Крещение Господне
Креще́ние Госпо́дне (греч. βάπτισμα τοῦ Κυρίου; позднелат. baptisma Domini), один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. В православной традиции относится к числу двунадесятых праздников; отмечается 6(19) января.
Согласно Евангелиям (Мф. 3; Мк. 1:4–11; Лк. 3:2–18, 21–22; Ин. 1:19–34), Иоанн Креститель проповедовал среди израильского народа необходимость покаяния для прощения грехов перед встречей грядущего Мессии и вхождением в Его царство и совершал над уверовавшими обряд омовения (греч. βάπτισμα, в слав. переводе – крещение). Приход к Иоанну в Вифавару при Иордане Иисуса, желавшего креститься, как все, вызвал в пророке смятение, поскольку Иисус и был ожидаемым Мессией (греч. Χριστός – Христос). Таким образом, Иисус впервые явил здесь себя как Мессия. Здесь же он впервые явил себя и Сыном Божиим, Вторым Лицом Пресвятой Троицы: при его крещении с небес раздался глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Не имея в себе греха, Богочеловек Иисус Христос не имел нужды в покаянии и омовении, но на недоумение Иоанна он ответил указанием «исполнить всякую правду». Приняв от Иоанна крещение, Христос тем самым выразил смирение, а также своё единение с людьми, грехи которых брал на себя. Кроме того, сойдя в Иордан, он освятил собой естество воды и положил основание христианского таинства крещения. В крещении Христа совершилось явление Триединого Бога: крещение Сына, глас Отца, сошествие Святого Духа в виде голубя. Поэтому Крещение Господне иначе называется Богоявлением. С этого события начался период общественного служения Иисуса Христа.
Происхождение праздника
Церковный праздник Крещения Господня восходит к древнему восточнохристианскому, вероятно александрийского происхождения (впервые упоминается Климентом Александрийским), празднику Епифании (греч. ἑπιφάνεια – чудесное явление, проявление Божественной силы), или Теофании (греч. θεοφάνια – Богоявление). Теофания стала первым большим христианским торжеством, имеющим фиксированную календарную дату – 6 января. Первоначально Теофания включала в себя и празднование Рождества Христова, поэтому её богословский смысл содержал больше оттенков, нежели смысл праздника Крещения Господня. Теофания – это и воплощение Иисуса Христа от Святого Духа и Девы Марии, и его рождение в Вифлееме, и его крещение от Иоанна в Иордане (явление Себя Мессией и Сыном Божиим), и совершённое им первое чудо в Кане Галилейской, явившее его Божественную силу. После принятия христианским Востоком в 4–5 вв. праздника Рождества Христова смысл праздника Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом в богослужебном уставе сохранилась связь Крещения Господня с Рождеством: оба праздника имеют предпраздничные сочельники, а праздничная литургия совершается по чину святителя Василия Великого. Некоторые церкви, например Армянская апостольская церковь, сохранили традицию одновременного празднования Крещения Господня и Рождества: в календарях этих церквей нет отдельного праздника Рождества Христова.
Особенности богослужения
Особенностью православного богослужения Крещения Господня является освящение воды, совершаемое как в храмах, так и на открытых водоёмах. Выход для освящения воды называется «хождением на Иордан». В современной практике вода освящается дважды: накануне праздника, в крещенский сочельник, и собственно в день праздника, после литургии (великое водоосвящение). Традиция освящения воды накануне праздника, возможно, восходит к древней практике крещения в сам день Богоявления готовившихся принять это таинство – оглашенных. Традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к почитаемому месту крещения Спасителя. Перед крещенским сочельником завершаются т. н. Святые дни празднования Рождества Христова (Святки).
В католической традиции праздник Богоявления Господа (6 января) сохраняет древнюю тему явления Христа и просвещения язычников. Существует обычай освящения ладана и мела, которым священник пишет на дверях домов начальные буквы апокрифических имён евангельских волхвов – Каспара, Мельхиора, Бальтазара. В 20 в. в Римско-католической церкви установлен также праздник Крещения Господа (в 1-е воскресенье после 6 января), по содержанию аналогичный православному. Под влиянием богослужения католических церквей восточного обряда установлен (не повсеместно) обычай освящения воды.
Иконография
Наиболее ранние изображения Крещения Господня (Христос в виде юноши) встречаются в римских катакомбах (Люцины, 2 в.; Каллиста, около 230), ампулах Монцы, саркофагах 4–6 вв., на плакетке с трона архиепископа Максимиана (Равенна). В мозаике Баптистерия православных в Равенне (5 в.) Христос представлен уже в зрелом возрасте, а вписанную в круг композицию Крещения Господня окружают двенадцать ангелов.
Иконографическая схема установилась к 10 в. Иисус Христос изображался обычно фронтально (позднее в лёгком развороте, иногда со скрещёнными ногами – мозаики собора в Монреале, 12 в.), в зрелом возрасте, с длинными волосами и бородой, обнажённый (с 12–13 вв. и препоясанный), посреди реки Иордан, по пояс или почти по шею в воде (на миниатюре Хлудовской Псалтири 9 в., Исторический музей, Москва). К сирийской группе памятников с Христом, прикрывающимся руками, относятся: фрагмент триптиха начала 7 в. (Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), расписная крышка реликвария с пятью евангельскими сценами (6–7 вв., Ватиканские музеи), Коптское Тетраевангелие (1179–1180, Национальная библиотека Франции, Париж), фрески Каппадокии. Иоанн Креститель обычно помещался на правом от Христа берегу Иордана: он возлагает правую руку на голову Иисуса; сверху обычно изображён сегмент неба (иногда часть круга как символ открывающихся небес) с благословляющей десницей, лучом и парящим белым голубем (символ Святого Духа). С 6–7 вв. на противоположном от Иоанна Предтечи берегу изображались ангелы. В памятниках раннехристианского искусства их обычно два (один созерцает Святого Духа, нисходящего с неба, и прислушивается к голосу Бога Отца, другой с благоговением смотрит на Христа; в катакомбах Понтиана в Риме ангел один). В миниатюре из «Слов» Григория Богослова (3-я четверть 11 в., Исторический музей, Москва) два ангела слетают к Христу с небес. Начиная с 11–12 вв. количество ангелов на изображениях Крещения Господня увеличивается: чаще всего это три ангела (один с полотнищем, как восприемник Христа), но порой их число доходит до семи. В воде или на берегу изображаются персонификация реки Иордан (обнажённый старец, иногда с полотном – в мозаике Баптистерия православных; сидящий на берегу – в мозаиках Баптистерия ариан в Равенне, 493–526; чаще старец испуганно держит вазу, из которой льётся вода: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» – Пс. 113:3), персонификация моря (убегающая или, реже, уплывающая на рыбе женщина; иногда вместо Иордана и моря представлены персонификации источников Иора и Дана), в воде изображаются также рыбы (символизирующие неофитов, принимающих крещение). На Афоне встречаются иконы со змеями в воде (соответствует Пс. 73:13 – «Ты стерл еси главы змиев в воде»). В ранних изображениях могут присутствовать пророки (на рельефе саркофага из Арля 4–5 вв. – пророк Исайя). В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде (1030–1040-е гг.), в Дафни (около 1100) Крещение Господне изображено на криволинейной поверхности тромпов и свет акцентирует момент Теофании.
В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в. (фрагменты фрески в крещальне Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове, 1120-е гг.; фреска в конхе апсиды крещальни Софийского собора в Киеве, 2-я половина 12 в.); чаще оно изображается в люнете южной стены (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, 1140-е гг.). Наряду с лаконичной схемой с 12 в. распространена и более подробная: во фреске церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199, сохранились фрагменты) представлена группа раздевающихся для крещения людей (один человек плывёт), Христос препоясан (важная черта поздней иконографии), на воде изображён крест как знак освящения мировых вод (крест, выделенный красным цветом, присутствует и на иконе 13 в. в Синайском монастыре Святой Екатерины). В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах (Греция) в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения – обретения (вылавливания) для Бога человеческих душ (1366–1367; символ заимствован из живописи катакомб). Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя (икона середины 14 в. в Национальном музее в Белграде; во фресковых ансамблях часто изображалась рядом как самостоятельная композиция – церковь Богоматери в Кучевиште, Сербия, около 1330). В 14–15 вв. нередко подчёркивались мотивы, связанные с погребением Христа и Его сошествием в ад (подножие, напоминающее попираемые врата ада, на фреске в монастыре Грачаница в Сербии, 1320–1321).
Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов (в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва). В русских иконах 16–17 вв. в сегменте неба часто изображается Бог Отец на престоле; в иконописи 18–19 вв. – Саваоф на облаке со свитком в руках. В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале (1227–1238), Васильевские врата в Троицком соборе Александрова (14 в.).
В искусстве итальянского Проторенессанса ещё использовалась традиционная иконографическая схема (фрески Джотто в Капелле дель-Арена в Падуе). Начиная с Раннего Возрождения Иоанн Предтеча поливает водой стоящего по колени или по щиколотки в Иордане препоясанного Христа; они окружены ангелами и свидетелями, среди которых возможны портреты современников мастеров: произведения Пьеро делла Франчески (1449–1455, Национальная галерея, Лондон), Андреа дель Верроккьо при участии Леонардо да Винчи (1476, Уффици, Флоренция). В искусстве стран Центральной и Северной Европы сцена Крещения Господня часто изображалась на фоне панорамного пейзажа, в окружении музицирующих и поющих ангелов, хора святых на небесах (композиция Мастера алтаря святого Варфоломея, конец 15 в., Национальная галерея искусства, Вашингтон; картина Г. Давида, до 1508, музей Грунинге, Брюгге). В монументальной живописи в композицию включалось изображение народа, узревшего в лице Христа Спасителя мира: росписи Перуджино (1481–1482, Сикстинская капелла в Ватикане), Тинторетто (около 1578–1581, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко, Венеция). Аллегории (фигуры Иордана, моря) с 14 в. не использовались. В искусстве Контрреформации Христос часто представлен коленопреклонённым перед Иоанном Предтечей.