Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Конве́нция о защи́те прав челове́ка и основны́х свобо́д (Европейская Конвенция о защите прав человека, Европейская конвенция; ЕКПЧ), международный договор, который устанавливает неотъемлемые права и свободы человека и обязывает государства гарантировать эти права каждому. Принята Советом Европы в Риме 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г. после того, как её ратифицировали 10 европейских государств (ст. 59 Конвенции). Развивает положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и повторяет её главный тезис о том, что признание равных и неотъемлемых прав и свобод человека – основа «справедливости и всеобщего мира». Все государства – члены Совета Европы подписали и ратифицировали Европейскую Конвенцию о защите прав человека, членство в Совете Европы прямо предполагает присоединение к Конвенции.
Конвенция состоит из 59 статей, объединённых в 3 раздела. В дополнение и развитие Конвенции приняты протоколы к ней (№ 1, 2, 4, 6, 7, 9–14). Федеральным законом от 30 марта 1998 г. РФ ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод с дополнениями, содержащимися в Протоколе № 2, и изменениями, внесёнными Протоколами № 3, 5 и 8, а также Протоколы № 1, 4, 7, 9, 10 и 11; в 2006 г. РФ подписала Протокол № 14.
Раздел I Конвенции «Права и свободы» включает статьи, устанавливающие права и свободы человека. В числе первых перечислены право на жизнь (ст. 2), свободу и личную неприкосновенность (ст. 5). Запрещаются пытки и унижение (ст. 3), рабство и принудительный труд (ст. 4), дискриминация в осуществлении прав по любому признаку (ст. 14). Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ст. 6). Подтверждается принцип наказания исключительно на основании закона (ст. 7). Согласно Конвенции, каждый имеет право на уважение личной жизни и жилища (ст. 8), свободу мысли, совести и религии (ст. 9), свободу выражения своего мнения (ст. 10), свободу мирных собраний и объединений (ст. 11). Допускается ограничение свободы религии и убеждений в интересах безопасности, общественного здоровья или нравственности. Осуществление права свободно выражать мнение, получать и распространять информацию «может быть сопряжено с формальностями, условиями или санкциями». Допустимы ограничения для военных и чиновников в плане свободы собраний и объединений; ограничение на политическую деятельность для иностранцев. В случае войны или в «иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации», государство вправе отступить от положений Конвенции, но «только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств» (ст. 15).
На основе Европейской Конвенции создана система международных контрольных органов. К их числу изначально относились: Европейская комиссия по правам человека (European Commission of Human Rights), Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights) и Комитет министров Совета Европы (Committee of Ministers of the Council of Europe). В мае 1994 г. Совет Европы принял дополнительный Протокол № 11 о структурных изменениях созданного в соответствии с Конвенцией контрольного механизма (вступил в силу 1 ноября 1998), и единственным органом по рассмотрению жалоб на нарушение Конвенции остался Европейский суд по правам человека.
Раздел II Конвенции «Европейский суд по правам человека» посвящён деятельности Европейского суда, который осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством – членом Совета Европы со стороны другого государства-члена. Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние национальные средства правовой защиты. Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства – участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Если решено, что нарушение Конвенции имело место, а внутреннее право государства-ответчика допускает возможность только частичного устранения последствий нарушения, потерпевшей стороне может быть присуждена «справедливая компенсация».
Раздел III «Различные положения» включает нормы о гарантиях в отношении признанных прав человека (ст. 53), об отказе от иных средств урегулирования споров (ст. 55), о территориальной сфере действия Конвенции (ст. 56), оговорках (ст. 57), денонсации (ст. 58), подписании и ратификации (ст. 59).
В Протоколах к Конвенции зафиксировано право на образование и на неприкосновенность имущества, запрет на лишение свободы за долги, свобода передвижения и выбора места жительства. Отдельно подчёркнуто, что никто не может быть выслан из своей страны и никого нельзя лишить права вернуться. Запрещается «коллективная высылка иностранцев». Государствам вменяется в обязанность «проводить с разумной периодичностью свободные выборы путём тайного голосования».
Протокол № 13 отменяет смертную казнь в любых обстоятельствах, не допуская оговорок и ссылок, например, на случай войны или чрезвычайные обстоятельства. Российская Федерация не подписала и не ратифицировала Протокол № 13. При подписании Конвенции Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу № 6 относительно отмены смертной казни.
Конвенция прекратила действие в отношении России с 16 марта 2022 г. (Федеральный закон от 28 февраля 2023 № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы»).