Акротерий
Акроте́рий (греч. ἀκρωτήριον – вершина, выступ, оконечность), скульптурное украшение над углами фронтона; деталь ордерной архитектуры. Изначальное значение термина – постамент для такого украшения.
Акротерии появились в эпоху архаики в 7 в. до н. э. Могли иметь разнообразные формы: пальметты, вазона, треножника, антропоморфной фигуры, мифического существа (горгоны, грифона, сфинкса и др.). Традиционно акротерии украшали храмы и вотивные сокровищницы, однако встречались и над светскими зданиями (фигура Ники на Стое Зевса в Афинах, 420–430 до н. э., Музей Агоры, Афины). Венчающие композиции надгробных стел, саркофагов и других имитирующих архитектурные сооружения объектов также нередко ориентировались на акротерии храмов.
Ранние древнегреческие акротерии часто сделаны из терракоты и расписаны: в форме диска из храма Геры в Олимпии (начало 6 в. до н. э., Археологический музей, Олимпия), в форме сфинкса из храма Аполлона в Фивах (3-я четверть 6 в. до н. э., Лувр, Париж; создан в Коринфе – одном из главных центров производства керамических акротериев). С середины 6 в. до н. э. получили распространение акротерии, изображавшие богиню Нику в позе «коленопреклонённого бега», например, мраморные фигуры Ники с храма Аполлона в Дельфах (513–500 до н. э., приписывается Антенору, Археологический музей, Дельфы) и с Делоса (около 550 до н. э., приписывается Архерму, Национальный археологический музей, Афины). Акротериями могут выступать целые скульптурные группы: центральный акротерий храма Афины Афайи на о. Эгина (около 490–480 до н. э., мрамор, Глиптотека, Мюнхен), состоящий из крупной пальметты, которую фланкируют две коры; «Зевс, похищающий Ганимеда» (1-я четверть 5 в. до н. э., мастерская Коринфа, терракота, Археологический музей, Олимпия) с фронтона одной из сокровищниц Олимпии; фигура всадника (Диоскур ?) со сфинксом из Локр Эпизефирских (конец 5 в. до н. э., Национальный археологический музей, Реджо-ди-Калабрия), фигуры нереид (или аур) верхом на конях и Ники в «стиле мокрых одежд» (около 380 до н. э., Национальный археологический музей, Афины) с фронтона храма Асклепия в Эпидавре.
В этрусской архитектуре акротерии располагались не только над углами фронтона, но и на коньке двухскатной крыши храма: например, фигуры Геркулеса, Аполлона и Латоны из храма Аполлона в святилище Минервы в Портоначчо (Вейи; около 510–500 до н. э., скульптор Вулка, терракота, Национальный этрусский музей, Рим), не сохранившаяся квадрига Юпитера и другие фигуры из храма Юпитера на Капитолии в Риме (1-я четверть 6 в. до н. э.).
Античные акротерии за редчайшими исключениями невозможно увидеть на фасадах зданий, однако их облик реконструировался по описаниям в трактате Витрувия и изображениям храмов на монетах. Начиная с эпохи Возрождения акротерии использовались не только в религиозной архитектуре (например, на фасаде церкви Сан-Дзаккария, около 1483–1490, архитектор М. Кодусси), но и в светских постройках (например, на фасаде Виллы Пояна, 1549–1563, архитектор А. Палладио).