#Экономические благаЭкономические благаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЭкономические благаЭкономические благаНайденa 41 статьяНаучные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели Модель потребительского выбора (ординалистский подход)Моде́ль потреби́тельского вы́бора, формализованное описание задачи потребителя, заключающейся в оптимальном выборе набора благ, обладающего наибольшей общей полезностью при наличии ограничений в виде рыночных цен и дохода. Согласно ординалистской теории полезность блага зависит от соотношения с другими благами. Предполагается, что полезность потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно только ранжировать качественно, в определённом порядке (ординалистски) в соответствии с потребительскими предпочтениями. Анализ предпочтений осуществляется при помощи функции полезности, приписывающей каждому набору благ некое значение так, что чем «лучше» набор (чем большую полезность он приносит индивиду), тем больше это значение. Удобным инструментом анализа являются кривые безразличия.Термины Бюджетное ограничение (в задаче потребителя)Бюдже́тное ограниче́ние, подмножество множества допустимых альтернативных комбинаций благ, которые потребитель может приобрести с учётом ограничений расходов его доходами и первоначальными запасами товаров. Графически бюджетное множество изображается в виде бюджетной линии – геометрического места точек, отображающих наборы экономических благ, покупка которых требует одинаковых расходов.Термины Запрос потребителяЗапро́с потреби́теля, совокупность требований покупателей, предъявляемых к тому или иному товару и услуге при определённых условиях и в конкретный период. Параметры потребительских запросов зависят от полезности продукта, его цены, доходов целевого потребителя, капитала бренда, состояния каналов сбыта и общей макроэкономической ситуации. Качество анализа потребительских запросов влияет на успешность маркетинговой стратегии организации. Одним из необходимых условий роста продаж и повышения лояльности клиентов является соответствие продуктов и сервисов компании запросам покупателей.Термины АнтиблагоАнтибла́го, товар (или услуга), обладающий отрицательной полезностью для потребителя. Как правило, термин используется при рассмотрении издержек, связанных с внешними эффектами. Спрос на антиблаго отсутствует, но иногда покупатель вынужден его приобретать вместе с полезным товаром. Увеличение потребления антиблага приводит не к росту, а к сокращению совокупной полезности товарного набора. Примеры антиблага: выхлопные газы, шумы двигателей и т. д.Термины Излишек производителяИзли́шек производи́теля, измеренная в денежном выражении выгода, получаемая производителем благодаря тому, что цена на его товар выше той цены, по которой он готов поставлять этот товар на рынок. Величина этого излишка позволяет оценить влияние экономической политики (например, введения налогов или субсидий) на производителей, а также определить потенциальную выгоду для производителя от мер, направленных на расширение потребительского спроса на данном рынке.Термины Шкалы эквивалентностиШка́лы эквивале́нтности, статистический метод приведения оценок монетарных показателей благосостояния (доходов, расходов, потребления) домашних хозяйств разного размера и состава к сопоставимому виду. Шкалы эквивалентности обеспечивают ключи перехода от домохозяйства как группы лиц (или одного лица) к домохозяйству как потребительской единице, размер которой определяется числом образующих её условных потребителей. Идея эквивалентных доходов основана на концепции потребления. В практике международных сопоставлений применение шкал эквивалентности даёт более корректные и справедливые оценки неравенства и бедности.Термины Реальный сектор экономикиРеа́льный се́ктор эконо́мики, сектор экономики, сочетающий в себе совокупность отраслей материального и нематериального производства, за исключением отраслей, оказывающих финансовые услуги. Зачастую отождествляется с нефинансовым сектором. Реальный сектор экономики составляют отрасли экономики, которые предоставляют конечный продукт в виде товаров и услуг.Правовые институты Товарный дефицитТова́рный дефици́т, ситуация, при которой товар продаётся в недостаточном количестве или длительное время отсутствует в продаже, при этом покупатель готов его приобрести и имеет для этого необходимые средства. Товарный дефицит как явление присущ как государствам с рыночной экономикой, так и с плановой.Термины Исключаемые и неисключаемые благаИсключа́емые и неисключа́емые бла́га, блага, которые в различной степени могут быть исключены из потребления индивида в соответствии с физическими свойствами товара, правовыми или иными ограничениями. Если продавец имеет возможность самостоятельно ограничить круг лиц, которые могут иметь доступ к данному благу, оно будет называться исключаемым. В случае, если это невозможно или сопряжено со слишком большими расходами продавца, такое благо окажется неисключаемым. Исключаемые блага производить может только государство, используя прямые и косвенные (налоги и т. д.) механизмы принуждения к их оплате. Впервые (1959) термин «исключаемость благ» был предложен в качестве критерия выявления общественного блага, альтернативного критерию конкурентности. Общественные блага часто рассматриваются как блага, одновременно обладающие свойствами неисключаемости и неконкурентности.Термины Конкурентные и неконкурентные благаКонкуре́нтные и неконкуре́нтные бла́га, блага с разными издержками личного использования их потребителями. Блага, потребление которых одним индивидом полностью исключает или частично сокращает возможность их потреблять для других индивидов, т. е. для которых издержки предоставления возможности воспользоваться ими для дополнительного индивида запретительно велики при любом объёме потребления этих благ, будут называться конкурентными. В противном случае, когда такие издержки равны нулю, блага будут называться неконкурентными. Таким образом, при покупке дополнительной единицы конкурентного блага дополнительные предельные выгоды от её потребления получает только индивид, который приобрёл эту единицу (например, продукты питания). В свою очередь, при покупке дополнительной единицы неконкурентного блага выгоду получают все потребители, пользующиеся этим благом, поэтому предельные выгоды от дополнительной единицы неконкурентного блага равны сумме индивидуальных предельных выгод всех потребителей этого блага (например, маяк в море). 12345