Внешний государственный долг
Вне́шний госуда́рственный долг (англ. public external debt, public foreign debt), все обязательства государства перед иностранными кредиторами, включая коммерческие банки, правительства и международные финансовые организации.
Определение
Классическое определение внешнего долга дано Международным валютным фондом (МВФ). Согласно МВФ, внешний долг учитывает как основную сумму долга, так и проценты, и не включает условные обязательства (долги, которые могут возникнуть позднее в результате неопределённых будущих событий). Внешний долг определяется МВФ как долговые обязательства резидента перед нерезидентом. К внешнему госдолгу относится: государственный и гарантированный государством долг, кредиты международных финансовых организаций (включая МВФ).
В некоторых случаях внешний долг принимает форму связанного кредита. Связанные кредиты могут предоставляться для конкретных целей, которые определяются заёмщиком и кредитором. Такая форма внешнего долга, к примеру, может быть использована для предоставления гуманитарной помощи.
В настоящее время на международном уровне помимо инициатив МВФ и Всемирного банка (таких как Heavily Indebted Poor Countries, HIPC) долги официальным кредиторам урегулируются и реструктурируются Парижским клубом.
Индикаторы внешнего долга
Валовой внешний долг представляет собой непогашенную сумму фактических текущих обязательств, которые требуют выплаты основного долга и/или процентов должником в определённый момент времени. Чистый государственный долг представляет собой разницу между общим государственным долгом и иностранными активами в форме долговых инструментов, которыми владеет правительство.
МВФ и Всемирный банк ведут базу данных статистики внешнего долга, которая обновляется каждые 3 месяца. МВФ рекомендует представлять данные о состоянии валового внешнего долга в табличном виде по экономике в целом и по институциональным секторам. Данные по этим направлениям собираются в рамках системы мониторинга, предложенной МВФ, в целях отслеживания обязательств национальных банков перед иностранными.
Для аналитических целей оценки внешнего госдолга часто используются такие показатели, как отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (внешний долг/ ВВП), к экспорту товаров и услуг (внешний долг/ экспорт товаров и услуг); расходов по обслуживанию внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг и др.
Высокий уровень показателя внешнего долга может быть рискованным для национальной экономики (прежде всего для развивающихся стран). Высокое значение государственного внешнего долга увеличивает риск дефолта, влияет на кредитные рейтинги, приводит к сокращению инвестиций в национальную экономику, подвергает заёмщика значительному валютному риску. Внешние заимствования экономически целесообразны в случае, если заёмщик получает ссуду по более низкой цене, чем можно было бы найти внутри страны. Однако часто возможности для внутренних займов сильно ограничены во многих развивающихся экономиках.
Внешний долг в экономической теории
Проблема внешнего государственного долга, платёжеспособности и управления долгом стала активно изучаться в мировой экономической литературе в 1970-х гг. в связи с ростом внешней задолженности развивающихся стран. До этого времени недавно образовавшиеся развивающиеся страны привлекали в основном официальную помощь развитию (ОПР), в рамках которой доминировали субсидии. Ситуация значительно изменилась после начала интеграции этих стран в мировой финансовый рынок и диверсификации долговых инструментов.
Кризисы внешнего суверенного долга развивающихся стран приобрели массовый характер в 1980-х гг. В этот период более 40 стран заявили о невозможности своевременно осуществлять долговые платежи по суверенным обязательствам. Кризис продлился 10 лет и был урегулирован в многостороннем порядке, в том числе в рамках Вашингтонского консенсуса.
Ключевым недостатком использования внешнего долга в качестве источника финансирования дефицита государственного бюджета является то, что он часто приводит к возникновению ситуации, при которой новые внешние заимствования используются для обслуживания накопленных ранее долгов (Klein. 1994).
В ряде исследований отмечается, что государственный долг, в том числе внешний, не оказывает влияния на динамику реальных макроэкономических показателей. В работе Р. Барро «Являются ли правительственные облигации чистым богатством?» (Barro. 1974) были формализованы идеи Д. Рикардо, которые сводятся к тому, что государственный долг не является проблемой для экономики. Теория утверждает, что в ответ на стимулирующую бюджетно-налоговую политику в виде снижения налогов, население будет сберегать увеличившийся из-за снижения налоговой нагрузки доход, ожидая, что в будущем для погашения долга государство будет вынуждено повысить налоги (подробнее см. Рикардианская эквивалентность). В результате увеличение государственного долга (в том числе внешнего) в текущем периоде приведёт к росту сбережений населения на эту же величину, что позволит правительству в будущем погасить долг за счёт увеличения налогов.
В экономической теории помимо недостатков отмечаются и положительные эффекты внешнего долга. Так, к примеру, в случае если средства, полученные за счёт внешних займов, направляются на инвестиции в инфраструктуру (например, строительство плотин, дорог, портов, мостов, образовательных и медицинских учреждений), то это может привести к большему росту совокупных инвестиций за счёт эффекта мультипликатора. В результате национальный доход и занятость увеличиваются, экономическое развитие страны идёт более высокими темпами. Наименее развитые и развивающиеся страны, стремящиеся к ускоренному развитию, прибегают к внешним заимствованиям из-за недостаточности внутренних источников финансирования.