Экономика общественного сектора
Эконо́мика обще́ственного се́ктора, раздел экономической науки с предметной областью исследования экономической деятельности государства и оценки последствий вмешательства государства в экономику. Включает также в анализ экономическую деятельность некоммерческих и общественных организаций, направленную на производство общественных благ.
Общественный сектор как субъект экономических отношений
Потребность в функционировании общественного сектора в экономической сфере обусловлена «провалами рынка» (фиаско рынка, market failure), т. е. явлениями, когда рынок не способен выполнить свою функцию и скоординировать процессы экономического выбора, обеспечив эффективное распределение ресурсов. Как правило, для устранения основных провалов рынка необходимо проведение антимонопольной политики, создание общественных благ и регулирование внешних эффектов (экстерналий). Именно для этого требуется функционирование институтов государства, государственная, муниципальная и общественная собственность, налоговая и трансфертная политика, а также государственно-частные партнёрства и некоммерческие организации.
Основное отличие общественного сектора как субъекта экономических отношений от других участников экономической сферы – это наличие механизма согласования индивидуальных предпочтений в коллективное решение (как правило, это голосование) и наделённость правом принуждения. Здесь имеется в виду экономическое понимание принуждения как согласия на принятие решений, которые ухудшают положение отдельных экономических агентов, но обеспечивают рост общественного благосостояния. Подходящим примером реализации принципа принуждения могут служить налоги: они снижают располагаемые доходы, но служат решению задач социального равенства; налоговые поступления идут на финансирование общественных благ и социальные трансферты, при этом изменения налоговой политики происходят на основе голосования в парламенте страны.
В международной практике для оценки масштабов общественного сектора используют показатель доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) (см. рисунок). Государственные расходы – это денежные выплаты на деятельность государства по предоставлению товаров и услуг. Они включают оплату труда работников государственного сектора (например, заработную плату), расходы на субсидии, социальные выплаты и прочие расходы, такие как арендная плата и дивиденды.
Источник: Доля государственных расходов в ВВП // Всемирный банк (дата обращения 10.5.2022).
Примечание: за 1998–2007 гг. данных по миру в целом не представлено.
Показатель доли государственных расходов в ВВП страны достаточно адекватно отражает общественный сектор экономики, т. к. включает расходы на финансирование общественных благ и содержание государственных организаций.
Основным источником данных для оценки масштабов общественного сектора отдельных стран и мира в целом является база данных Всемирного банка (World Bank Open Data // The World Bank), в которой приводятся различные финансовые показатели активности государства и работы некоммерческих организаций. Официальная статистика по Российской Федерации представлена на сайте Федеральной службы государственной статистики.
Предметная область
Общественный сектор, так же как и частный сектор, располагает ограниченными ресурсами, поэтому необходимы ответы на базовые вопросы экономики: что, как, для кого производить. Помимо этих появляется ещё вопрос: как осуществить коллективный выбор.
Предметная область экономики общественного сектора охватывает постановку и способы решения этих вопросов. Ответ на вопрос «Что производить?» предполагает альтернативу: частный или общественный сектор обеспечивает предоставление общественных благ в экономике. При выборе принимают во внимание ключевые факторы: приоритеты экономической эффективности; понимание справедливости в обществе; ресурсы, в том числе неэкономические, в распоряжении государства, а также возможности общества в создании негосударственной кооперации для финансирования общественных благ.
Вопрос «как производить» связан с выбором способа финансирования общественных благ: благо будет предоставляться обществу бесплатно или за плату. Если бесплатно, тогда налоги индивидов и организаций экономика общественного сектора рассматривает в качестве цены за общественное благо. Если устанавливается цена на общественное благо, тогда оно оплачивается напрямую, при этом цена для каждого – это часть расходов на создание блага, и покупатели совместно финансируют его производство. Например, при предоставлении услуг образования и здравоохранения применяется как практика гарантированного бесплатного доступа к благам, так и возможность их получения за плату.
Вопрос «для кого производить» применительно к общественным благам, в отличие от частных, носит социальный характер. Здесь интересы общества и задачи справедливости ставятся выше, поэтому доступ к социально значимым благам не должен быть ограничен платёжеспособностью. Отсюда определяется доступ к общественным благам. Ответ на данный вопрос («для кого производить») предполагает проведение политики перераспределения доходов для обеспечения равенства в стране.
«Как осуществить коллективный выбор»: здесь речь идёт о способе трансформации индивидуальных предпочтений в коллективное решение. Вся политика общественного сектора экономики должна отражать выбор общества, его компромисс в отношении финансирования общественных благ и роли государства в экономической сфере. Это всё определяет специфику механизма голосования и выборов.
Таким образом, ключевые сферы экономики общественного сектора включают производство и дистрибуцию общественных благ, политику налогов и трансфертов на всех уровнях, а также систему выборов и голосования.
Основные представители экономической науки, занимающиеся проблематикой экономики общественного сектора: А. Пигу (налогообложение), К. Викселль (государственные расходы, налоги), Э. Линдаль (общественные блага), Р. Масгрейв (социальные потребности и мериторные блага), Ч. Тибу (1924–1968) («голосование ногами»), П. Самуэльсон (общественные блага), Дж. Бьюкенен и Г. Таллок (1922–2014) (теория общественного выбора, модели государства), У. Нисканен (1933–2011) (модель бюрократии), К. Эрроу (коллективный выбор), Э. Кларк (1939–2013) (налог на раскрытие ценности блага), Р. Коуз (управление внешними эффектами, социальные издержки), Дж. Стиглиц (участие государства в экономике), Дж. Стиглер (причины вмешательства государства в экономику). Среди российских учёных экономику общественного сектора изучают: А. Я. Рубинштейн (опекаемые блага), Р. М. Нуреев (род. 1950) (общественный выбор), Л. И. Якобсон (род. 1949) (общественный сектор экономики, социальная политика), Л. И. Полищук (политическая экономика, экономика некоммерческого сектора).
В экономике общественного сектора принято выделять разделы: расходы государства, доходы государства, бюджетный федерализм и голосование.
При изучении расходов государства речь идёт о предоставлении общественных благ, трансфертной политике и политике управления экстерналиями, в том числе регулирования загрязнений окружающей среды. Масштабы и характер политики расходов определяются представлением о справедливости в обществе. К перераспределительным программам относятся программы обязательного государственного страхования граждан на случаи болезней, безработицы и пенсионное обеспечение. Общественные расходы направляются на обеспечение производства общественных и некоторых частных благ (например, бюджетные ассигнования на оборону, научные исследования, образование, здравоохранение, культуру). Производство общественных благ осуществляется в государственном секторе либо на частных предприятиях, работающих по контракту с государством. Финансирование в общественном секторе происходит за счёт государственных средств или сочетания частных и государственных средств.
Анализ доходов включает налоговую политику, но в контексте обеспечения принципов равенства налоговых обязательств, нейтральности налогов, прозрачности, гибкости налогов и организационной простоты. Налоговая политика должна отвечать задачам эффективности налогов, возможности корректировки налоговой системы для увеличения бюджетных поступлений, средств осуществления социально-экономической стратегии. Экономика общественного сектора изучает различные модели оценки налогов: влияние налогов на благосостояние экономических агентов на различных рынках. Так как налоги могут приводить к потерям экономической эффективности, в экономике общественного сектора говорится об искажающем характере налога, что означает способность налога изменить распределение ресурсов, а у агентов появляется стремление сократить своё налоговое бремя. Задача экономики общественного сектора – выработать такие принципы налоговой политики, при которых налоговые поступления достаточны для покрытия государственных расходов на производство общественных благ и при этом не происходит изменения в аллокации ресурсов и экономической эффективности, а искажающее действие налогов минимально.
Анализ доходов и расходов ведётся на национальном уровне, уровне субъектов федерации и муниципалитетов. Помимо государственных институтов экономика общественного сектора включает взаимоотношения с некоммерческими или общественными организациями в форме грантовой, трансфертной и инфраструктурной поддержки. Это предполагает изучение бюджетного федерализма, т. е. налогово-бюджетных взаимоотношений властей всех уровней в бюджетном процессе.
Для обеспечения коллективного решения необходимо голосование. В данном случае идёт речь о политическом голосовании, когда имеют дело с общественными благами, и о голосовании среди малых групп: например, жителей по поводу коммунальных благ.
Современные направления исследований экономики общественного сектора направлены на эффективную работу общественного сектора в устранении провалов рынка за счёт привлечения общественных институтов. При этом важно не допустить появление «провалов государства», когда оно не решает задачи социального равенства, устойчивого развития и экономической эффективности. Так, для обеспечения задач экономического развития и достижения целей устойчивого развития необходимо формирование и функционирование государства и общественных институтов, однако чрезмерное их увеличение и вытеснение частного сектора тормозит темпы развития за счёт излишней бюрократизации и снижения частных стимулов к экономическим выгодам.