Крылов Виктор Александрович
Крыло́в Ви́ктор Алекса́ндрович (псевдоним Александров) [29.1(10.2).1838, Москва – 28.2(13.3).1906, там же; похоронен на Ваганьковском кладбище], русский драматург, переводчик, журналист, театральный деятель. Дебютировал как театральный критик (газета «Северная пчела», 1862); вёл отдел театральной хроники в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Сотрудничал в журналах «Вестник Европы», «Русская мысль» и др. Первая пьеса – «Прямо набело» (1857; по мотивам повести «Полинька Сакс» А. В. Дружинина; разыграна любителями, в главной роли выступил юный М. П. Мусоргский). После успеха драмы из крепостного быта «Против течения» (1865; Александринский театр, 1865) полностью посвятил себя драматургии и, выпуская в свет по 3–4 пьесы ежегодно, занял одно из ведущих мест в репертуаре российских театров. Главные темы произведений – крестьянская и провинциальная жизнь, коррупция чиновничества, судьбы интеллигенции, женская эмансипация: комедии «К мировому!» (1870), «Змей-Горыныч» («Земцы», 1874), «Надя Муранова» («Не ко двору», 1882); драмы «В духе времени» (1877), «Горе-злосчастье» (Малый театр, 1878; опубликована в 1879). С 1880-х гг. писал в основном развлекательные пьесы: «Шалость» (Малый театр, 1880; опубликована в 1881), «Баловень» (1885; Александринский и Малый театры, 1885) и др. Сюжеты строятся вокруг любовных перипетий, сословных предрассудков, денежных неурядиц и т. п. Популярностью пользовались переработки и переводы зарубежных пьес: «На хлебах из милости» (Малый театр, 1870; источник – пьеса «Aux crochets d’un gendre» Т. Баррьера), «По духовному завещанию» (поставлена в 1871; обе опубликованы в 1871) и др. В 1893–1896 гг. начальник репертуарной части Александринского театра: отдавал предпочтение развлекательной драматургии; с его именем связано понятие «крыловщина», обозначающее репертуарную рутину. Первым в России перевёл пьесу «Натан Мудрый» Г. Э. Лессинга (1868). Автор русских текстов оперетт Ж. Оффенбаха («Орфей в аду», «Прекрасная Елена» и др.); либретто опер «Сын мандарина» (поставлена в 1879) и «Кавказский пленник» (поставлена в 1883) Ц. А. Кюи, либретто оперетты «Богатыри» А. П. Бородина. Участвовал в создании либретто оперы «Вильям Ратклиф» Кюи (поставлена в 1869).