Кривая предложения
Крива́я предложе́ния, график, показывающий, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Обычно зависимость величины предложения (QS) от цены (P) прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (Q) (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. В общем виде QS=f(P).
Зависимость количества произведённых благ от уровня цен можно изобразить графически (рис. 1). Кривая S характеризует уровень цен и объём продаж блага X в определённый момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
Изменение цены означает движение по кривой предложения (рис. 2).
В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: цены факторов производства (ресурсов) (Pr); технология (K); ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики; размер налогов и субсидий (T); количество продавцов (N); прочие факторы (B). Величина предложения является функцией всех этих факторов:
QS=f(P,Pr,K,T,N,B).
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т. е. сдвиг кривой S в положение S1. В случае понижения цен на факторы производства произойдёт увеличение предложения, что приведёт к сдвигу кривой S в положение S2 (рис. 3).
Затраты в микроэкономике – оценки, отражающие ценность данных факторов производства при их наилучшем альтернативном использовании. Поэтому функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров. Движение вдоль кривой предложения показывает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения, и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (рис. 3).
На функцию предложения влияет фактор времени. Обычно различают кратко-, средне- и долгосрочный рыночные периоды. В краткосрочном периоде все факторы производства постоянны, в среднесрочном некоторые факторы (сырьё, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.). В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис. 4а). В среднесрочном периоде повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объёма производства, т. к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 4б). В условиях долгосрочного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (рис. 4в).