Константин I Великий
Константи́н I Вели́кий, Флавий Валерий Константин Великий (Flavius Valerius Constantinus Magnus) (около 274, Наисс, Верхняя Мёзия, ныне Ниш, Сербия – 337, Никомедия, ныне Измит, Турция), римский император (306–337). Сын Констанция I Хлора и Елены. Воспитывался при дворе Диоклетиана. В 305 г. прибыл к отцу в Эборак (ныне Йорк) и после смерти Констанция I был провозглашён британскими легионами его преемником (августом; император Галерий признал его только цезарем). Первоначально правил диоцезами Галлия и Британия (резиденция Аугуста-Треверорум, ныне Трир). В 307 г. развёлся с Минервиной и женился на Фаусте – дочери императора Максимиана. В 308 г. на императорском совещании в Карнунте отстоял титул августа. В борьбе за власть против сына Максимиана – Максенция – победил его в сражениях в Северной Италии, затем в 312 г. в битве у Мульвийского моста близ Рима и, захватив Италию, стал единовластным правителем Запада империи.
Сенат признал его старшим августом. Его сподвижник Лициний, за которого Константин I Великий выдал замуж свою сестру – Констанцию, стал вторым августом (Востока). В течение нескольких лет Константин I Великий и Лициний правили совместно: Константин I Великий – на Западе, Лициний – на Востоке. В 316 г. Константин I Великий победил Лициния в Паннонии, в 324 г. разгромил при Адрианополе и затем при Хрисополе (после чего сослал в Фессалоники и затем казнил). Константин I Великий стал единоличным правителем Римской империи. Провёл ряд победоносных кампаний против германцев на Рейне (307, 308, 310, 328), сарматов (322) и готов (323) на Дунае (около 329–332). В 332 г., разгромив готов в Скифии, Константин I Великий заключил с ними союз, обеспечивший мир на Дунае. Варварам было разрешено селиться в Италии и Паннонии и служить в римской армии, что способствовало варваризации империи.
Ликвидировав тетрархию, Константин I Великий оставил деление империи на 4 префектуры (Восток, Иллирия, Италия, Галлия) во главе с префектами претория. Были сохранены диоцезы во главе с викариями и провинции, возглавляемые президами. Все эти чины составляли гражданскую власть, от которой была отделена военная во главе с армейскими командирами (лат. magistri militum) и отдельно – командующими пехотой и конницей. Константин I Великий завершил начатое Диоклетианом деление армии на приграничные и подвижные (мобильные) части. Преторианская гвардия была заменена небольшой привилегированной дворцовой стражей (domestici, protectores). При нём был введён в обращение новый золотой солид (оставался основной валютой Римской и затем Византийской империи до середины 11 в.). Чтобы обеспечить содержание огромного бюрократического аппарата и армии за счёт налогов и поступлений от сельскохозяйственного и ремесленного производства, Константин I издал указы о прикреплении колонов к земле (332), а ремесленников (317) и даже куриалов – к их профессиям и месту проживания (316 и 325). Этим было положено начало закрепощению сословий. Константину I Великому удалось достичь экономической и политической стабильности империи. Укрепляя свою власть, Константин I Великий постепенно в 310–330-х гг. привлекал к управлению представителей своей семьи (его соправителями в ранге цезарей становились сыновья Крисп, Константин II, Констанций II, Констант I, племянники Далмаций и Аннибалиан). Вместе с тем в результате, вероятно, внутрисемейного конфликта подверг казни жену Фаусту и старшего сына – Криспа (около 326).
С осени 324 г. Константин I Великий начал строительство новой столицы империи – Константинополя (официально освящена 11 мая 330). В городе было организовано интенсивное строительство, заложены стены, несколько форумов, морские пристани, императорский дворец, термы, ипподром, храм Святой Софии и др.
Стабилизации империи способствовала религиозная политика императора. Оставаясь великим понтификом (pontifex maximus) и сохраняя официальный характер традиционной римской религии, Константин I Великий стремился к укреплению отношений с христианской Церковью, от которой рассчитывал получить поддержку императорской власти. Христианская традиция, восходящая к Евсевию Кесарийскому (Euseb. Vita Const. 28–31), связывает это стремление с преданием о видении Константина I Великого накануне битвы у Мульвийского моста (312) – императору было явлено небесное знамение солнечного Креста с начертанными на нём словами «Сим победиши», убедившего его в истинности христианской веры. В 313 г. на встрече в Медиолане (ныне Милан) императоры Константин I Великий и Лициний приняли постановление (т. н. Миланский эдикт) о свободном исповедании христианства.
В 325 г. Константин I Великий был инициатором созыва и присутствовал на открытии I Вселенского собора в Никее, на котором был принят христианский Символ веры и осуждено арианство. В последующие годы Константин I Великий постепенно склонялся к поддержке проарианской партии в Церкви, вернул на свои посты епископов, сосланных собором. Признание арианства было закреплено церковными соборами в Антиохии (около 330) и Иерусалиме (335); был низложен епископ Афанасий Великий как наиболее последовательный защитник никейского православия.
При Константине I Великом начато широкомасштабное строительство христианских храмов по всей империи, в том числе в г. Аугуста-Тревероруме (базилика Константина), Риме (Латеранская базилика), Никомедии, Никее, Антиохии, Александрии. Восстановлены заброшенные памятники Палестины, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и ставшие местом паломничества.
В 335 г. освящена базилика Гроба Господня в Иерусалиме на месте распятия и погребения Иисуса Христа, где был обретён Крест Господень, гвозди и ряд других реликвий. Константин I Великий был крещён на смертном одре епископом Евсевием Никомедийским. Похоронен в соборе Святых Апостолов в Константинополе; могила утрачена после падения Византии в 1453 г. Вместе с матерью Еленой причислен к лику святых в чине равноапостольных, день памяти 21 мая (3 июня).
Отношение писателей позднеантичного времени к Константину I Великому в значительной степени определялось их религиозными взглядами. Христианские авторы (Евсевий Кесарийский, Лактанций, Сократ Схоластик, Иоанн Малала и др.) изображают Константина I Великого талантливым полководцем, решительным политиком и благочестивым покровителем Церкви. Авторы-язычники (Юлиан Отступник, Зосим) критикуют Константина I Великого за отступление от традиционной религии и жестокость в борьбе за власть.
В Византии и других странах восточнохристианской культуры, в том числе на Руси, почитался как основатель первого христианского государства. Святые Константин I Великий и его мать Елена воспринимались как покровители государственной власти (сравните их изображения в соборе Святой Софии в Новгороде 11 в., Константино-Еленинской церкви в Московском Кремле). Ряд греческих житий Константина I Великого написаны в 8–9 вв. и содержат легендарные сведения о его жизни. В период между серединой 8 в. и серединой 9 в. в римской папской канцелярии сфабрикован документ «Константинов дар» о предоставлении Константином I Великим папе Римскому Сильвестру I светской власти. Подложность «дара» доказана в 15 в. итальянским гуманистом Л. Валлой.