Ильин Михаил Андреевич
Ильи́н Михаи́л Андре́евич [7(20).3.1903, имение Головково в Верейском уезде Московской губернии, ныне Наро-Фоминский район Московской области – 19.5.1981, Москва], российский историк искусства, исследователь отечественной архитектуры и декоративно-прикладного искусства, педагог; доктор искусствоведения (1956).
Родился в дворянской семье Ильиных, к которой принадлежал и философ И. А. Ильин. Дед М. А. Ильина, последний владелец усадьбы Быково, инженер-путеец Николай Иванович Ильин (1837–1907), был одним из создателей первой частной железнодорожной компании «Общество Московско-Рязанской железной дороги», в его честь назван подмосковный посёлок Ильинский. Интерес к архитектуре появился у М. А. Ильина во многом благодаря отцу, краеведу Андрею Николаевичу Ильину (1872–1928), который занимался обследованием территории уездов Московской губернии.
В 1922–1926 гг. М. А. Ильин изучал археологию и историю искусства в 1-м Московском государственном университете (МГУ). Во время учёбы участвовал в деятельности Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ, Москва), общества «Старая Москва», был членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Мосгубмузея. Работал в Центральном музее народоведения (1926–1928), в секции эволюции художественных форм НИИ археологии и искусствознания Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН; 1928–1930), проектировщиком в архитектурном бюро Днепростроя (строительство Днепровской ГЭС, 1930–1931), Мосгорпроекте (1930–1932), московских издательствах (1931–1932), в Кабинете архитектуры Третьяковской галереи (ГТГ) (1933–1934), в Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ, до 1934). Участвовал в экспедициях на Русский Север (1927, 1928, 1931) с целью изучения памятников архитектуры и изобразительного искусства.
3/4 января 1934 г. в составе группы художников и искусствоведов, работавших в ЦГРМ, арестован сотрудниками Объединённого государственного политического управления (ОГПУ). Обвинён в активном противодействии «мероприятиям советского правительства по слому и сносу ненужных памятников старины (церкви, старые усадьбы, часовни, монастыри), которые, по показаниям обвиняемых, должны были воспитывать молодёжь в националистическом духе. Для дискредитации Соввласти члены группы фотографировали церкви и монастыри в момент их слома и распространяли фотоснимки, иллюстрируя варварство большевиков» (Просим освободить ... 1998. С. 184). Виновным себя не признал и на 3 года был отправлен в ссылку в г. Петропавловск (ныне Казахстан).
В 1937 г. освобождён с поражением в правах (отменено в январе 1941 по ходатайству Академии архитектуры СССР), до 1941 г. жил в г. Александров Ивановской области (ныне Владимирская область) и г. Малоярославец Московской области (ныне Калужская область).
В начале Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 г. тяжело ранен в боях под Юхновoм Калужской области, в январе 1943 г. демобилизован, весной того же года защитил кандидатскую диссертацию. После 1943 г. работал в ГТГ, в Академии архитектуры СССР. С 1947 г. работал в МГУ, Институте истории искусства АН СССР (до 1960), Научно-исследовательском институте художественной промышленности. С 1956 г. – доктор искусствоведения, профессор МГУ; в 1968–1972 гг. – заведующий кафедрой истории русского и советского искусства (ныне кафедра отечественного искусства) отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ. Участвовал в проектировании станции метро «Серпуховская» (открыта в 1950; ныне станция метро «Добрынинская» Московского метрополитена).
Начало научной деятельности Ильина связано с изучением подмосковных усадеб, но круг интересов исследователя был шире: от памятников конца 16 в. до построек 18 в. в «готическом вкусе». В 1920-х гг. Ильин опубликовал ряд статей, сохранивших научную ценность и в начале 21 в. В одной из них, посвящённой храмам в усадьбах Годуновых, он впервые поставил вопрос о самостоятельном значении архитектуры конца 16 в.
Под влиянием научного руководителя А. И. Некрасова Ильин занялся исследованием образных характеристик русского зодчества, развитие которого связывал в том числе с изменениями в состоянии государства. В этот период были опубликованы критические статьи Ильина об архитектуре клубных зданий и промышленных учреждений, о сложении ансамблей улиц и площадей, определяющих облик Москвы, о творчестве архитекторов К. С. Мельникова, братьев Весниных (Л. А. Веснина, В. А. Веснина, А. А. Веснина).
После возвращения из ссылки (1937), когда изучение классицистической традиции было наиболее востребованным в отечественной науке, Ильин опубликовал статьи о творчестве В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, архитектора И. А. Фомина, о традиции палладианства в русской архитектуре 18 в. Занимался изучением памятников 18 в., вместе с архитектором Л. И. Баталовым участвовал в натурном изучении мавзолея Барышниковых в усадьбе Николo-Погорелое (Сафоновский район, Смоленская область; не сохранился).
Ильин принимал участие в создании важнейших послевоенных трудов об архитектуре. Среди них – сборник «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР» (1948), где была помещена статья учёного о мавзолее в Николo-Погорелом. После войны вернулся к изучению древнерусской архитектуры. В 1951 г. опубликовал статью о проекте перестройки Московского Кремля в период правления царя Бориса Фёдоровича Годунова, в которой обосновал концептуальную связь между художественной программой того или иного произведения и контекстом эпохи.
В 1950-х гг. Ильин начал работать над главами возобновившегося многотомного издания «История русского искусства» (под редакцией И. Э. Грабаря и других; том 5, 1960). Представления о существовании двух культур (посадской и феодальной), а также о светских демократических началах русской культуры, развитые в работах Ильина, на долгое время определили новое понимание процессов развития древнерусской архитектуры. Подобно Некрасову, Ильин стремился определить те тенденции, которые вызывают изменения в архитектурной образности, и выявить влияние социальных групп на формообразование в зодчестве. Ильин также ввёл в научный оборот материалы натурных исследований, проводившихся в основном в 1920–1930-х гг. членами ОИРУ и сотрудниками ЦГРМ при реставрации памятников или их разборке (в случае последующего сноса). Эти данные существенно расширили объём знаний о древнерусском зодчестве.
Одной из сфер научных интересов Ильина было шатровое зодчество. В отличие от многих историков архитектуры 1950–1960-х гг., придерживавшихся концепции «саморазвития» формы от простого к сложному, от конструктивного к декоративному, он искал связи между архитектурой и идейными приоритетами эпохи. В 1966 г. опубликована его монография «Каменная летопись Московской Руси: светские основы каменного зодчества XV–XVII вв.». В ней изложены рассуждения о двух культурах и о преобладании светского начала над традиционализмом в архитектуре, которое, по мнению автора, привело в 16 в. к «обмирщению» культуры. Из-за противоречивости выводов книга не оказала заметного влияния на дальнейшие исследования по теме. Иное значение имела монография «Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI в.: проблемы и гипотезы, идеи и образы» (1980). Книга, содержащая обширный фактический материал (в том числе о провинциальных памятниках), обобщала представления автора об истоках шатрового зодчества. Главный вывод Ильина – отсутствие прямых прототипов у шатровых храмов и предшественников у церкви Вознесения в Коломенском. Автор обосновал отличие столпообразных и шатровых храмов от всех традиционных сооружений и друг от друга (в связи с отсутствием в храмах «иже под колоколы» единого внутреннего пространства). Тем самым Ильин показал, что изучение генезиса шатрового типа не может сводиться лишь к поиску промежуточных фаз в формообразовании. Он полагал, что в основе сложения нового архитектурного типа было не постепенное изменение формы, а реализация «индивидуальной идеи», нашедшей воплощение в зодчестве.
Деятельность Ильина сыграла значительную роль в популяризации архитектурных памятников Москвы и Подмосковья. Посвящённые им книги исследователя неоднократно переиздавались, некоторые их них стали образцами в жанре путеводителя. Просветительское значение также имела его автобиографическая книга «Пути и поиски историка искусства» (1970). Приобрели известность работы Ильина в области народного декоративно-прикладного искусства.
Среди учеников Ильина – исследователи, внёсшие важный вклад в развитие отечественной науки (например, А. И. Комеч).