#Древнерусская монументальная живописьДревнерусская монументальная живописьИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегДревнерусская монументальная живописьДревнерусская монументальная живописьНайденo 16 статейЖивописцыЖивописцы Чирин Прокопий ИвановЧи́рин Проко́пий Ива́нов (2-я половина 16 в. – между 1627 и 1642), русский живописец, один из ведущих жалованных царских иконописцев. Работал преимущественно по заказам именитых людей Строгановых. Обладал виртуозной манерой, тяготеющей к миниатюрному письму, изысканному колориту, хрупкости и изяществу фигур (иконы «Святой великомученик Никита Воин», 1593, «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», рубеж 16–17 вв., обе – Третьяковская галерея, Москва). Иконы Прокопия Чирина высоко ценились в 17 в., особенно в старообрядческой среде.Живописцы Дмитрий Григорьев ПлехановДми́трий Григо́рьев Плеха́нов (1642 – около 1705), русский живописец-монументалист, знаменщик, иконописец 2-й половины 17 в. Потомственный художник, руководитель артели, создавшей росписи Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря (1684–1685), Софийского собора в Вологде (1686–1688), церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1694–1695) и др. Работы Плеханова отличаются особой строгой согласованностью стенописного ансамбля с архитектурными формами интерьера, соподчинением всех частей росписи как в грандиозных по размеру, так и небольших церквах.Субъекты РФ. Искусство и архитектура Ярославская область. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектураИзобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Яросла́вской о́бласти. На территории Ярославской области сохранились постройки с 12 в.: белокаменный Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), княжеские палаты в Угличе (1480-е гг.), церкви и ансамбли монастырей 16 – начала 20 вв. (Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле и др.), усадьбы 18–19 вв. С 12 в. на территории современной области развивается иконописание («Ярославская Оранта», около 1224, Третьяковская галерея, Москва), монументальная живопись (фрески 16–18 вв. в храмах Ярославля, Ростова, Переславля-Залесского. См. Ярославская школа.Живописцы Ушаков Симон ФёдоровичУшако́в Си́мон Фёдорович (1626–1686), древнерусский иконописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. В 1648–1663 гг. знаменщик Серебряной палаты, с 1663 г. возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты Московского Кремля. Руководил художественными работами при дворе царя Алексея Михайловича, писал иконы по царскому заказу. Живописная манера Ушакова, получившая название «живоподобие», определила развитие древнерусской иконописи во 2-й половине 17 в. Считается автором трактата «Слово к люботщательному иконного писания» (около 1666).Термины Знаменщик (в искусстве)Зна́менщик, ведущий и наиболее опытный мастер-иконописец, рисовальщик; художник, делавший подготовительный рисунок для икон, фресок, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства и др. В 17 в. знаменщиками были С. Ф. Ушаков, Л. К. Бунин, Гурий Никитин, Дмитрий Плеханов и др.Живописцы Гурий НикитинГу́рий Ники́тин (около 1620, по другим сведениям, 1625 – 1691), древнерусский живописец. Первое упоминание Никитина, выходца из Костромы, в официальных документах московской Оружейной палаты относится к 1659 г. Один из наиболее значительных мастеров храмовых настенных росписей: участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля (с 1660), церкви Илии Пророка в Ярославле (1680–1681) и др. Иконописец (единственная подписная работа – «Святая Троица», 1690, собрание Фонда Святого апостола Андрея Первозванного); участвовал в создании лицевого Евангелия для дворцовой церкви Спаса Нерукотворного (1677).Живописцы Андрей Рублёв (иконописец)Андре́й Рублёв (3-я четверть 14 в. – около 1430), древнерусский живописец, преподобный (канонизирован в 1988). В 1405 г. расписывал вместе со старцем Прохором с Городца и Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились). В 1408 г. вместе с Даниилом Чёрным расписал Успенский собор во Владимире. Между 1425 и 1428 гг. также вместе с Даниилом расписывал Троицкую церковь в Троицком монастыре (ныне Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры; фрески не сохранились). Для всех этих храмов Андрей Рублёв писал иконы в иконостасы. Для местного ряда Троицкой церкви создана икона «Троица». Андрею Рублёву приписываются иконы Звенигородского чина, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде. Его последняя работа – роспись церкви Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря (сохранились фрагменты фресок).Религиозные сооружения Благовещенский собор Московского КремляБлагове́щенский собо́р Моско́вского Кремля́, памятник древнерусской архитектуры и живописи, бывший великокняжеский и царский домовый храм. Построен псковскими зодчими в 1484–1489 гг. Представляет собой пятиглавую крестово-купольную церковь с галереями и четырьмя одноглавыми приделами. Сохранились: иконостас с иконами 14–19 вв., росписи 16–19 вв., северные и западные железные двери с изображениями в технике золотой наводки на медных пластинах (16 в.), произведения прикладного искусства и утварь 16–19 вв.Страны мира. Искусство и архитектура Россия. Искусство и культура. Искусство. 10–17 вв. Древнерусское искусствоДревнеру́сское иску́сство, период в истории искусства России. В 9–12 вв. развивалось в границах Древнерусского государства. В 12–16 вв. сформировались и существовали местные школы архитектуры, иконописи, монументальной живописи, книжной миниатюры и других видов искусства (новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, псковская, тверская, московская и др.). В 16 в. сформировалось самобытное направление архитектуры и искусства централизованного Русского государства. Период завершился в начале 18 в., с петровскими реформами, принесшими доминирование западно- и центральноевропейских тенденций.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Новгородская школаНовгоро́дская шко́ла, одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в 12–15 вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях. Для новгородской архитектуры характерны выразительность и тектоническая ясность архитектурных форм (церковь Спаса на Нередице, церковь Успения на Волотовом поле); в монументальной живописи сформировался самобытный стиль с энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (росписи церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, около 1170; церкви Спаса на Ильине улице, 1378, художник Феофан Грек). Своеобразие новгородской художественной культуры отразилось также в иконописи, миниатюре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В 13–14 вв. от новгородской отделилась псковская школа архитектуры и живописи. 12