Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
Иконоста́с Благове́щенского собо́ра Моско́вского Кремля́, комплекс произведений византийской и русской живописи 14–19 вв. Создан после Московского пожара 1547 г., в котором погибло всё ранее существовавшее внутреннее убранство Благовещенского собора, в том числе 3-ярусный иконостас с иконами, украшенными золотыми и серебряными окладами (в частности, «деисус Андреева писма Рублева»), и настенные росписи, выполненные в 1508 г. сыновьями мастера Дионисия [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Санкт-Петербург, 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 380; Санкт-Петербург, 1904. Т. 13. С. 9; Москва, 1963. Т. 28. С. 342; Москва, 1965. Т. 29. С. 151].
Мнения исследователей о времени создания икон деисусного и праздничного чинов
По мнению И. Э. Грабаря, существующий иконостас содержит уцелевшие при пожаре деисусный и праздничный ряды допожарного иконостаса: Грабарь связал создание икон для иконостаса с летописным свидетельством о росписи храма в 1405 г. (Приселков. 1950. С. 459), отнеся основные иконы деисуса к творчеству Феофана Грека, иконы праздников – к работам Андрея Рублёва и Прохора с Городца (Грабарь. 1966. С. 43, 84, 87, 92–93, 178, 180, 182). До 1980-х гг. эта точка зрения разделялась всеми ведущими историками искусства (Лазарев. 1961. С. 11, 86–94; Лазарев. 1966. С. 18, 22–23, 116–117; Алпатов. 1972. С. 20, 28, 160; Алпатов. 1979. С. 142–148), её придерживается и ряд современных исследователей (например, Осташенко. 2011. С. 183–187, 203–237).
Летописные свидетельства о пожаре 1547 г., другие исторические источники и натурные исследования икон повлияли на формирование в 1980-х гг. новой версии происхождения деисусного и праздничного рядов иконостаса (Л. А. Щенникова), согласно которой иконы деисусного чина созданы в последней четверти 14 в. выдающимся византийским мастером, возможно Феофаном Греком, с русскими помощниками (к наследию византийского мастера могут быть отнесены иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст»). Вероятно, они происходят из Успенского собора г. Коломны (перенесены после 1547), но исторических подтверждений этому нет. Иконы праздничного ряда могли быть созданы в 1410-е гг. двумя или тремя русскими иконописцами.
Иконы местного, пророческого и праотеческого рядов
Приглашёнными митрополитом Московским и всея Руси Макарием мастерами из Новгорода и Пскова, совместно с московскими иконописцами, были выполнены иконы пророческого и праотеческого рядов, несколько больши́х икон местного (нижнего) ряда и настенные росписи.
В местном ряду иконостаса новописаные иконы стояли вместе с древними святынями. После пожара 1547 г. храмовым образом, вероятно, сразу же стала новгородская икона «Благовещение» 1-й трети 12 в. («Устюжское Благовещение»), вывезенная по приказу царя Ивана IV Васильевича из Новгорода (Щенникова. «Благовещение Устюжское». 1999. С. 246–263). В 1-й трети 17 в. (до 1627) икону перенесли в Успенский собор (ныне хранится в Третьяковской галерее). Но в годы царствования Фёдора Ивановича с неё был сделан уменьшенный список, ставший новым храмовым образом. Возможно, он был создан по случаю чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Гази-Гирея II в 1591 г. Украшенная драгоценным окладом, эта икона вероятно сильно пострадала в Смутное время. При её поновлении при царе Михаиле Фёдоровиче грунт на полях (с лицевыми изображениями или без них – неизвестно) заменили и написали композиции Акафиста в благодарность Богородице за прекращение бедствий.
Главной иконой Господа в иконостасе Благовещенского собора стал древний образ «Христос Вседержитель на престоле» («Спас на престоле»; «Спас архиепископа Моисея»; 1337, с поновлениями), привезённый из Новгорода. После успеха Казанского похода 1552 г. и присоединения Казанского ханства к Русскому государству в придворную церковь из Коломны была перенесена чтимая икона «Богоматерь Умиление» с «Успением» на обороте (4-я четверть 14 в.; в 16 в. она получила наименование Донская икона Божией Матери).
Особенностью царского храма был образ небесного покровителя государя, помещавшийся в местном ряду напротив царского места. Первая патрональная икона – «Иоанн Предтеча в пустыне» – создана для царя Ивана IV греческим мастером в середине 16 в. После смерти царя она перенесена к его гробнице в Архангельском соборе, а в придворном храме на освободившееся место поставили новую икону следующего правящего государя. Последний патрональный образ, ныне находящийся на своём первоначальном месте, «Иоанн Предтеча, апостол Пётр и Алексей, человек Божий» относится ко времени царствования Петра I и Ивана V Алексеевича (Сорокатый. 1977. С. 405–420; Самойлова. 2003. С. 138–151. Кат. № 33–38; Сорокатый. 2008. С. 67–82).
Главным нововведением в убранстве царского храма середины 16 в., кроме образа соимённого царского святого, стали новописаные символико-аллегорические и «исторические» иконы, помещавшиеся в местном ряду. Две из них – «Четырёхчастная» икона и «Богоматерь Тихвинская» в раме, со сказанием о чудотворном Тихвинском образе, – находятся на своём историческом месте; это выдающиеся произведения придворного искусства, в которых отразились богословские идеи и эстетические представления царя Ивана IV Грозного, митрополита Макария и их окружения.
В 17 в. над местными иконами появился пядничный ряд, составленный из небольших икон-пядниц 14–17 вв.; в конце 17 – начале 18 вв. на их место поставили написанные на холсте двусторонние таблетки (иконы святцев); в 1812 г. они были украдены гвардейцами Наполеона I и в 1817 г. заменены новыми (Щенникова. Иконы-пядницы… 1999. С. 122–153). В 17 – начале 18 вв. было создано ещё несколько икон местного ряда («Николай Чудотворец, с чудесами», 1699, Феодот Феофанович Ухтомский; «Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, с "Отечеством", Ангелом Хранителем и святыми в двадцати двух клеймах», 1720, Иван Артемьев Гусятников), рама к иконе «Богоматерь Умиление Донская» (около 1700) и новые боковые двери иконостаса с образами архангелов.
Оклады икон и новая конструкция иконостаса
В 16–17 вв. иконы местного и пядничного рядов иконостаса были богато украшены золотыми и серебряными окладами с драгоценными камнями, роскошными подвесными пеленами. Конструкция иконостаса менялась. В 1812 г. солдатами «Великой армии» с царских врат, сени, короны и двух столбцов были сняты серебряные оклады. В 1818 г. изготовлены новые царские врата с серебряным золочёным окладом и чеканными изображениями Благовещения и четырёх Евангелистов, корона (1818?), а в 1838 г. – оклад столбиков и сени царских врат (Коварская. 2016. С. 240–247). В 1896 г. по рисункам Н. В. Султанова товариществом производства серебряных, золотых и ювелирных изделий «И. П. Хлебников, сыновья и Кº» изготовлен шестиярусный бронзовый, золочёный, чеканный с эмалью иконостас, заменивший существовавшую до этого ампирную конструкцию. В это же время написан центральный образ праотеческого ряда «Господь Саваоф».
Реставрация и перемещение икон в 20 в.
В 19 в. все иконы Благовещенского собора находились под поздними записями. При реставрации деисусного и праздничного рядов иконостаса в 1918–1919 гг. была открыта древняя живопись. Затем иконы деисусного и праздничного рядов были переданы в Исторический музей, древняя святыня собора Донская икона Божией Матери (4-я четверть 14 в.), запрестольная византийская икона Богоматери «Одигитрия Пименовская» (1380-е гг.) и уникальная «Четырёхчастная» икона (середина 16 в.) – в Третьяковскую галерею; иконы пророческого ряда находились в реставрационных мастерских. Все эти образы (кроме иконы «Одигитрия Пименовская») были возвращены в Благовещенский собор в 1925 г. благодаря инициативе Н. Н. Померанцева, воспользовавшегося случаем приезда иностранных гостей для празднования 200-летнего юбилея Академии наук. Донская икона Божией Матери по распоряжению Музейного отдела Главнауки вскоре была вновь передана в Третьяковскую галерею. Остальные иконы удалось сохранить на своём историческом месте. Несколько икон-пядниц, четыре иконы деисусного и одна икона праздничного ряда ныне экспонируются на южной галерее собора, другие образы хранятся в фонде живописи.