Аристофан
Аристофа́н (’Aριστοφάνης) (около 446 до н. э. – около 385 до н. э.), древнегреческий драматург-комедиограф.
Биографические сведения об Аристофане скудны; известно, что он был афинским гражданином и происходил из дема Кидафин. Свою первую комедию («Пирующие» – «Δαιταλεῖς») поставил в 427 г. до н. э. Написал не менее 40 комедий, из них полностью сохранились 11: «Ахарняне» («Ἀχαρνεῖς», 425 до н. э.), «Всадники» («‘Ιππeῖς», 424 до н. э.), «Облака» («Νεφέλαι», 423 до н. э.), «Oсы» («Σφῆϰες», 422 до н. э.), «Mир» («Εἰρήνη», 421 до н. э.), «Птицы» («Ὄρνιθες», 414 до н. э.), «Лисистрата» («Λυσιστράτη»), «Женщины на празднике Фесмофорий» («Θεσμοφοριάζουσαι», обе – 411 до н. э.), «Лягушки» («Βάτραχοι», 405 до н. э.), «Женщины в народном собрании» («’Εϰϰλεσιάζουσαι», 392 до н. э.), «Плутос» («Πλοῦτος», 388 до н. э.). От остальных сохранилось около 1000 фрагментов.
Произведения Аристофана с большой политической остротой отражают нарастание кризисных явлений в государственном строе и мировоззрении афинской демократии (первые 9 из 11 комедий поставлены в годы Пелопоннесской войны). Уже ранние комедии (427–421 до н. э.) показывают, что Аристофан выражал взгляды консервативно настроенного аттического крестьянства, которое охотно принимало блага, предоставляемые ему демократией, но выступало против её крайних проявлений, особенно в отношении к войне. В «Ахарнянах» Аристофан протестовал против войны; во «Всадниках» обличал самого влиятельного из вождей демократии, выступавшего за войну, – стратега Клеона, выводя его под маской Пафлагонца, раба одряхлевшего афинского демоса (народа). Во многом благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог» (δημαγωγός), обозначавшее «предводителя народа», приобрело в дальнейшем одиозное значение. Критику демагогов, наживающихся на судебных процессах, продолжил в «Осах». Комедия «Мир», поставленная накануне заключения мира между Афинами и Спартой, полна ликования по этому поводу, хотя и здесь Аристофан не упустил возможности посмеяться над сторонниками войны.
Элемент фантастики и социальной утопии, занимающий значительное место уже в раннем творчестве Аристофана, в наибольшей степени проявился в его комедиях последующего десятилетия. В «Птицах» торжествует откровенно сказочный колорит: два афинских гражданина, уставших от бесконечных судебных процессов, основывают с помощью птиц идеальное царство между небом и землёй, чтобы получать свою долю от жертв, приносимых богам. В «Лисистрате» действие переносится на землю, но также имеет фантастический характер: женщины со всей Греции, удручённые войной, захватывают афинский Акрополь, где хранится государственная казна, и решают на время войны отказать своим мужьям в исполнении супружеских обязанностей, не желая рожать сыновей, которым придётся сражаться за чужие интересы. Если в «Лисистрате» женский заговор ведёт к примирению воюющих сторон, то в комедии «Женщины в народном собрании», где женщины снова захватывают власть в Афинах для установления всеобщего благоденствия с обобществлением имущества и жён, идеалы уравнительного коммунизма терпят крах: бездельники пользуются трудами честных работников. Утопический идеал всеобщего счастья изображён в «Плутосе», где прозревший бог богатства наделяет честных бедняков сказочными благами, а всех доносчиков и приживал делает нищими.
Особая тема в комедиях Аристофана – критика тех явлений в духовной жизни Афин, которые, по его мнению, подрывали прочность афинской демократии. Это и философия софистов (в «Облаках» её носителем становится Сократ), и драматургия Еврипида, который остаётся объектом комического обличения от «Ахарнян» до «Лягушек». В «Лягушках» Аристофан перенёс действие в подземное царство и заставил уже умершего Еврипида отстаивать своё превосходство над «старомодным» Эсхилом, которого бог Дионис в типичном для Аристофана фантастико-утопическом финале выводит на землю для возрождения афинской драмы.
Композиционная структура комедий Аристофана отличается постоянством: к развитому экспозиционному прологу с участием нескольких действующих лиц примыкает парод хора. В дальнейшем действие протекает в чередовании речевых партий (эписодиев) с хоровыми, из которых выделяется парабаса – партия хора, выступающего обычно от лица поэта. Особое место занимает агон, где противопоставляются позиции спорящих сторон; победу одерживает та из них, чья точка зрения в конце концов торжествует. Следующие затем эписодии должны либо подкрепить правоту победителя (как в большинстве комедий), либо доказать её иллюзорность в противопоставлении реальному ходу вещей (как в комедии «Женщины в народном собрании»). В более поздних комедиях наблюдается отход от традиционной структуры: парабаса может быть включена в развитие действия («Лисистрата»), сильно сокращается и роль хора. Характерен при этом принцип комической типизации, используемый Аристофаном: облик реально существующего человека вырастает до гиперболически обобщённого образа. Не имеющие реальных прототипов герои Аристофана также становятся воплощением какой-то одной маски («простака», «бахвала», «доносчика»), поданной с плакатной броскостью, подчас – с гротескным преувеличением.
В целом комедии Аристофана представляют собой неповторимый сплав фантастики с реальностью, сказочной стихии с безудержной инвективой, публичной речи с богатой метафоричностью. Эти разнородные элементы находят выражение в языке Аристофана, с одной стороны, спускающемся к повседневности, включая брань и обсценные намёки, а с другой – поднимающемся до высот проникновенной лирики.
Мотивы произведений Аристофана, получившего славу «отца комедии», использовались в литературе Нового времени: к ним обращались Ж. Расин («Сутяги», 1668, – переделка «Ос»), И. В. Гёте (обработка «Птиц» для Веймарского театра, 1780) и многие другие.