Менандр
Мена́ндр (Μένανδρος) (342 или 341, Афины – между 293 и 291 до н. э.), древнегреческий комедиограф.
Ученик Теофраста и друг Деметрия Фалерского. Был приглашён в Александрию царём Египта Птолемеем Сотером, но отказался покинуть Афины. В схолиях к «Ибису» Овидия говорится, что Менандр утонул, купаясь в гавани Пирея.
Менандр начал свой творческий путь в 321 до н. э., когда была поставлена его пьеса «Гнев» («’Οργή»). Всего он сочинил от 105 до 108 комедий (число в античных источниках расходится из-за двойных названий некоторых пьес), но в драматических состязаниях побеждал только 8 раз, часто уступая своему старшему современнику Филемону. Единственная комедия Менандра, дошедшая полностью, – «Брюзга» («Δύσϰολος»), победившая в 316 г. в состязаниях на Ленеях; в пространных фрагментах, позволяющих реконструировать сюжет, сохранились пьесы «Третейский суд» («’Επιτρέποντες»), «Остриженная» («Περιϰειρομένη»), «Самиянка» («Σαμία»), «Щит» («’Aσπίς»), «Ненавистный» («Μισούμενος»), «Сикионец» («Σιϰυώνιος»). Сохранились также фрагменты пьес «Герой» («῞Ηρως»), «Земледелец» («Γεωργός»), «Льстец» («Κόλαξ»), «Привидение» («Φάσμα»), «Девушка из Перинфа» («Πειρινθία») и др. Самые популярные комедии Менандра в античности – несохранившиеся «Женоненавистник» («Μισογύνης») и «Фаида» («Θαΐς»).
Менандр был также учеником (согласно словарю «Суда», племянником) Алексида, представителя средней аттической комедии. Пьесы самого Менандра относят к новой аттической комедии, которая, отказавшись от гиперболической фантастики, грубого юмора и инвективы против реальных лиц, сосредоточилась на изображении частной жизни, очерчивании типических характеров и развитии любовной линии. В основе действия большинства комедий Менандра – запутанная интрига, построенная на недоразумениях; в действии большую роль играет случай. В центре сюжета, как правило, судьба влюблённой пары. Ряд сюжетных элементов, особенно в прологах-экспозициях и сценах «узнавания», Менандр, вслед за средней аттической комедией, заимствует из трагедий Еврипида. При этом композиция и драматическая организация действия оказываются важнее, чем комизм отдельных диалогов и сцен (подход, противоположный комедиографии Аристофана). Менандр отходит от резкого гротеска, усиливая морально-этическое начало, выражающееся в многочисленных сентенциях.
Переосмысляя сюжетные стереотипы новой аттической комедии, Менандр вместо карикатурного высмеивания стремится найти и показать хорошее в каждом человеке и его поступках. Так, при изображении любовной интриги поведение влюблённых юношей объясняется не волокитством (что было уместно в комедийном жанре), а настоящим чувством; гетера помогает бывшему поклоннику помириться с женой («Третейский суд»), а богатый юноша Сострат, влюблённый в дочь бедного крестьянина, отправляется работать в поле, чтобы заслужить уважение отца возлюбленной («Брюзга»).
Отличительная черта драматургии Менандра – индивидуальная нюансировка характеров действующих лиц, отразившая идеи перипатетической школы («Этика» Аристотеля, «Характеры» Теофраста): комедии Менандра рассматриваются в том числе и как драматизация этического учения перипатетиков. Традиционные маски новой аттической комедии (хвастливый воин, гетера, хитрый раб и др.) у Менандра наделены личностными чертами. Развитие сюжета некоторых комедий обусловлено особенностями характера героев – человеконенавистника Кнемона, не подпускающего к собственному дому не только случайных прохожих, но и соседей и даже родственников («Брюзга»), или чрезмерно вспыльчивого Полемона, приревновавшего возлюбленную к её родному брату, с которым она была разлучена ещё в младенчестве («Остриженная»).
Язык и стиль Менандра отличаются живостью и простотой: драматург избегает неологизмов и архаизмов, используя языковые формы, свойственные классической трагедии. Некоторые формы и лексика Менандра отражают особенности аттического диалекта эллинистического времени. Лирические хоровые части как таковые отсутствуют и лишь обозначаются в тексте специальными знаками, разделяющими комедии Менандра на 5 частей, что и послужило, по-видимому, основанием для пятиактного членения драмы, канонизированного в «Науке поэзии» Горация.
Необычайную популярность комедии Менандра приобрели уже после его смерти. Среди александрийцев Менандра особенно почитал Аристофан Византийский, ставивший его на второе место после Гомера. В Риме произведения Менандра неоднократно подвергались переделке: многие пьесы Плавта, Публия Теренция Афра, Цецилия Стация и Афрания, написанные в жанре паллиаты, представляли собой вольный перевод или контаминацию комедий Менандра; широкое распространение в греко-римском мире получили мозаики со сценами из его комедий. Долгое время, однако, наследие Менандра существовало лишь в виде цитат у поздних моралистов и компиляторов и в сборнике «Изречения Менандра» («Μενάνδρου γνῶμαι») – собрании однострочных стихотворных сентенций (всего около 760), из которых лишь 5% действительно принадлежало Менандру.
Первый из текстов Менандра (два листа на пергамене) был обнаружен в Синайском монастыре Святой Екатерины в 1844 г. Большую часть ныне известных текстов составляют папирусы, найденные и опубликованные в 20 в.: в 1907 г. издан «Каирский кодекс» (отрывки из комедий «Третейский суд», «Остриженная», «Герой» и «Самиянка», всего около 1,5 тыс. стихов), в 1959 г. – «Кодекс Бодмера» (обширные фрагменты «Самиянки» и «Щита», а также до тех пор неизвестная комедия «Брюзга»). Большинство текстов имеют значительные лакуны из-за повреждений папирусов, особенно тех, которые были обнаружены при демонтировке мумий. Последние находки отрывков комедий Менандра относятся к 2003 г.