#Древнерусская монументальная живопись
Древнерусская монументальная живопись
Тег

Древнерусская монументальная живопись

Древнерусская монументальная живопись
Найденo 15 статей
Субъекты РФ. Искусство и архитектура
Ярославская область. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Яросла́вской о́бласти. На территории Ярославской области сохранились постройки с 12 в.: белокаменный Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), княжеские палаты в Угличе (1480-е гг.), церкви и ансамбли монастырей 16 – начала 20 вв. (Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле и др.), усадьбы 18–19 вв. С 12 в. на территории современной области развивается иконописание («Ярославская Оранта», около 1224, Третьяковская галерея, Москва), монументальная живопись (фрески 16–18 вв. в храмах Ярославля, Ростова, Переславля-Залесского. См. Ярославская школа.
Церковь Святого Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль. 1649–1654
Живописцы
Ушаков Симон Фёдорович
Ушако́в Си́мон Фёдорович (1626–1686), древнерусский иконописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. В 1648–1663 гг. знаменщик Серебряной палаты, с 1663 г. возглавлял иконописную мастерскую Оружейной палаты Московского Кремля. Руководил художественными работами при дворе царя Алексея Михайловича, писал иконы по царскому заказу. Живописная манера Ушакова, получившая название «живоподобие», определила развитие древнерусской иконописи во 2-й половине 17 в. Считается автором трактата «Слово к люботщательному иконного писания» (около 1666).
Симон Ушаков. Архангел Михаил, попирающий сатану. 1676
Живописцы
Гурий Никитин
Гу́рий Ники́тин (около 1620, по другим сведениям, 1625 – 1691), древнерусский живописец. Первое упоминание Никитина, выходца из Костромы, в официальных документах московской Оружейной палаты относится к 1659 г. Один из наиболее значительных мастеров храмовых настенных росписей: участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля (с 1660), церкви Илии Пророка в Ярославле (1680–1681) и др. Иконописец (единственная подписная работа – «Святая Троица», 1690, собрание Фонда Святого апостола Андрея Первозванного); участвовал в создании лицевого Евангелия для дворцовой церкви Спаса Нерукотворного (1677).
Гурий Никитин. Фреска «Жатва» (из цикла «Чудеса пророка Елисея»). Церковь Пророка Илии, Ярославль. 1680–1681
Живописцы
Андрей Рублёв (иконописец)
Андре́й Рублёв (3-я четверть 14 в. – около 1430), древнерусский живописец, преподобный (канонизирован в 1988). В 1405 г. расписывал вместе со старцем Прохором с Городца и Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились). В 1408 г. вместе с Даниилом Чёрным расписал Успенский собор во Владимире. Между 1425 и 1428 гг. также вместе с Даниилом расписывал Троицкую церковь в Троицком монастыре (ныне Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры; фрески не сохранились). Для всех этих храмов Андрей Рублёв писал иконы в иконостасы. Для местного ряда Троицкой церкви создана икона «Троица». Андрею Рублёву приписываются иконы Звенигородского чина, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде. Его последняя работа – роспись церкви Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря (сохранились фрагменты фресок).
Андрей Рублёв. Святая Троица. Между 1422 и 1427
Религиозные сооружения
Благовещенский собор Московского Кремля
Благове́щенский собо́р Моско́вского Кремля́, памятник древнерусской архитектуры и живописи, бывший великокняжеский и царский домовый храм. Построен псковскими зодчими в 1484–1489 гг. Представляет собой пятиглавую крестово-купольную церковь с галереями и четырьмя одноглавыми приделами. Сохранились: иконостас с иконами 14–19 вв., росписи 16–19 вв., северные и западные железные двери с изображениями в технике золотой наводки на медных пластинах (16 в.), произведения прикладного искусства и утварь 16–19 вв.
Благовещенский собор Московского Кремля. 1484–1489. Хромолитография. Конец 19 в.
Страны мира. Искусство и архитектура
Россия. Искусство и культура. Искусство. 10–17 вв. Древнерусское искусство
Древнеру́сское иску́сство, период в истории искусства России. В 9–12 вв. развивалось в границах Древнерусского государства. В 12–16 вв. сформировались и существовали местные школы архитектуры, иконописи, монументальной живописи, книжной миниатюры и других видов искусства (новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, псковская, тверская, московская и др.). В 16 в. сформировалось самобытное направление архитектуры и искусства централизованного Русского государства. Период завершился в начале 18 в., с петровскими реформами, принесшими доминирование западно- и центральноевропейских тенденций.
Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона. 2-я половина 12 в.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Новгородская школа
Новгоро́дская шко́ла, одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в 12–15 вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях. Для новгородской архитектуры характерны выразительность и тектоническая ясность архитектурных форм (церковь Спаса на Нередице, церковь Успения на Волотовом поле); в монументальной живописи сформировался самобытный стиль с энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (росписи церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, около 1170; церкви Спаса на Ильине улице, 1378, художник Феофан Грек). Своеобразие новгородской художественной культуры отразилось также в иконописи, миниатюре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. В 13–14 вв. от новгородской отделилась псковская школа архитектуры и живописи.
Церковь Спаса на Ильине улице, Великий Новгород. 1374
Термины
Ктиторский портрет
Кти́торский портре́т, в восточнохристианском искусстве Средних веков изображение ктитора – человека, который инициировал и оплатил строительство, восстановление, расширение или украшение храма, монастыря и др. Ктиторы нередко изображались в молитвенном предстоянии Христу, Богоматери и святым, преподносящими им в качестве дара построенное сооружение. Такие портреты часто сопровождали располагавшиеся в этих храмах надгробия ктиторов. Аналогичные изображения в западнохристианской традиции называются донаторскими портретами.
Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Иисусом Христом. Мозаика в южной галерее собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул). Середина 11 в.
1
2