Олимпийские игры (античные)
Олимпи́йские и́гры в Древней Греции, самые авторитетные общегреческие религиозные празднества и спортивные состязания. Проводились 1 раз в 4 года в честь Зевса Олимпийского в Олимпии (Элида, северо-западная часть Пелопоннеса). Мифологическая традиция приписывает основание Олимпийских игр Гераклу Идейскому (одному из 5 братьев, охранявших младенца Зевса), самому Зевсу (после победы над Кроносом), Пелопу (победившему Эномая), Гераклу (сыну Зевса, одержавшему победу над Авгием) и некоторым другим мифологическим героям.
Согласно исторической традиции, Олимпийские игры были «возобновлены» в 776 до н. э. элейцем Ифитом и спартанцем Ликургом, которые составили договор об экехейрии – священном перемирии, объявляемом на время подготовки и проведения Олимпийских игр. Этот договор был вырезан на бронзовом диске, хранившемся в Олимпии. Контроль над Олимпийским святилищем и организацию Олимпийских игр осуществлял полис Элида. К участию в Олимпийских играх допускались только полноправные граждане греческих полисов (позднее в играх участвовали также римляне).
Олимпийские игры начинались в 1-е полнолуние после летнего солнцестояния и продолжались 5 дней. Первый день был посвящён жертвоприношениям и другим религиозным действиям. Атлеты, их отцы и братья, а также учителя гимнастики (тренеры) перед статуей Зевса в булевтерии приносили клятву не нарушать обычаев и законов Олимпийских игр. В последующие 3 дня проходили спортивные состязания. К беговым дисциплинам относились: бег на стадий (олимпийский стадий был равен чуть более 192 м), двойной бег, длинный бег, гоплитодромос [бег в боевых доспехах (шлем, поножи, щит); затем этот вид бега осуществлялся только со щитом]. Единоборства были представлены борьбой, кулачным боем, панкратионом (состязание, сочетающее борьбу и кулачный бой с использованием удушающих и болевых приёмов). Проводились также состязания в пентатлоне (пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба).
На Олимпийском ипподроме проходили состязания колесниц и скачки верхом на лошадях. Программа Олимпийских игр иногда изменялась. Состязания проводились в 2 возрастных категориях: мужчины и мальчики. За ходом соревнований следили специально выбранные из числа граждан Элиды судьи – элланодики; в разное время их было от 2 до 12 человек. В последний день проходило награждение победителей Олимпийских игр – олимпиоников венком из ветвей дикой маслины, после торжественного жертвоприношения организаторы игр приглашали победителей на пир. Олимпионики пользовались уважением по всей Греции, а в родных полисах они получали различные привилегии и могли реализовать свою популярность, например в политической жизни. Со 2-й половины 6 в. до н. э. победители Олимпийских игр получили право устанавливать в Олимпии статуи с соответствующей надписью в память о своей победе.
Статуи атлетов-победителей создавали лучшие скульпторы Греции (Мирон, Поликлет, Лисипп и др.); греческие поэты (Пиндар и др.) прославляли их победы в специально написанных по этому случаю одах. Самым почётным было победить на всех 4 общегреческих соревнованиях (кроме Олимпийских игр, общегреческий статус имели ещё Истмийские игры, Немейские игры и Пифийские игры) в течение четырёхлетнего цикла; таких победителей называли периодониками. Олимпийские игры привлекали к себе десятки тысяч зрителей со всего Средиземноморья и Причерноморья. Во время Олимпийских игр перед зрителями выступали ораторы, философы, поэты. Женщины на Олимпийские игры не допускались.
Греческий историк Тимей в начале 3 в. до н. э. предложил счёт по Олимпиадам в качестве основы общегреческой хронологии. Олимпийские игры проводились почти до конца 4 в. н. э., пока не были запрещены римским императором Феодосием I, как и все остальные языческие культы. В 1896 г. Олимпийские игры были возобновлены по инициативе П. де Кубертена. Исследования по различным проблемам спорта в Древнем мире, включая Олимпийские игры, публикуются в ежегодном журнале Nikephoros (Νικηφόρος; с 1988).