Излишек производителя
Изли́шек производи́теля (англ. producer’s surplus), измеренная в денежном выражении выгода производителя от продажи определённого объёма товара, получаемая им вследствие положительной разницы между ценой, по которой он продаёт каждую единицу блага, и той минимальной ценой, по которой он был бы готов её продать на рынке (предельными издержками её производства).
Понятие излишка производителя возникло в ходе дискуссии, развернувшейся в конце 19 в. в переписке Л. Вальраса с У. Джевонсом, А. Маршаллом, И. Фишером, В. Парето, Ж. Бертраном, Р. Ауспицем (1837–1906), Р. Либеном (1842–1919) и многими другими (Tarascio. 1967. P. 133–145).
История термина
В общественный оборот термин «излишек производителя» введён в работе Маршалла «Принципы экономической науки» («Principles of economics»), где он определяется как площадь между равновесной конкурентной ценой и кривой предложения. Учёный включает в него все излишки, которые человек получает в качестве производителя, в частности «излишек работника», который человек получает в результате продажи своего труда, и «излишек сберегателя», получаемый индивидом вследствие использования своего капитала (Marshall. 1890). Таким образом, в трактовке Маршалла излишек производителя понимался шире, чем ныне, как это указано в определении термина.
Идея излишка (как производителя, так и потребителя) возникла из необходимости количественной оценки разных типов хозяйствования с точки зрения общественных выгод: нужно было выявить критерии оценки общественного благосостояния и понять, как оно распределяется в разных политэкономических условиях. В моделях общего и частичного равновесия общество состоит из потребителей и производителей, поэтому общественное благосостояние от производства и продажи товара можно измерять как сумму их благосостояний, которые можно назвать излишками потребителя и производителя.
Если определить излишек производителя как разницу между ценой, по которой производитель продаёт каждую единицу блага, и той минимальной ценой, по которой он был бы готов её продавать, то графически это можно показать так, как это сделал Маршалл в «Принципах экономической науки» (рис. 1):
В настоящее время в рамках курсов микроэкономики принято говорить, что поскольку предложение есть сумма предложений фирм, а эти предложения, в свою очередь, есть предельные издержки этих фирм производства каждой следующей единицы блага (), то излишек производителя () равен разнице между общей выручкой () и переменными издержками (), равными интегралу первообразной предельных издержек от 0 до (на рис. 1 это будет площадь трапеции ). В общем случае нелинейной кривой предложения , где – равновесный объём блага, – равновесная цена, – обратная функция предложения. При этом излишек производителя не равен его прибыли. Поскольку излишек производителя представляет собой разницу между общей выручкой и переменными издержками, а прибыль – разницу между общей выручкой и суммой предельных и фиксированных издержек, то излишек производителя отличается от прибыли на величину фиксированных издержек.
Дискуссия о концепции излишка производителя
Дискуссия о корректности именно такого способа оценки благосостояния производителей достаточно обширна: сам Маршалл указывал, что как минимум излишек производителя не может быть независим от излишка потребителя, «ведь когда мы уменьшаем излишек производителя на величину общей покупательной способности, которую он получает от своего труда или сбережений, мы должны неявно учитывать и излишек его потребителя…» (Marshall. 1890).
Другое возражение относительно оправданности использования концепции излишка производителя для оценки благосостояния содержалось ещё в переписке Вальраса, Ауспитца и Либена. Они утверждали, что, например, в случае совершенной конкуренции производители должны были бы получать нулевой излишек, поскольку цена продажи и цена, по которой производители готовы продавать свою продукцию, равны. (см. рис. 2). С точки зрения этих учёных, такая ситуация нереалистична, поскольку отсутствие излишка уничтожило бы всякую мотивацию производителей инвестировать в развитие производства, чего не наблюдается в действительности.
Для Вальраса концепция излишка производителя была интересна и тем, что помогала показать – максимизация общественного благосостояния происходит в случае свободного рынка (за счёт максимального потребительского излишка). Однако уже Парето теоретически продемонстрировал, что производство развёртывается одним и тем же образом как для индивидуалистического, так и социалистического обществ, где производительные услуги находятся в руках центрального планировщика, целью которого является достижение максимальной коллективной полезности (вопрос реалистичности возникновения такого планировщика остаётся за скобками).
Описанный ниже простой стилизованный пример показывает противоречивость идеи максимизации общественного благосостояния за счёт исключительно свободного рынка, который приводится в ряде учебников (рис. 3а и 3б).
Рис. 3а фактически повторяет рис. 2, где излишек производителя равен нулю. Заштрихованный треугольник обозначает излишек потребителя – разницу между ценой, которую готов был заплатить потребитель за каждую следующую единицу товара, и фактически уплаченной равновесной линейной ценой. Сложение и даёт суммарное общественное благосостояние , которое в точности равно площади .
На рис. 3б представлена ситуация монополии с постоянными предельными издержками , осуществляющей т. н. ценовую дискриминацию первого типа, т. е. она продаёт каждую единицу товара по максимальной цене, которую готов заплатить потребитель. Пример такой ситуации – аукцион. На нём каждая единица товара продаётся тому покупателю, который больше всего желает её получить, а значит, готов предложить самую высокую цену: первая единица товара продаётся по цене , вторая – по , третья – по и т. д. Тогда можно рассчитать излишек производителя-монополиста как сумму разниц между и , и , и и т. д.
Таким образом, вся площадь, которая на рис. 3а была обозначена как , становится излишком производителя, т. е. . При этом излишек потребителя равен нулю. Суммарное общественное благосостояние , равное их сумме, также максимально и в точности равно площади .
В настоящее время на практике, как правило, используется не само абсолютное значение излишка производителя, а его изменение , являющееся мерой того, как то или иное экономическое явление повлияет на производителей. Например, с помощью можно оценить влияние на производителей мер экономической политики, таких как введение налогов или субсидий, или определить потенциальную выгоду для производителя от мер, направленных на расширение потребительского спроса на данном рынке.