Введенский Александр Иванович (философ)
Введе́нский Алекса́ндр Ива́нович [19(31).3.1856, Тамбов – 7.3.1925, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], русский философ, психолог, логик, виднейший представитель русского неокантианства.
А. И. Введенский в 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М. И. Владиславлев и историк К. Н. Бестужев-Рюмин. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884–1886), где слушал лекции К. Фишера в Гейдельберге. В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии». С 1890 г. Введенский – профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Введенский был одним из инициаторов создания при Петербургском университете Философского общества. 31 января 1898 г. на первом заседании общества Введенский в качестве его председателя сделал доклад «Судьбы философии в России». К его наиболее фундаментальным трудам относятся: «Логика как часть теории познания» (1909, всего четыре издания), «Психология без всякой метафизики» (1914, 3 издания).
Основывая собственное учение («логицизм») на принципах кантовского априоризма, Введенский трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но «заведомо годных для знания» суждений. Хотя ни одна из школ западноевропейского неокантианства не оказала на Введенского непосредственного и серьезного влияния, его понимание методологических задач «критической» философии в целом соответствовало общему направлению развития кантианства (в частности, в ряде существенных моментов было близко к принципам теории познания Г. Когена и В. Виндельбанда). Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является «объективирование» («неотделимость я от не-я», «я без не-я пусто»). В «логицизме» Введенского априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются как не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познании отводится логике, которая в отличие от психологии, выполняющей, по Введенскому, лишь описательные функции, – основной инструмент проверки научной состоятельности теоретического знания. Вместе с тем логический закон противоречия, считал Введенский, при всей его важности не имеет абсолютного значения и для мышления только «нормативен» ввиду возможности мыслить противоречие. В качестве примера, подтверждающего такую возможность, Введенский ссылался на геометрию Н. И. Лобачевского. Объект естественно-научного исследования должен быть отнесён к «нашим представлениям о вещах». В конечном счете реальность бытия объектов такого рода устанавливает не наука, а метафизическая вера.
Категорически отрицая философско-научный статус метафизики, вплоть до признания «чужого одушевления» всего лишь метафизической гипотезой из-за «отсутствия объективных признаков одушевления» (сформулированный им «психофизический закон отсутствия объективных признаков одушевления»), Введенский видел в метафизике как «морально обоснованной вере» необходимый элемент мировоззрения. Он допускал также возможность особого «метафизического органа познания» и реальность «мистического восприятия». Идеи Введенского нередко становились предметом философских дискуссий. С ним полемизировали Э. Л. Радлов, С. Н. Трубецкой, Н. О. Лосский, Н. Я. Грот, М. И. Каринский и другие русские мыслители. В 1920-е гг. Введенский выступал против пропаганды массового атеизма, доказывая принципиальную неосуществимость его конечных целей. Он подчеркивал постоянство определённых типов религиозной веры: интуитивно верующие; верующие в силу развитости нравственного и эстетического чувства.