Древняя Греция. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Дре́вней Гре́ции. В архаический и классический периоды музыка составляла единство со многими формами поэзии и танцем; это синкретическое искусство обозначалось термином μουσική [τέχνη] – «мусическое (т. е. находящееся в ведении муз) [искусство, ремесло]». В эпоху эллинизма произошло частичное обособление музыки как вида искусства, однако в вокальной музыке поэзия и мелос продолжали пребывать в «мусическом» единстве, в котором музыкальная форма обусловливалась формой поэтического текста. По предположению Ю. Н. Холопова, в некоторых случаях поэтические строфы распевались на мелодию-модель (ном), многократно повторявшуюся с новым текстом.
Центральное место в развитой системе музыкально-поэтических жанров занимали посвящённые богам гимны и их разновидности (пеан, дифирамб, парфений и др.). Музыка сопровождала важнейшие события общественной и частной жизни, звучала на свадьбах (гименей, эпиталама) и похоронах (тренодия), была неотъемлемой частью религиозного обихода (во время алтарных процессий исполнялся гимн-просодий) и светского быта. Торжественные песни эпиникий и энкомий посвящались победителям спортивных игр; во время симпосия гости поочерёдно исполняли сколии, аккомпанируя себе на лире.
С древнейших времён музыка играла значительную роль в греческом театре. Активным участником и одним из главных действующих лиц театрального представления был хор (с середины 4 в. до н. э. в нём участвовали исключительно профессиональные певцы). Формы театральной музыки были регламентированы и соответствовали хоровым частям театрального действия: парод, стасим, парабаса и др. (см. в статье Древняя Греция. Театральное искусство). Актёры (они же певцы) пели со сцены сольно (монодия) или вместе с хором, вступая с ним в диалог (например, в форме трагедийного коммоса – плача над умершим или умирающим героем).
Сохранившиеся нотированные фрагменты театральной музыки (к трагедиям «Орест» и «Ифигения в Авлиде» Еврипида; 408 и 406 до н. э. соответственно) свидетельствуют о сложной связи музыкального и стихового ритма (согласно Т. Матисену, музыка фактически меняет ритм текста; см. Mathiesen. 1999. P. 40), о мелодической изысканности – отмечаются неожиданные интервальные скачки на фоне микрохроматики, метаболы, элементы звукоизобразительности. В театральных представлениях участвовали музыканты-инструменталисты.
Значительное место среди музыкальных инструментов занимали идиофоны – кимвалы (металлические тарелки и тарелочки), кроталы (подобие кастаньет), систр и другие трещотки и погремушки; мембранофоны – роптр, тимпан. Руководитель хора надевал специальную сандалию с прикрёпленной к подошве деревянной коробочкой для отбивания метрической стопы. Самый популярный инструмент, наряду с многострунной лирой, – духовой язычковый авлос, известный во многих локальных и функциональных разновидностях. Другие аэрофоны: тростниковая флейта сиринга (как продольная, так и многоствольная), гидравлос; сигнальные инструменты – труба сальпинга, рог. Обучение игре на лире было обязательной частью образования свободнорождённых граждан; самые известные разновидности лиры: хелис (с корпусом из панциря черепахи), барбит, форминга, кифара. Другие хордофоны: цитровидные – псалтерий, эпигоней; цимбаловидные – магадида, пектида, феникс; арфы – тригон (рамная) и самбика (угловая). На двух последних играли только женщины. Практиковалось пение под аккомпанемент кифары (кифародия) и авлоса (авлодия), а в эллинистическую эпоху и сольное инструментальное музицирование. Описания музыкальных инструментов (вплоть до конструктивных особенностей) содержатся в античной художественной и научной литературе.Состязания исполнителей приурочивались к Пифийским, а позже к Олимпийским играм. Греческие источники называют имена легендарных музыкантов: «лирники» Терпандр и Тимофей Милетский, авлеты Тимофей Фиванский и Исмений Фиванский, авлетка Ламия (около 300 до н. э.; прославилась участием в музыкальных состязаниях наравне с мужчинами).
Сохранились многочисленные изображения музыкантов, в том числе музицирующих богов, в виде росписей, рельефов (также храмовые фрески и рельефы), статуэток и др.
Небольшое число оригинальных музыкальных инструментов найдено в ходе археологических раскопок (прекрасно сохранившиеся экземпляры авлосов 4 в. до н. э. выставлены в Лувре, в Музее греческой археологии в университете г. Рединга, США). Не менее 45 нотированных памятников древнегреческой музыки сохранилось в посвятительных надписях на надгробных камнях, в настенных храмовых росписях, фрагментах папируса, а также в позднейших (средневековых и ренессансных) рукописях. Различаются два типа нотации: т. н. вокальная и инструментальная. Полностью сохранились четыре одноголосные мелодии: сколий Сейкила (1 в. н. э.) и три гимна Месомеда (Музе, Гелиосу, Немесиде; около 130 н. э.). Сохранившиеся частично два пеана из храма Аполлона в Дельфах (1-я половина 2 в. н. э.) – самые протяжённые из известных древнегреческих мелодий.
Современное знание о древнегреческой музыке существенно дополняется свидетельствами философов, математиков, историков, «музыкантов» (т. е. исследователей «мусического»). Ученик Аристотеля Аристоксен (4 в. до н. э.) положил начало западноевропейской музыкальной науке. Другие дошедшие до нас музыкально-теоретические тексты значительно более позднего происхождения; среди авторов – Никомах из Герасы и Птолемей (1-я половина 2 в. н. э.), Клеонид (предположительно 2 в. н. э.), Аристид Квинтилиан (3 в. н. э.), Алипий (4–5 вв. н. э.). Часть важных текстов анонимна («Проблемы» Псевдо-Аристотеля, 3 в. до н. э.; «О музыке» Псевдо-Плутарха, 2 в. н. э.). Крупный источник по истории и теории древнегреческой музыки – труды римских авторов, особенно значим трактат «Основы музыки» Боэция (около 500 н. э.). Ценные сведения по античной философии и эстетике музыки, классификации и строению музыкальных инструментов, функционированию музыки в быту содержат диалоги «Государство», «Законы» и «Тимей» Платона, книги «Поэтика» и «Политика» Аристотеля, «Пир мудрецов» Афинея, «Застольные беседы» Плутарха, «Об архитектуре» Витрувия (первый в истории трактат на латинском языке, содержащий главы о музыке), «Словник» («Ономастикон») Поллукса, «Хрестоматия» Прокла.
Античные мыслители считали, что музыка активно влияет на общественные нравы (см. в статье Этос), обладает воспитательным и терапевтическим эффектом. Аристотель писал: «мы утверждаем, что музыкой следует пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и ради очищения [ϰάθαρσις] … (и) ради времяпрепровождения, т. е. ради успокоения и отдохновения от напряжённой деятельности» («Политика», VIII. 7. 4. 1341b–1342a). В соответствии с этими представлениями они рекомендовали определённые роды мелоса, лады, ритмы, музыкальные инструменты и отрицали другие (вплоть до законодательных запретов). «Мусическое» искусство греков на протяжении многих столетий воспринималось европейской цивилизацией как эстетический идеал.