Геракл
Гера́кл (Ἡρακλῆς), в греческой религии и мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевс тщательно «подготавливал» рождение Геракла, он трижды вступал в брак со смертными женщинами, чтобы через 12 поколений появился этот великий герой. Сам Геракл относится к тринадцатому поколению. Геракл – герой времени расцвета классической, олимпийской мифологии середины 2-го тыс. до н. э., это не местный герой (как Мелеагр, Беллерофонт и др.), а общегреческий, сочетающий физическую силу и остроту ума.
Геракл в мифологии
Как и подобает великим героям, Геракл имеет двух отцов – божественного (Зевса) и земного (тиринфского царя Амфитриона). Однако герою уготованы судьбой не только подвиги, но, как смертному, – страдания и мучительная смерть. Его судьба зависит от Геры, ревнивой супруги Зевса, преследующей возлюбленных Зевса и его незаконных потомков.
Эта ненависть сказалась не только на прародительнице Геракла Ио, но и на самом Геракле. Ожидая его рождения, Зевс в собрании богов поклялся, что царство в Микенах получит тот из потомков героя Персея, кто появится на свет в установленный богом час. Но Гера задержала роды Алкмены и ускорила на два месяца рождение Эврисфея, тоже потомка Персея. Он воцарился в Микенах и Тиринфе, и ему должен был служить Геракл, совершая великие подвиги и находясь по воле богов в зависимости от ничтожного человека и мстительной Геры. Впадая в безумие, насылаемое Герой, или по воле печального случая Геракл губит своих близких. Придя в себя, он отправляется очиститься в Дельфы. Оракул повелевает ему носить имя Геракл (до этого его звали Алкид) и поселиться в Тиринфе, где в течение 12 лет он должен служить Эврисфею и совершить 12 подвигов, после чего получит бессмертие.
Главные подвиги Геракла (их 12) имеют особую значимость, если учесть их локализацию. Два первых – убийство Немейского льва и Лернейской гидры – в центре Пелопоннеса, на равнине Арголиды. Третий и четвёртый – победа над Керинейской ланью и Эриманфским вепрем, а также шестой – убийство стимфалийских птиц – на юге Пелопоннеса, в ущельях Аркадии. Геракл очищает конюшни царя Авгия (пятый подвиг) на западном побережье Пелопоннеса, в Элиде. Седьмой подвиг – укрощение критского быка – уже вне материковой Греции, на о. Крит. Восьмой подвиг – усмирение кобылиц Диомеда – на севере Греции, во Фракии. Остальные – вне пределов Греции. Девятый подвиг – война с амазонками и добывание пояса царицы Ипполиты – на крайнем востоке у о. Меотида или в области Фемискиры. Десятый – овладение стадом коров Гериона на о. Эрифия (Красном) – на крайнем юго-западе. Наконец, одиннадцатый и двенадцатый подвиги – овладение золотыми яблоками Гесперид и псом Цербером, стерегущим царство мёртвых, – на крайнем западе, у берегов Океана, где заходит солнце, у врат смерти.
Подвиги Геракла охватывают всю известную древним грекам ойкумену. Геракл, как истинный герой, не только спасает людей от истребляющих их чудовищ, он борется с Танатосом, богом смерти, вступает в единоборство с Аидом, владыкой царства мёртвых, завладевает яблоками вечной молодости из сада Гесперид и держит на своих плечах небесный свод. Но боги не допускают нарушения законов жизни и смерти. Законы, на которых строится мир, непоколебимы. Бог Аид царствует вечно, яблоки, дарующие вечную молодость, вернутся в сад Гесперид, Цербер снова станет стражем у входа в обитель смерти, а титан Атлант снова будет держать небесный свод. В мире богами установлена гармония, но герой доказывает, что смертные в состоянии поколебать её. Вот почему Геракл стоит на одном уровне с богами, и боги берут его в союзники, сражаясь с гигантами. Последний подвиг и последнее испытание Геракла – его смерть от мести поражённого стрелой Геракла злобного кентавра Несса, покусившегося на честь его жены Деяниры. Умирающий кентавр посоветовал Деянире собрать его кровь, т. к. она поможет ей чудесным образом сохранить любовь Геракла. Уже позднее охваченная ревностью Деянира, намереваясь вернуть любовь мужа, пропитала ядовитой кровью кентавра хитон, который прирос к телу надевшего его Геракла, и яд стал проникать сквозь кожу. Испытывая невыносимые муки, Геракл отправился на гору Эта, разложил костёр и взошёл на него.
Принявший мученическую смерть Геракл был вознесён Зевсом на Олимп. Здесь Зевс отдал ему в жёны свою дочь Гебу, и Геракл, обретя бессмертие, проводил вечность вместе с блаженными богами. Однако по другой версии, Одиссей, спустившись в Аид, встречает там тень Геракла, блуждающую по асфоделевому лугу, в то время как сам Геракл находится на Олимпе (он обращается к Одиссею со скорбными словами, жалуясь на свою горькую судьбу).
В римской мифологии Гераклу соответствует Геркулес.
Геракл в иконографии
В античном искусстве деяния Геракла подробно иллюстрировались в монументальной скульптуре, вазописи, мелкой пластике, в мозаиках, во фресках Помпей и Геркуланума. Наибольшей популярностью пользовались 12 подвигов («Геракл и Антей», «Похищение Деяниры» и др.): восточный фронтон сокровищницы сифнийцев в Дельфах (530–525 до н. э.), метопы сокровищницы афинян в Дельфах (между 510–480 до н. э., оба – Археологический музей, Дельфы), восточный фронтон храма Афины-Афайи на о. Эгина (490–480 до н. э., Глиптотека, Мюнхен), метопы храма Зевса в Олимпии (470–456 до н. э., Археологический музей, Олимпия), амфора «Геракл и Лернейская гидра» (чёрнофигурная роспись, живописец Диосфос, 500–490 до н. э., Лувр, Париж).
Лисиппом и его последователями был введён образ безбородого Геракла – обладающего мощной мускулатурой юноши, позе которого при помощи контрапоста придана непринуждённость; статуи широко копировались в Древнем Риме («Геркулес с Бычьего форума», 2 в. до н. э., «Геркулес Мастай», 1–3 вв. н. э.; обе – Капитолийские музеи, Рим; «Геркулес Лэнсдауна», около 125 г. н. э., Вилла Гетти в составе Музея Гетти, Малибу). Тема силы и варианты её воплощения в формах младенческого тела обыгрывались в сюжете «Младенец Геракл, удушающий змей» (например, древнеримская фонтанная статуя, 1 в., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тип отдыхающего Геракла представлен римской статуей «Геркулес Фарнезе» (свободная версия начала 3 в. н. э. статуи Лисиппа 4 в. до н. э., Национальный археологический музей, Неаполь). Сюжет победы этого мифологического персонажа над Немейским львом обрёл популярность в пластике г. Дура-Европос (ныне близ посёлка Ас-Салихия, Сирия) 2–3 вв. н. э., объединившись с древней восточной иконографией героя – убийцы львов, восходящей к образам Гильгамеша («Геркулес и Немейский лев», 160–256 гг. н. э., Художественный музей Йельского университета). В эллинистическом и римском искусстве портреты исторических личностей часто давались в образе Геракла, ставшем олицетворением физической силы и храбрости (портрет императора Коммода, конец 2 в. н. э., Капитолийские музеи, Рим). В античном изобразительном искусстве сформировался и постоянный набор атрибутов героя – палица и львиная шкура, а также лук, стрела, колчан или прялка.
Параллели между Гераклом, выводящим Цербера или супругу своего друга Алкесту из царства мёртвых, и Христом, сошедшим во ад, проводились в раннехристианском искусстве (росписи катакомб Виа-Латина, Рим, между 320 и 350). В средневековом искусстве образ Геракла служил персонификацией христианских добродетелей; в эпоху Проторенессанса он выступал как аллегория Силы (кафедра баптистерия Н. Пизано в Пизе, 1260). «Геракл мусический» (играющий на лире) стал олицетворением искусства светского музицирования. Благодаря итальянским гуманистам распространились аллегорические сюжеты с участием этого античного персонажа – например, «Геракл на распутье», представляющий героя перед выбором между Добродетелью и Пороком (А. Дюрер, П. Веронезе, А. Карраччи, Я. Йорданс, А. ван Дейк и др.).
В эпоху барокко популярностью пользовался апофеоз Геракла («Вступление Геракла на Олимп» у Л. Карраччи, П. П. Рубенса, Пьетро да Кортоны, Дж. Б. Тьеполо и др.), в эпоху рококо – любовные сюжеты («Геракл и Омфала» Ф. Буше, 1732–1734, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Образ Геракла служил олицетворением политической власти и могущества правителя или государства (живописный цикл «Подвиги Геракла» Ф. де Сурбарана, выполненный для Зала царств во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде, 1634, ныне в Прадо, Мадрид; статуя Геракла на вершине пирамиды над каскадом парка «Вильгельмсхёэ», Кассель, архитектор Дж. Ф. Герньеро, 1717; «Младенец Геракл, удушающий змей» Дж. Рейнолдса, 1786, Эрмитаж), в том числе и в нумизматике. Историческим героем, предания о котором содержат в себе тайны, он представал в живописи романтизма и символизма («Святилище Геркулеса» А. Бёклина, 1884, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
К античным мифам с участием Геракла также обращались мастера Нового и Новейшего времени (живописцы А. дель Поллайоло, П. дель Поллайоло, А. Мантенья, Джулио Романо, Дж. Вазари, Рафаэль, Тинторетто, Л. Кранах Старший, Н. Пуссен, С. Дали, скульпторы Я. Сансовино, Б. Бандинелли, А. Канова).