал попытки организовать собственный театральный коллектив («Цех экспериментальной драмы» и др.), пробовал себя в драматургии.
Первая пьеса «Класс» (1930, поставлена в 1931 под названием «Большая жизнь», Красный театр в Ленинграде) успеха не имела. В начале 1930-х гг. Арбузов переехал в Москву, где работал в Театре имени Вс. Мейерхольда, затем – заведующим литературным отделом Театра Пролеткульта, писал агитационные обозрения.
В 1938 г. совместно с В. Н. Плучеком и при участии драматурга А. К. Гладкова (1912–1976) организовал Московскую театральную студию («Арбузовская студия»). Студийцы создали экспериментальную пьесу «Город на заре» (1940, поставлена 5 февраля 1941; опубликована в 1957; фильм-спектакль 1959, режиссёры Е. Р. Симонов и Е. А. Скачко, по постановке московского Театра имени Евгения Вахтангова, 1957) на тему строительства Комсомольска-на-Амуре. Руководители студии стремились привнести в пьесу голос актёра как соавтора роли, его личное отношение к материалу и жизненный опыт; таким образом, «Город на заре» воплотил идею коллективного творчества и отразил дух времени. Опыт создания пьесы подробно описан драматургом в воспоминаниях (Арбузов. 1956). Студия просуществовала до начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., затем работала как фронтовой театр.
Имя Арбузова приобрело известность благодаря пьесе «Таня» (1-я редакция – 1938, 2-я редакция – 1946; постановка 1939, Театр Революции, режиссёр А. М. Лобанов; экранизирована на телевидении по сценарию автора в 1974, режиссёр А. В. Эфрос). Драматическая история взросления романтически настроенной героини написана для актрисы М. И. Бабановой, которая сыграла Таню в дебютной столичной постановке. Две части пьесы разделены 4 годами: в начале Таня представлена «скромной моделью себя самой», далее становится «более совершенным творением...» (как говорится в эпиграфе к пьесе). Юная Таня, целиком ушедшая в любовь к Герману, переживает измену мужа и потерю ребёнка, после чего приходит к переосмыслению жизненных приоритетов. Изживание прошлого даётся ей нелегко, но повзрослевшей героине удаётся найти путь к счастью через самореализацию: Таня берёт судьбу в свои руки и обретает место в профессии и социуме. Пьеса с успехом обошла многие сцены мира. На её сюжет Г. Г. Крейтнер (1903–1958) создал одноимённую оперу (1954, Куйбышев, ныне Самара).
Многие произведения драматурга последующих лет получили широкое признание. В драме с элементами хроники «Годы странствий» (под заглавием «Ведерников» – 1950; перерабатывалась в 1954 и 1980; поставлена в 1954, Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина, режиссёр А. А. Музиль), действие которой разворачивается в 1937–1945 гг., изображён противоречивый, рефлексирующий герой, с трудом обретающий своё место в мире. Пьеса «Иркутская история» (1959, поставлена в 1959 в Театре имени Евгения Вахтангова, режиссёр Е. Р. Симонов), посвящённая актрисе Ю. К. Борисовой, показывает историю духовного возрождении героини в любви и её приобщения к жизни коллектива на фоне строительства нового города. В 3-частной притче о любви «Мой бедный Марат» (иное заглавие – «Не бойся быть счастливым», 1964; поставлена в 1965 в Московском театре имени Ленинского комсомола, режиссёр А. В. Эфрос; переработана в 1980) в обстоятельствах блокады Ленинграда 1941–1944 гг. и послевоенных лет развивается любовный треугольник, герои которого несут крест своих сложных отношений и недоговорённости. Мелодраматический цикл – пьесы «Сказки Старого Арбата» (1970; поставлена в 1972 в Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина, режиссёр А. А. Музиль; фильм «Сказки... сказки... сказки старого Арбата», 1982, режиссёр С. Я. Кулиш), «В этом милом старом доме» (иное заглавие – «Некоторые огорчения», 1971; поставлена в 1972, Ленинградский театр комедии имени Н. П. Акимова, режиссёр П. Н. Фоменко), «Старомодная комедия» (1975; поставлена в 1976, Театр имени Вл. Маяковского, режиссёр А. А. Гончаров; фильм 1978, режиссёры Э. М. Савельева и Т. Б. Березанцева) – повествует о поздней любви.
В 1970-х гг. Арбузов вёл студию-мастерскую молодых драматургов, среди участников которой – будущие представители «новой волны»: Л. С. Петрушевская, В. И. Славкин, А. Н. Казанцев и др.
Пьеса «Жестокие игры» (1978, поставлена в 1979 в Московском драматическом театре на Малой Бронной, режиссёр Л. К. Дуров, и в Театре имени Ленинского комсомола, режиссёр М. А. Захаров), которую драматург посвятил своим ученикам, остро представляет тему взаимоотношений поколений и ответственности за тех, кто рядом.
Для творчества Арбузова характерно внимание к сфере человеческих отношений и познанию героями самих себя, смысла своего существования. Пьесам свойственна светлая тональность и лиризм, в некоторых случаях камерность; героям всегда даётся шанс на счастье, хотя и пути к нему могут быть тяжелы. В созданных драматургом образах и сюжетных моделях нередко проявляется преемственность от пьесы к пьесе. Использовал жанровые формы пьесы-хроники, мелодрамы, водевиля, социально-бытовой, психологической драмы; экспериментировал с лиризацией и эпизацией драматического текста; обращался к такому архаическому элементу системы персонажей, как Хор («Город на заре», «Иркутская история» и др.). Его творчество связывают с традициями «натуральной» комедии У. Шекспира, драматургии А. П. Чехова, находят переклички с пьесами современников – Т. Уильямса и Дж. Осборна.
Кроме обаятельных героев, общечеловеческой проблематики и мелодраматизма пьесы Арбузова отличаются сценичностью; совокупность этих факторов обеспечила им долгую жизнь в театре.
А. Н. Арбузов – автор более 30 пьес, многие из которых широко шли в СССР и за его пределами и поныне представлены в театральном репертуаре.
Государственная премия СССР (1980) «за пьесы последних лет».