Литургия (повинность)
Литурги́я (греч. λειτουργία – общественная обязанность, дело, служение), в древнегреческих полисах общественная повинность, связанная с расходованием значительных личных средств. Возлагалась государством на наиболее состоятельных граждан. Особенно широкое распространение система литургий получила в Афинах в 5–4 вв. до н. э. Литургии могли быть ординарными (обычными) и экстраординарными (чрезвычайными). Наиболее известной из ординарных литургий была хорегия, предназначавшаяся для организации хоров на афинских государственных праздниках.
Первый вид хорегии (лирический или дифирамбический) предполагал подготовку для состязаний хоров мужчин и мальчиков, которые представляли каждую из 10 фил Аттики на Великих Дионисиях, Панафинеях и некоторых других празднествах. Второй вид хорегии (драматический) был связан с организацией театральных представлений (трагедий и комедий) во время Великих Дионисий, Сельских Дионисий, Ленеев. К ординарным литургиям относились также гимнасиархия (организация состязаний в ритуальном беге с факелами на Панафинеях, Гефестиях, Прометеях и некоторых других празднествах), архитеория (обязанности по содержанию участников священного посольства Афин на панэллинских празднествах) и ряд других; к экстраординарным литургиям – триерархия [назначение командиром военного корабля (триеры) с обязанностью поддерживать корабль в состоянии боевой готовности] и проэйфора (в 4 в. до н. э. 300 самых состоятельных граждан были обязаны вносить всю сумму на военные нужды с последующим самостоятельным сбором средств). Выполнение литургий, с одной стороны, рассматривалось как осуществление патриотического долга богатыми согражданами, с другой – значительно сокращало расходы государственной казны. На рубеже 5–4 вв. до н. э. имущественный ценз для исполнения литургий составлял около 3 талантов. К выполнению ряда литургий привлекались зажиточные метеки (неграждане). Система литургий в ряде регионов продолжала существовать в эллинистическое, римское и византийское время.