Акулов Евгений Алексеевич
Аку́лов Евге́ний Алексе́евич [7(20).8.1905, Сморгонь, Ошмянский уезд, Виленская губерния, Российская империя, ныне Гродненская область, Республика Беларусь – 5.10.1996, Москва; похоронен на Троекуровском кладбище], российский дирижёр, педагог, заслуженный артист РСФСР (1940), народный артист РФ (1995).
Сын ветеринарного врача. По отцовской линии – потомок незаконнорождённого сына В. А. Жуковского, записанного на его камердинера Максима Акулова. С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. семья переехала в Белёв Тульской губернии (ныне Тульская область). Учился в реальном училище, одновременно занимался музыкой у Б. А. Михаловского [скрипач личного оркестра императора Николая II, упоминается в «Дневниках» С. И. Танеева (Танеев С. И. Дневники. Москва: Музыка, 1981. Т. 2. С. 203) как автор книги «Об игре на скрипке»; расстрелян большевиками], которому также аккомпанировал на фортепиано в концертах.
В 1923 г. приехал в Москву, поступал в Московскую консерваторию (обнаружив при этом феноменальный слух), но был перенаправлен в Техникум сестёр Гнесиных, где занимался в классе Е. Ф. Гнесиной. По окончании курса принят в Московскую консерваторию по двум специальностям – фортепиано (класс Г. Г. Нейгауза) и дирижирования (класс К. С. Сараджева), однако уже на втором курсе по настоянию администрации, запретившей ему обучение на двух факультетах, вынужден был оставить класс фортепиано; окончил консерваторию в 1931 г.
На последнем курсе консерватории (в 1930) приглашён Н. С. Головановым в качестве его ассистента в Большой театр; в 1932–1937 гг. (по другим данным, в 1933–1937) работал здесь дирижёром.
В 1938 г. приглашён Вл. И. Немировичем-Данченко возглавить его музыкальную студию и оперный театр; в 1938–1949 гг. главный дирижёр и заведующий постановочной частью Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Под руководством и с режиссурой Немировича-Данченко была осуществлена первая постановка оперы Т. Н. Хренникова «В бурю», которую курировал лично И. В. Сталин, занимавшийся в то время поиском и поддержкой молодых композиторских талантов. Начало Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Акулов встретил вместе с частью труппы на гастролях в Мурманске. В 1940-е гг. ему пришлось выступить в роли композитора, сочинив финал для оперы Ц. А. Кюи «Мадемуазель Фифи» (поставлена под его управлением в 1942) и несколько номеров для оперы Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» (поставлена под его управлением в 1948). В обоих случаях переделка опер была продиктована содержанием либретто: опера «Мадемуазель Фифи» заканчивалась общей молитвой действующих лиц, что было невозможно в связи с антирелигиозной кампанией, проводимой в СССР, а Э. Т. А. Гофман был неприемлем как автор новеллы «Крошка Цахес» (герой которой ассоциировался с личностью Сталина). Поскольку упоминание Гофмана в афише таило опасность политических преследований, оперу сначала решили назвать «Сказки поэта», а в окончательном виде она шла под названием «Любовь поэта». Несмотря на постановку опер в переделанном виде, у дирижёра начались трудности в продвижении по карьерной лестнице.
В 1950 г. Е. А. Акулов посетил с гастролями Болгарию, в Софийской опере дирижировал операми русских композиторов. От предложения возглавить этот театр Акулов был вынужден отказаться: перед гастролями ему предложили вступить в ряды КПСС (куда он так и не вступил), а на время гастролей дирижёра его семья (жена и две малолетние дочери) оставалась в СССР.
С 1950 г. Е. А. Акулов дирижировал Симфоническим оркестром Всесоюзного радио, с которым осуществил множество записей в фонд радио; в 1962–1964 гг. занимал должность художественного руководителя оперно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
С 1950 по 1996 гг. преподавал в ГИТИСе на факультете музыкального театра (профессор с 1960); здесь у него учились Д. А. Бертман, А. Б. Титель и другие известные режиссёры. Для студентов, обучающихся специальности «оперная режиссура», создал курс «Музыкальная драматургия», в котором объединил музыкальную культуру Большого театра времён Н. С. Голованова с театральными навыками, полученными под руководством Вл. И. Немировича-Данченко. Взгляды на оперную режиссуру обобщил в монографии «Оперная музыка и сценическое действие» (1978). Вторая его книга «Три "Бориса"» содержит анализ разных редакций оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (две авторские редакции, а также редакции Н. А. Римского-Корсакова и Д. Д. Шостаковича).
С 1971 г. читал лекции по истории культуры и истории музыки в Литературном институте имени А. М. Горького, в 1960-е гг. – на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР.
Звание народного артиста РФ получил в связи с 90-летним юбилеем.