Минойская культура
Мино́йская культу́ра (минойская цивилизация), археологическая культура на о. Крит, связанная с древнейшей цивилизацией на территории Европы. Ранее рассматривалась в рамках эгейской культуры. Открыта в начале 20 в. А. Эвансом, назвавшим её по имени царя Миноса. Эвансом предложено выделение (в основном на основе смены стилей керамики) в минойской культуре 3 периодов (ранне-, средне-, позднеминойский) с подразделением на фазы; эта схема (с коррективами) используется большинством исследователей. По другой хронологической системе, предложенной греческим археологом Н. Платоном (основана на наблюдениях за процессом эволюции архитектурных комплексов), выделяются 4 периода: до-, прото- (ранне-), нео- (ново-), постдворцовый (последворцовый, для Кносса – поздний дворцовый).
Хронологические рамки периодов и выделяемых в них фаз продолжают обсуждаться. В основе существующих точек зрения лежат сведения о товарообмене Крита с прилегающими регионами (прежде всего с Древним Египтом, Троей, Левантом) и результаты радиоуглеродного датирования. В современной литературе наиболее распространены датировки, предложенные в обобщающих обзорах американских историков О. Дикинсона (Dickinson. 1994. P. 19) и С. Маннинга (Manning S. W. Chronology and terminology // The Oxford Handbook of the Bronze Age Aegean. 2010. P. 23): раннеминойский период – 3300–2300/1900 или 3100–2100/2050 гг. до н. э.; среднеминойский период – 2300/1900–1600 или 2100/2050–1700/1675 гг. до н. э., позднеминойский период 1600–1050 или 1700/1675–1075/1050 гг. до н. э. соответственно. Поскольку наиболее ранние напластования минойской культуры обычно сильно разрушены строительной деятельностью её носителей в последующие периоды, то опора на данные радиоуглеродного анализа делает предпочтительной более древнюю датировку начала раннеминойского периода [по заключению Дж. Кадогана, может быть датирован 3300–2125/2100 до н. э., а среднеминойский – 2125/2100–1600/1575 до н. э. (Cadogan. 1983. P. 517)].
В раннеминойский период культура Крита по ряду показателей отставала от соседних культур. В конце периода фиксируется увеличение численности населения, появление крупных посёлков, подъём ремесла, интенсификация дальних связей, в которые были включены Передняя Азия, Египет и другие земли. В орбиту влияния минойской культуры входят ряд островов Эгейского моря. В среднеминойский период появляются крупные центры (Кносс, Фест, Маллия, Като-Закрос), свидетельствующие о формировании государственных образований. На конец среднеминойского периода и начало позднеминойского периода (соответствуют неодворцовому периоду; около 17 – середина 15 вв. до н. э.) приходятся существенные изменения в структуре культуры и её расцвет. Крит, вероятно, объединился под главенством Кносса и стал сильнейшей морской державой, на месте старых появились новые дворцовые комплексы, оформилась сеть сухопутных дорог. В период существования минойской культуры на Крите неоднократно происходили сильные землетрясения. Видимо, одно из них привело к гибели многих центров этой культуры около 1450 г. до н. э. (согласно традиционной точке зрения, эта катастрофа синхронна извержению вулкана на о. Санторин). Позднее (около рубежа 15 и 14 вв. до н. э., есть другие датировки) на Крите распространяется микенская культура, что связывают с завоеванием его ахейцами, традиции минойской культуры затухают.
Общественный строй минойской цивилизации, по крайней мере в новодворцовый период, был основан на эксплуатации сельского населения с участием весьма развитой бюрократической системы. Во главе государства стоял монарх, имевший обширный круг приближённых, некоторые исследователи считают, что его власть имела теократический характер. Выделяется женское божество, вероятно бывшее центральной фигурой пантеона. Важную роль играл, очевидно, бог в образе быка или человека с бычьей головой; культы, связанные с ним, отразились и в греческих мифах о Минотавре. Среди причин расцвета минойской культуры ряд исследователей называют торговлю, в том числе обеспечивавшую обмен по морю между разными регионами Средиземноморья. С Крита вывозилась главным образом продукция сельского хозяйства, гончарного, ювелирного и других ремёсел, вероятно, древесина и др.; важнейшим предметом импорта являлись металлы, особенно олово, необходимое для получения качественной бронзы. С раннеминойского периода фиксируется появление «колоний» минойской культуры на Кикладских островах, о. Родос, в районе Милета. Поздне́е изделия, связанные с минойской культурой, становятся известны от Месопотамии на востоке до побережья Пиренейского полуострова на западе. В рамках минойской культуры появилась древнейшая в Европе письменность (критское письмо), происходит расцвет архитектуры, фресковой живописи, вазописи, пластических искусств (см. в статье Эгейское искусство). Минойская культура оказала существенное влияние на развитие микенской и ряда других культур Восточного Средиземноморья.