Ирландия. История. История Ирландии с 19 в.
Исто́рия Ирла́ндии с 19 в., история Ирландии, государства в Северной Европе, с 1801 г. по настоящее время.
Ирландия в 1801–1949 гг.
После унии с Великобританией в начале 19 в. Ирландия превратилась в поставщика сельскохозяйственного сырья и дешёвой рабочей силы. Отмена протекционистских пошлин и политика свободной торговли имели негативные последствия для молодой ирландской промышленности, не выдерживавшей конкуренции с английской. Развитие получили лишь производство льняных тканей, пива, виски, бекона, а также судостроение (в северо-восточных районах страны). В сельскохозяйственном секторе преобладали арендаторы-католики, обрабатывавшие мелкие участки земли на основе краткосрочной аренды и не имевшие права на её выкуп. Рост цен на продукты питания в период наполеоновских войн сделал выгодным дробление наделов ради увеличения ренты. Арендная плата за землю быстро росла (была в 2–3 раза выше, чем в Англии), жизненный уровень большинства сельских жителей неуклонно снижался. Землевладельцы-протестанты покидали страну, оставляя поместья на попечение агентов, заинтересованных лишь в извлечении максимальной прибыли. Несколько неурожайных лет подряд закончились национальной катастрофой – «Великим голодом» 1845–1849 гг. (от голода и болезней погибли около 1 млн человек, в 1845–1851 страну покинули свыше 1,5 млн человек). Значительные демографические сдвиги, резкое сокращение числа мелких арендаторов, отмена в 1846 г. хлебных законов (это привело к снижению спроса на ирландское зерно на английском рынке) ускорили аграрный переворот. Его результатами стали превращение скотоводства, продукция которого была ориентирована на экспорт в Англию, в самую прибыльную отрасль ирландского сельского хозяйства, появление крупных фермерских хозяйств и развитие капиталистических отношений в аграрном секторе.
В 1820-х гг. в условиях действия карательных законов представители католиков, доля которых насчитывала 90 % населения Ирландии, выступили с требованием предоставления им политических и гражданских прав. Движение за эмансипацию католиков под руководством адвоката Д. О’Коннелла и созданной им в 1823 г. Католической ассоциации Ирландии приобрело массовый характер, было поддержано католическим крестьянством и церковью. В 1829 г. британский парламент принял Билль об эмансипации католиков, который предоставил им политические права, в том числе право быть избранными в парламент, при условии принесения присяги на верность английскому монарху, а также поступать на военную и гражданскую службу (кроме высших должностей). Движение за эмансипацию способствовало дальнейшей политизации ирландского общества.
В 1830-х гг. начались крестьянские выступления против выплаты десятины Англиканской церкви, в 1840-х гг. сформировалось движение рипилеров – сторонников отмены (англ. repeal) англо-ирландской унии конституционным путём. Из среды рипилеров выделилась радикальная группа «Молодая Ирландия», идеологи которой сформулировали доктрину независимой ирландской нации, объединяющей приверженцев всех ирландских конфессий. Против сторонников движения за отмену союза с Великобританией, ставшего в Ирландии очень влиятельным после аграрных выступлений 1842 г., британские власти приняли ряд жёстких и действенных мер. Была создана комиссия под руководством лорда Девона для изучения ирландской аграрной системы и её реформирования; в 1845 г. были приняты акты, учреждавшие ирландские университеты для католиков и диссентеров. Под влиянием европейских революций 1848–1849 гг. по Ирландии в 1848 г. прокатилась волна выступлений, возглавляемых Ирландской конфедерацией, образовавшейся в январе 1847 г. после раскола «Молодой Ирландии». Революционная традиция была продолжена ирландскими фениями. Созданное в 1858 г. Ирландское республиканское братство в качестве цели провозгласило революционную борьбу за ирландскую республику и приступило к подготовке общенационального восстания. Несмотря на конспирацию, британскому правительству удалось раскрыть планы заговорщиков и не допустить широкомасштабного, скоординированного выступления. 5 марта 1867 г. разрозненные вооружённые восстания фениев в 11 восточных и южных графствах были подавлены властями.
Во 2-й половине 19 в. аграрный вопрос по-прежнему играл важную роль в жизни ирландского общества. В стране развернулось массовое крестьянское движение. В 1850 г. в Дублине была основана Лига защиты прав арендаторов, выступившая с требованием урегулирования условий арендной платы, против произвола лендлордов. Программа Национальной земельной лиги 1879–1882 гг. включала требования поэтапного решения аграрного вопроса вплоть до полного уничтожения лендлордизма. Под давлением массового крестьянского движения были приняты билли Гладстона 1870, 1881 гг., положившие начало аграрной реформе в Ирландии.
В ирландском национальном движении в последней трети 19 в. центральное место заняла борьба за предоставление Ирландии самоуправления (гомруль; Home Rule) в рамках Британской империи. В конце 19 в. возникло движение за возрождение ирландской культуры (культурный национализм), главным лозунгом которого являлось возрождение ирландского языка, литературы (Гэльское возрождение) и изучение национальной истории. Руководимое Гэльской лигой, оно способствовало развитию ирландской национальной идентичности; из рядов этого движения вышли многие политические деятели, возглавившие в последующие годы борьбу за независимость Ирландии.
Принятие в 1903 г. земельного закона Виндема стало переломным моментом в ликвидации на территории Ирландии системы лендлордизма. Государство, выступавшее в роли посредника, выплатило лендлордам значительные суммы, которые затем с процентами были взысканы с крестьян в виде долгосрочных выкупных платежей. Закон Виндема создал благоприятные условия для развития капиталистических отношений в ирландской экономике. Начался быстрый прогресс отраслей по промышленной переработке сельскохозяйственного сырья (мукомольная, табачная, маслобойная промышленность). В городах росло число мелких фабрик и мастерских, принадлежавших ирландцам и производивших обувь, текстильные изделия и прочее. В аграрном секторе широкое распространение получила кооперация. К 1914 г. в Ирландии действовало до 1 тыс. кооперативных обществ, в которых состояли свыше 105 тыс. человек. В начале 20 в. Ирландия стала важной сферой приложения британского капитала, который вкладывался главным образом в транспортные, торговые, страховые фирмы, банки и некоторые отрасли промышленности (в первую очередь в Ольстере, где доля протестантов достигала 60 %; это способствовало формированию там промышленного пролетариата и крупной буржуазии). Уровень жизни населения Ирландии был значительно ниже, чем в Англии, – в частности, более низкой была заработная плата. По заболеваемости туберкулёзом и детской смертности ирландские города намного опережали английские. По данным переписи 1911 г., бо́льшая часть населения Ирландии по-прежнему проживали в деревне, 50 % самодеятельного сельскохозяйственного населения составляли фермеры, 40 % – т. н. семейные рабочие и сезонники, 9 % – сельский пролетариат.
Партийно-политическая система Ирландии в начале 20 в. отражала состояние ирландского национального движения. Главной политической силой, представлявшей интересы ирландских националистов, была Ирландская парламентская партия (ИПП), её депутаты занимали 90 из 120 мест, выделенных ирландцам в британском парламенте. ИПП, требовавшая предоставления Ирландии ограниченной автономии в рамках Британской империи, пользовалась поддержкой основной массы ирландских католиков. В 1905 г. возникла новая национальная партия – Шин фейн, выступившая за создание независимого ирландского государства и выдвинувшая в 1908 г. программу преодоления экономической отсталости Ирландии на основе эффективного использования её собственных ресурсов. Левых взглядов придерживалось Ирландское республиканское братство (наследники фениев) – подпольная организация с расплывчатой социально-экономической программой, выступавшая за создание независимой ирландской республики путём вооружённой борьбы. Политические интересы рабочих представляли Ирландская лейбористская партия (с 1912) и Конгресс тред-юнионов. На крайне правом фланге партийно-политической системы Ирландии располагались т. н. юнионисты, выступавшие за сохранение англо-ирландской унии и против каких-либо экономических и политических изменений.
В 1912–1914 гг. юнионисты совместно с британскими консерваторами выступили против 3-го билля о гомруле, что поставило страну на грань гражданской войны. В Ольстере было сформировано подпольное Временное правительство, создан Ольстерский добровольческий корпус, готовый к активным действиям по захвату власти в провинции. Для защиты гомруля в 1913 г. возникла массовая военизированная организация «Ирландские волонтёры». В сентябре 1914 г. закон о гомруле, не распространявшийся на часть территории Ольстера, был принят, но его реализация отложена до окончания Первой мировой войны.
Война способствовала подъёму ирландского национально-освободительного движения. Ирландское восстание 1916 г. («Пасхальное восстание») привело к радикализации и поляризации ирландского общества. ИПП, выступавшая за военное сотрудничество с Англией, утратила свои позиции, резко возросла популярность Шин фейна. Вспыхнувшая в 1919 г. Ирландская национально-освободительная революция, в ходе которой была принята Декларация независимости и провозглашена Ирландская республика, заставила британские правящие круги пойти на перестройку отношений с Ирландией. По англо-ирландскому договору 1921 г. Ирландия под названием Ирландское Свободное государство получила статус британского доминиона и стала членом Британского Содружества наций, в 1922 г. была принята конституция. Однако страна была разделена: 6 графств ирландской провинции Ольстер остались в составе Соединённого Королевства в качестве провинции Северная Ирландия.
Победа в гражданской войне правого крыла Шин фейна, представители которого являлись сторонниками англо-ирландского договора и получили широкую военную и финансовую помощь британского правительства, не позволила Ирландии достигнуть полной независимости, экономического и политического единства.
Правые шинфейнеры в 1923 г. объединились в партию Кумман-на-гэл во главе с У. Т. Косгрейвом, возглавившим ирландское правительство в 1922 г. Кумман-на-гэл, выражавшая интересы ирландских предпринимательских кругов, тесно связанных с британским капиталом, находилась у власти до 1932 г. В 1933 г. после слияния с фашистской группой «синерубашечников» и партией Центра она была преобразована в Партию единой Ирландии, затем переименована в Фине гэл. В условиях мирового экономического кризиса конца 1920-х – начала 1930-х гг., оказавшего значительное влияние на Ирландию, к власти в 1932 г. пришла республиканская партия Фианна фойл во главе с И. де Валерой, представлявшая интересы национальной буржуазии и выступавшая за создание развитой национальной экономики и достижение полной независимости страны. Правительство де Валеры отменило парламентскую присягу британской короне, выплату земельной ренты в британскую казну, добилось ликвидации британских военно-морских баз в Ирландии. Предпринятые ультраправыми силами летом 1933 г. и осенью 1934 г. попытки совершить переворот и установить в стране авторитарный режим получили решительный отпор. В 1937 г. была принята новая Конституция, провозгласившая Ирландию «суверенным демократическим государством Эйре» (ст. 5), лишь номинально связанным с Великобританией. В статье 2 Конституции декларировался отказ от признания факта присоединения Северной Ирландии к Великобритании и подчёркивалось, что принадлежащая ирландскому «народу территория состоит из всего острова Ирландия, прилегающих к нему островов и территориального моря». Статья 3 распространяла действие законов Эйре на Северную Ирландию.
Под защитой высоких таможенных тарифов и при активном участии государства в Ирландии в 1930-х гг. было построено большое число предприятий, значительно укреплена и расширена энергетическая база промышленности; оказана помощь мелкому фермерству. Меры правительства по укреплению независимой национальной экономики вызвали противодействие британских правящих кругов и связанных с ними сил внутри Ирландии. В 1932–1938 гг. Великобритания попыталась оказать давление на Ирландию путём резкого повышения пошлин на ввоз ирландской сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем британский капитал удерживал важные позиции в экономике страны. Постоянные трудности испытывало сельское хозяйство, продолжалась эмиграция из Ирландии. В начале Второй мировой войны правительство Ирландии заявило о своём нейтралитете, мотивируя его невозможностью вступать в военный союз с Великобританией, удерживающей часть территории Ирландии.
Ирландия во 2-й половине 20 в.
На выборах 1948 г. Фианна фойл не смогла получить большинства голосов избирателей. Было сформировано коалиционное правительство во главе с Фине гэл (премьер-министр – Дж. Костелло). Оно приняло закон (вступил в силу 18 апреля 1949) об Ирландской республике, внеся изменения в Конституцию страны, и о её выходе из Британского Содружества. В ответ правительство Великобритании в июне 1949 г. приняло Акт об Ирландии, подтверждающий территориальную целостность Северной Ирландии в составе Соединённого Королевства. Кабинет Костелло объявил о намерении продолжать политику нейтралитета и отказался подписать Североатлантический договор. С этого момента Фине гэл и Фианна фойл поочерёдно находились у власти, а Лейбористская партия играла роль младшего партнёра в правительственных коалициях.
1950-е гг. для Ирландии были отмечены отсутствием экономической и политической стабильности. Ирландия оставалась аграрной страной, на промышленность и строительство приходилось 28 % ВНД, на долю сельского хозяйства – 32 % (в нём было занято около 40 % самодеятельного населения, продукция аграрного сектора составляла 60 % ирландского экспорта). Ведущей отраслью сельского хозяйства по-прежнему было животноводство. Эмиграция в 1950-е гг. была выше естественного прироста населения Ирландии; его численность сокращалась на 12,5 тыс. человек в год (к 1961 составила 2,8 млн человек; уменьшилась по сравнению с началом 1930-х гг. на 5 %). Неучастие Ирландии в годы 2-й мировой войны в антигитлеровской коалиции осложнило её положение на международной арене в послевоенный период. Только в 1955 г. страна была принята в ООН.
В 1957–1973 гг. у власти вновь находилась Фианна фойл, пост премьер-министра занимали И. де Валера (до 1959), Ш. Лемасс (до 1966), Дж. Линч (до 1973). В стране был проведён ряд реформ, в 1958 г. принята программа экономического развития, за которой последовали ещё две (1963–1968 и 1969–1972). Ирландия отошла от политики протекционизма, усилилась экспортная ориентация её хозяйства, проводилась линия на привлечение иностранного капитала путём предоставления ему налоговых льгот. В результате успешного выполнения экономических программ Ирландия превратилась в индустриально-аграрную страну, где доля промышленности в ВВП к 1973 г. превысила долю сельского хозяйства почти в 2 раза. Возникли новые отрасли: металлургическая, химическая промышленность, машиностроение, производство электроники и др. По темпам экономического роста (4 % в год) Ирландия обогнала многие страны. Заметно повысились уровень и качество жизни ирландцев, сократились безработица и эмиграция. Вступление Ирландии в ЕЭС в 1973 г. открыло путь к её интеграции в европейские политические и экономические структуры при сохранении традиционной политики нейтралитета. С середины 1970-х гг. Ирландия начала получать финансовые субсидии европейских организаций, бо́льшая часть которых направлялась на развитие науки, образования и подготовку кадров. Однако к концу 1970-х гг. темпы экономического развития Ирландии снизились. В 1980-х гг. резко усилилась инфляция (в среднем 20 % в год), уровень безработицы достиг 15–17 % общей численности экономически активного населения (худший показатель среди стран ЕЭС), реальная заработная плата промышленных рабочих сократилась на 4 %, потребление – на 8,5 %. В результате возросшей эмиграции (ежегодно страну покидали около 50 тыс. человек) вновь сократилось население Ирландии.
Вследствие ухудшения экономических и финансовых условий увеличился государственный долг, в том числе внешний. В целях стабилизации экономики правительством Ирландии была разработана программа национального восстановления, которая предусматривала меры по контролю над финансами, сокращение займов, создание новых рабочих мест. Не отказываясь от привлечения иностранных инвестиций и компаний, предполагалось сделать упор на развитие национальной промышленности и её более глубокую интеграцию в мировую экономическую систему.
В 1989 г. в стране начался экономический подъём, в конце 20 в. получивший название ирландское «экономическое чудо» (за Ирландией закрепилось название «кельтский тигр»). Наличие квалифицированной и дешёвой рабочей силы (со знанием английского языка), низкие налоги, налоговые льготы и субсидии для инвесторов, помощь мировой ирландской диаспоры, а также членство в ЕС и другие благоприятные экономические и политические факторы привлекли в страну крупные компании (в первую очередь американские), создавшие в Ирландии ряд современных наукоёмких отраслей промышленности, ориентированных на рынки стран Евросоюза. В 1990–1995 гг. объём ВВП ежегодно увеличивался в среднем на 5–6 %, в 1995–2000 гг. благодаря росту объёмов иностранных инвестиций – на 9–10 % и более. В 2000–2005 гг., несмотря на некоторые негативные тенденции развития мирового хозяйства (спад 2001–2002 и др.), темпы роста экономики Ирландии в среднем составили около 5 % в год. Наблюдались быстрое развитие сектора информационных технологий, рост объёмов строительства; продолжался приток иностранных инвестиций (свыше 100 млрд долл. США в 2000–2004). В 2006 г. объём ВВП увеличился на 5,2 % (в сопоставимых ценах), общая сумма инвестиций составила около 28 % объёма ВВП. Экономический рост сопровождался снижением темпов инфляции (до 2,6 %) и уменьшением безработицы (до 4 % общей численности экономически активного населения). Создание новых рабочих мест, повышение качества жизни не только позволили снизить эмиграцию, но и обеспечили приток рабочей силы, в частности из стран Восточной Европы.
Одной из важных внутриполитических задач, стоявших перед Ирландской республикой после 1949 г., было ограничение влияния Католической церкви на государство и общество. Только в 1995 г. на референдуме ирландцы минимальным большинством (50,3 %) проголосовали за исключение из Конституции пункта, запрещающего разводы.
Отношения Ирландии с Великобританией в послевоенный период были осложнены проблемой Северной Ирландии. Правительство Ирландии неоднократно в настойчивой форме требовало от Лондона возвратить Северную Ирландию в состав Ирландской республики. Экстремистские группировки и Ирландская республиканская армия (ИРА) пытались решить североирландский вопрос методами насилия и террора. Это способствовало обострению конфликта в самой Северной Ирландии между ирландцами-католиками, выступавшими за «воссоединение национальной территории», и протестантами – сторонниками унии с Великобританией. С конца 1960-х гг. конфликт приобрёл характер гражданской войны. Перед лицом эскалации насилия правительство Ирландской республики выступило в поддержку мирного пути решения североирландской проблемы. В серии переговоров с британским правительством оно признало необходимость учитывать интересы и культурные традиции не только католиков, но и протестантской части населения Северной Ирландии, а также разделять политическую власть между католической и протестантской общинами. Эти и другие принципы были закреплены в Санингдейлском соглашении 1973 г. (его выполнение было сорвано североирландскими протестантами), а затем повторены в англо-ирландском соглашении 1985 г. и англо-ирландской декларации 1993 г. В подписанном 10 апреля 1998 г. в Белфасте правительством Ирландии во главе с Б. Ахерном соглашении с британским правительством и североирландскими католическими и протестантскими общинами (т. н. Соглашение Страстной пятницы) ирландская сторона отказалась от требования немедленной передачи Северной Ирландии в состав Ирландии. В соответствии с достигнутой договорённостью Северная Ирландия должна оставаться в пределах Соединённого Королевства, пока это будет отвечать желаниям людей, которые там проживают. В то же время британские и ирландские правительства обязались ввести в действие все механизмы образования объединённой Ирландии, если того будут хотеть жители Северной Ирландии. В структуре управления Северной Ирландии предусматривалось создание Совета министров, куда должны были войти представители как севера, так и юга, а также формирование органов, отвечающих за реализацию соглашения и действующих по трансграничному принципу или в масштабах всего острова. Изменение подхода к решению вопроса о «воссоединении национальной территории» одобрили на референдуме 22 мая 1998 г. 94 % ирландцев. В последующий период ирландское правительство в тесном контакте с Лондоном предпринимало шаги по претворению в жизнь достигнутых договорённостей, в том числе по разоружению военизированных группировок.
С начала 1970-х гг. Ирландия стала играть более заметную роль на международной арене. Она была трижды представлена в Совете Безопасности ООН, в 1996 г. председательствовала в ЕС. В 1992 г. Ирландия подписала Маастрихтский договор, в 2002 г. вошла в зону евро. В 1999 г. страна присоединилась к программе НАТО «Партнёрство во имя мира».
Республика Ирландия в 21 в.
Экономическое развитие
Начало 21 в. было отмечено экономическим подъёмом. Рост реального национального дохода на душу населения в этот период составил 71 %, что было на 20 % выше среднего по Европе. В 2005 г. он достиг 35,027 тыс. долл. США. Произошли изменения в структуре экономики – сокращение доли сельского хозяйства (до 5 %) за счёт увеличения доли промышленности (46 %) и сферы услуг (49 %). Выросла привлекательность национального рынка для рабочей силы, сократился уровень эмиграции и увеличился уровень иммиграции. По данным переписи 2011 г., численность населения Ирландии составила 4,6 млн человек. Значительный импульс ирландскому экономическому развитию придало инвестирование в информационные технологии, телекоммуникации, здравоохранение и фармацевтику, производство программных продуктов, электронную промышленность.
Экономический бум, связанный с привлечением иностранных инвестиций, закончился на волне глобального финансового кризиса в 2008 г. Страна вступила в полосу рецессии, одну из самых глубоких в еврозоне. Кризис серьёзно повлиял на экономику, усугубив внутренние проблемы, связанные с крахом рынка недвижимости. В 2009 г. экономика Ирландии сократилась на 11,3 %, в 2010 г. дефицит бюджета составил 32 % от уровня ВВП, что являлось худшим показателем в мире. Банковская система оказалась в глубоком кризисе. Безработица на конец 2010 г. достигла 14,7 %, самого высокого показателя с апреля 1994 г. Вновь выросла эмиграция, особенно среди молодёжи. Стремясь стабилизировать банковский сектор, ирландское правительство в 2009 г. утвердило первый из последующей серии бюджет жёсткой экономии. Однако эта мера оказалась недостаточной; с целью избежать дефолта ирландское правительство было вынуждено прибегнуть к займу у ЕС и МВФ в размере 85 млрд евро.
В 2013–2014 гг. наметились признаки стабилизации. Ирландская экономика начала восстанавливаться одной из первых в Европе, увеличившись в 2014 г. на 4,8 %. Дефицит бюджета упал до 3,1 %. В последующие годы экономика страны стала самой быстрорастущей экономикой Европы. Рост ВВП в 2019 г. составил 5,5 % в год, доходы на душу населения увеличились с 2009 г. почти вдвое, достигнув около 80 тыс. долл. США. Резко снизились безработица и инфляция, население с 2002 г. увеличилось на 1 млн человек, достигнув в 2020 г. самой большой за 150 лет численности в 4,9 млн.
В 2020 г. в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 экономика Ирландии вступила в глобальную рецессию. Она сократилась более чем на 7 %, безработица достигла самых высоких за 2 десятилетия показателей в 28 %. Особенно пострадали туризм, гостиничный бизнес, предприятия общественного питания и торговля.
Социально-политические процессы. Ирландия и Брекзит
Первые десятилетия 21 в. характеризовались политической нестабильностью. Начавшийся в 2008 г. и растянувшийся на несколько лет финансово-экономический кризис способствовал политическому кризису и привёл в 2011 г. к падению коалиционного правительства партии Фианна фойл и Партии зелёных. На прошедших в феврале 2011 г. досрочных парламентских выборах победу одержала партия Фине гэл, сформировавшая вместе с лейбористами коалиционное правительство во главе с Э. Кенни. Выборы 2011 г. положили конец доминированию партии Фианна фойл, правившей страной в течение почти 80 лет. Фине гэл получила 76 мест в парламенте, состоящем из 166 членов, Лейбористская партия – 37, Фианна фойл – всего 20. Этот результат стал следствием недовольства политикой Фианна фойл, приведшей страну на грань банкротства. Поражение Фианна фойл произошло через 3 месяца после решения о предоставлении Ирландии кредита от ЕС и МВФ под высокий процент (5,8 %), что было воспринято в стране как национальное унижение.
Правление Фине гэл и лейбористов было отмечено экономическими успехами и проведением социальных реформ, свидетельствовавших о либерализации ирландского общества и демократизации социальных отношений. В 2015 г. по результатам референдума вступил в силу закон об однополых браках (62 % высказались в его поддержку), начались реформы, направленные на легализацию абортов.
В 1983 г. была принята 8-я поправка к Конституции Ирландии (Pro-Life Amendment), запрещающая аборты. Она формулировала одинаковые права как для матери, так и для её неродившегося ребёнка и, согласно позиции её сторонников и инициаторов, была направлена на защиту права плода на жизнь. В последующие годы в стране прошло 5 безрезультатных референдумов по вопросу отмены запрета на проведение абортов. В 1992 г. Верховный суд Ирландии снял частичный запрет на аборты при определённых обстоятельствах, угрожающих жизни женщины. Однако это решение суда не получило законодательного оформления. В 2010 г. Европейский суд по правам человека констатировал, что отсутствие в Ирландии закона, дающего женщинам право на аборт в случае угрозы для жизни, противоречит Европейской конвенции по правам человека. Летом 2013 г. ирландский парламент одобрил закон, разрешающий аборты при определённых условиях в случае угрозы для жизни женщины.
В 2015 г. проблема запрета абортов вновь привлекла внимание международной общественности. Правозащитная организация Э. Кенни стала инициатором кампании в Ирландии против уголовного преследования женщин за аборт, которое расценивалось как следствие архаичности ирландской законодательной системы. В 2016 г. Совет по правам человека ООН заявил о нарушении прав женщин в Ирландии и о несоответствии 8-й поправки нормам международного законодательства и потребовал её отмены. 13 декабря 2018 г. по результатам очередного референдума ирландский парламент принял закон, разрешающий делать аборты до 12-й недели беременности, и позднее – по определённым медицинским показаниям.
На очередных парламентских выборах 2016 г. ни Фине гэл, ни лейбористы не смогли набрать необходимое для формирования правительства большинство. Фине гэл получила 50 мест, потеряв 26. Основная оппозиционная партия Фианна фойл увеличила количество депутатов до 44. Третье место заняла Шин фейн, получив 23 места в парламенте. Серьёзное поражение потерпели лейбористы, проведя в депутаты всего 7 человек. Выборы 2016 г. стали первыми после введения в 2012 г. гендерной квоты, повлиявшей на выбор кандидатов. Согласно принятой поправке к закону о выборах, партии лишались половины госфинансирования, если не смогли обеспечить 30%-ную квоту для женщин.
После двухмесячных переговоров Фине гэл по соглашению с Фианна фойл о доверии и поддержке удалось сформировать правительство меньшинства во главе с Э. Кенни. Это правительство стало самым слабым в современной ирландской истории; отсутствие устойчивого большинства приводило к нестабильности правительственного курса. В июне 2017 г. Э. Кенни ушёл в отставку, на посту лидера партии и премьер-министра его сменил Л. Варадкар.
Ирландия, не являясь участником переговорного процесса по Брекзиту, заняла активную позицию в поддержку Белфастского мирного соглашения 1998 г., выступив против установления жёсткой границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией и высказавшись за придание Северной Ирландии специального статуса, позволяющего ей остаться внутри единого рынка и таможенного пространства ЕС. Занятая Ирландией позиция способствовала подписанию Лондоном и Брюсселем в октябре 2019 г. «Ирландского протокола», регламентировавшего правила таможенного режима Северной Ирландии. Ситуация с Брекзитом повлияла на англо-ирландские отношения, приведя к переориентации внешнеполитических интересов Ирландии в сторону Европы.
Прошедшие в феврале 2020 г. внеочередные парламентские выборы были вызваны завершением срока действия Соглашения о доверии и поддержке между Фине гэл и Фианна фойл и фактическим распадом правительственной коалиции. В конце 2019 г. оппозиция отказалась поддержать предложения правящей партии; с целью предотвратить угрозу внутриполитического кризиса на февраль 2020 г. были назначены новые парламентские выборы.
Результаты выборов свидетельствовали о дальнейшей фрагментации политических сил. Три партии получили практически равное количество голосов: Фианна фойл – 38, Шин фейн – 37 (лучший результат с 1923), правящая Фине гэл заняла 3-е место – 35. Выборы нанесли удар по традиционной двухпартийной ирландской политической системе и осложнили формирование правительства, растянув этот процесс на несколько месяцев. В созданное в июне правительство, которое возглавил лидер Фианна фойл М. Мартин, вошли также Фине гэл и Партия зелёных (12 депутатов). Л. Варадкар стал заместителем М. Мартина при условии, что сменит его на посту премьер-министра в декабре 2022 г. Образование правительственной коалиции в составе Фине гэл и Фианна фойл означало завершение длящегося более 100 лет противостояния двух партий как наследников расколовшей страну гражданской войны 1922–1923 гг. В соответствии с договорённостью 17 декабря 2022 г. Л. Варадкар был назначен премьер-министром страны вместо М. Мартина, который занял должность заместителя главы кабинета.
Российско-ирландские отношения
Дипломатические отношения между Ирландией и СССР были установлены в сентябре 1973 г. В сентябре 1999 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений официальный визит в Россию премьер-министра Ирландии (Б. Ахерн). В феврале 2001 г. Москву с рабочим визитом посетил министр иностранных дел Б. Коуэн, в сентябре 2010 г. – президент Ирландии М. П. Макэлис. Сторонами подписан ряд соглашений, в том числе соглашение об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве (1976), протокол о политических консультациях (1991), соглашения – о культурном сотрудничестве (1991), о воздушном сообщении (1993), о международном автомобильном сообщении (1994), об избежании двойного налогообложения (1994) и др.
До начала в 2022 г. Специальной военной операции России на Украине динамично развивались отношения с Ирландией в области образования, науки и культуры. Важным элементом комплекса двусторонних отношений являлись межпарламентские связи. В феврале 2022 г. премьер-министр Ирландии М. Мартин выступил с осуждением Специальной военной операции России на Украине и поддержкой жёстких антироссийских санкций.