Cepède B. La Poetique de la Musique. – Paris : de l'imprimerie de Monsieur, 1785.
Серов А. Н. Роль одного мотива в целой опере: «Жизнь за царя» // Театральный и музыкальный вестник. – 1859. – № 49.
Вагнер Р. Обращение к друзьям // Вагнер Р. Письма. Дневники. Обращение к друзьям. – Санкт-Петербург : Грядущий день, 1911. – (Моя жизнь : Мемуары... ; т. 4).
Вагнер Р. О применении музыки к драме // Вагнер Р. Избранные статьи / пер. Н. Леви [и др.]. – Москва : Музгиз, 1935.
Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы : пер. с нем. – Москва : Искусство, 1978. – (История эстетики в памятниках и документах).
Frenzel E. Stoff-, Motiv- und Symbolforschung. – Stuttgart : Metzler, 1978.
Cooke D. Wagner’s musical language // The Wagner companion. – London : Faber and Faber, 1979.
Reading opera / ed. R. Parker, A. Groos. – Princeton, NJ : Princeton University Press, 1988.
Дибелиус В. Лейтмотивы у Диккенса // Вальцель О. Проблемы литературной формы / О. Вальцель, М. Л. Троцкая, В. М. Жирмунский ; пер. с нем. М. Л. Троцкой [и др.]. – 2-е изд., стер. – Москва : URSS : КомКнига, 2007.