Литература

Литература

Немецкие писатели 19 века

Немецкие писатели 19 века
Смотреть всё
Портрет Эдуарда Мёрике

Мёрике ЭдуардМёрике Эдуард

Мёрике Эдуа́рд (1804–1875), немецкий писатель. Основное место в творчестве занимает лирика, которой свойственны мелодичность и созерцательность, использование античных форм и метров, а также мотивов немецкой народной поэзии. От романтической субъективности и музыкальности («Сентябрьское утро», 1827) пришёл к реалистически отстранённой пейзажности и вещественности («К лампе», 1846). Из малой прозы наиболее известна новелла «Моцарт на пути в Прагу» (1856), которая в лирико-идиллическом ключе повествует о счастливом, но омрачённом предчувствием ранней смерти дне из жизни В. А. Моцарта. Творчество Э. Ф. Мёрике, многими чертами близкое к бидермайеру (подчёркнутый интерес к приватному существованию и «малым» деталям повседневного быта, юмор, ориентация на наследие романтиков), оказало влияние на Т. Шторма, Т. Фонтане, Г. Келлера и др. Романсы на стихи Э. Ф. Мёрике писали Р. Шуман, И. Брамс, Х. Вольф.
Иоганн Кристиан Бёме. Портрет Августа Клингемана

Клингеман АвгустКлингеман Август

Кли́нгеман А́вгуст (1777–1831), немецкий писатель, театральный деятель, издатель. Создатель (1818) и руководитель Брауншвайгского национального театра. В 3-томном путевом дневнике «Искусство и природа» (1819, 1821, 1828) отразил свои взгляды на искусство и театр. Первый роман «Вильдграф Экарт фон дер Вёльпе» (1795) основан на средневековой рыцарской легенде. Роман «Романо» (1800–1801) о приключениях юного живописца представляет собой размышление о жанре романа и его возможностях и изобилует рассуждениями о различных видах искусств. Роман «Ночные бдения» (1804) пронизан скептическими размышлениями о недостижимости свободы и смысла в мире. Герой-рассказчик – ночной сторож – становится свидетелем мрачных и гротескных сцен. Драматическим произведениям свойственны яркие контрасты, театральные эффекты и эстетика «ужасного» («Тщеславие», 1800; «Фауст», 1815, и др.).
Фрагмент из фильма «Приключения Робин Гуда». Режиссёры: Майкл Кертиц, Уильям Кили. 1938

Робин Гуд

Робин Гуд
Ро́бин Гуд, персонаж английских средневековых баллад; благородный разбойник, защитник бедных и обиженных; один из вечных образов мировой литературы. Впервые прозвище Робин Гуд (от уменьшительной формы имени Роберт и среднеанглийского слова hod – капюшон) упоминается в судебных документах 13 в. по отношению к реальным преступникам; предположительно в это время образ Робин Гуда как разбойника уже сложился. Первое упоминание песен о Робин Гуде содержится в поэме У. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» (около 1370 – 1386). Наиболее ранние сохранившиеся баллады были обнаружены в рукописях середины 15 в. С 15–16 вв. Робин Гуд фигурировал как персонаж народных празднеств, проводившихся в начале мая. Черты «благородного разбойника», раздающего награбленные деньги беднякам, впервые появились не ранее 17 в.; дальнейшее развитие они получили в трудах историка-антиквария Дж. Ритсона. В 19 в. Робин Гуда начали связывать с идеей противостояния англосаксов захватчикам-норманнам после Нормандского завоевания Англии в 1066 г. В 20–21 вв. образ Робин Гуда получил широкое распространение в массовой культуре (литература, кинематограф, телевидение, комиксы, компьютерные игры).

Пушкиниана

Пушкиниана
Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич (1799–1837), русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Создатель современного русского литературного языка, обобщивший достижения русской литературы 18 в. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв., осуществив в широком жанровом диапазоне сложный синтез возможностей нескольких направлений (барокко, классицизм, романтизм, реализм). В ранней лирике тяготел к тематике и жанрам французской лёгкой поэзии. В поэмах «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824), отмеченных влиянием поэм Дж. Байрона, исследовал проблему «героя века», развёрнутую в «романе в стихах» «Евгений Онегин» (1823–1831). В 1820–1830-х гг. резко усиливается звучание «вечных» вопросов (человек и Бог; жизнь, смерть и бессмертие; гибель и спасение души; оправдание творчества и др.) и связанных с ними проблем, прежде всего истории, народа и власти: трагедия «Борис Годунов» (1824–1825), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836).
Яковлева Арина Родионовна
Яковлева Арина Родионовна
Я́ковлева Ари́на Родио́новна (1758–1828), крепостная Марии Алексеевны Ганнибал, няня А. С. Пушкина, его сестры Ольги и брата Льва. В 1799 г. получила вольную. В 1824–1826 гг. разделила с Пушкиным ссылку в Михайловском; он записывал с её слов народные песни и сказки. Послужила прототипом няни Татьяны в «Евгении Онегине», няни главного героя романа «Дубровский» (1833), мамки Ксении в «Борисе Годунове» и ряда женских образов в романе «Арап Петра Великого» (1837). Упоминается в стихотворениях «Зимний вечер» (1825, опубликовано в 1829), «<Няне>» («Подруга дней моих суровых»; 1826, опубликовано в 1855), «Вновь я посетил» (1835, под заголовком «Отрывок» опубликовано в 1837, полностью со всеми вариантами – в 1922). Также ей посвящено стихотворение Н. М. Языкова «К няне А. С. Пушкина» («Свет Родионовна, забуду ли тебя?», 1827). Похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. С 1974 г. в доме Арины Родионовны (деревня Кобрино, Гатчинский район, Ленинградская область), подаренном ей М. А. Ганнибал за безупречную службу, открыт музей «Домик няни А. С. Пушкина».

Писатели русского зарубежья

Писатели русского зарубежья
Марина Цветаева. 1925

Цветаева Марина ИвановнаЦветаева Марина Ивановна

Цвета́ева Мари́на Ива́новна (1892–1941), русский поэт, прозаик, драматург. Лирика раннего периода («Вечерний альбом», 1910, и др.) традиционна, отмечена напевностью стиха. Взлёт поэтического мастерства пришёлся на произведения 1916 г.: циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»). Центральные темы творчества – любовь, поэзия, Россия. Поэтический стиль отмечен экспрессивностью, сочетанием ритмов фольклорных жанров с разговорными интонациями и «высокой» лексики с простонародной, игрой звуков и слов. Лирический цикл «Лебединый стан» (1917–1920) воспел Белое движение. Сборник зрелой лирики «После России. 1922–1925» (1928) отмечен трагизмом столкновения поэта с окружающим миром. Известна переписка Цветаевой с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (1926). Автор пьес в стихах «Червонный валет» (1918), «Каменный ангел» (1919) и др.
Иван Шмелёв. 1920-е гг.

Шмелёв Иван СергеевичШмелёв Иван Сергеевич

Шмелёв Ива́н Серге́евич (1873–1950), русский прозаик, публицист. С 1922 г. в эмиграции. В творчестве проявил себя как традиционный реалист, неореалист, автор феноменологической прозы, мастер сказа.  Основные темы – духовный поиск человека («Старый Валаам», 1935; «Пути небесные», 1935–1947; «Записки неписателя», 1949), бытие и быт народа [«Распад (Из воспоминаний приятеля)», 1907; «Человек из ресторана», 1911;  «Неупиваемая Чаша», 1918; «Богомолье», 1931; «Лето Господне: Праздники – радости – скорби», 1933–1948], трагедия личности в большевистской России («Солнце мёртвых», 1923; «Про одну старуху», 1924), идейные заблуждения интеллигенции («Лик скрытый», 1916; «Два  Ивана», 1924), помощь высших сил и чудо спасения («Глас в нощи», 1937; «Куликово Поле», 1939–1947; «Свет.  Из разорванной рукописи», 1943; «Угодники соловецкие», 1948), судьба эмигранта («Два письма», 1924; «На пеньках», 1924; «Письмо молодого казака», 1925; «Въезд в Париж», 1925; «Няня из Москвы», 1933). Основной пафос произведений – сострадание. Мировоззренческие доминанты ‒ вера в Бога, национальные приоритеты, сильное государство, сопротивление злу силой.
Евдокия Нагродская

Нагродская Евдокия АполлоновнаНагродская Евдокия Аполлоновна

Нагро́дская Евдоки́я Аполло́новна (1866–1930), русская писательница, драматург. Дочь А. Я. Панаевой и секретаря журнала «Современник» А. Ф. Головачёва. Литературный путь начала как автор газетных авантюрных «романов с продолжением». Создательница одного из первых российских бестселлеров начала 20 в. – романа «Гнев Диониса» (1910), где предложила собственную трактовку популярного в символистской среде дионисийского мифа, а также затронула проблемы «многосоставности» человеческой личности, однополых отношений, выбора современной женщиной жизненного пути и т. п. С середины 1910-х гг. пропагандировала масонские идеи, одновременно полемизируя с представительницами феминистского движения (романы «Белая колоннада», 1914; «Житие Олимпиады-девы», 1918; рассказы сборника «Аня. Чистая любовь. Он. За самоваром», 1911 и др.). С 1921 г. в эмиграции. Выпустила ряд романов, в которых развивала затронутые в дореволюционной прозе проблемы и мотивы («Правда о семье моей жены», 1922; «Записки Романа Васильева», 1922; историческая трилогия «Река времён», 1924–1926).

Арабские писатели

Арабские писатели

Современные писатели

Современные писатели
Дмитрий Кузьмин. 2012

Кузьмин Дмитрий ВладимировичКузьмин Дмитрий Владимирович

Кузьми́н Дми́трий Влади́мирович (род. 1968), русский поэт, литературовед, литературный критик, издатель, переводчик. Внук переводчицы Норы Галь. Сооснователь Союза молодых литераторов «Вавилон» (1991–2004), редактор одноимённого журнала (1989–2003). Публиковал стихотворения в журналах «Арион», «Крещатик» и др. Автор монографии «Русский моностих. Очерк истории и теории» (2016); составитель сборника «Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография» (1997); участвовал в создании антологий «Самиздат века» (1997), «Девять измерений: антология новейшей русской поэзии» (2004), «La nuova poesia russa» (2003) и др. Опубликовал ряд критических статей о современной поэзии в «Литературной газете», «Независимой газете», журналах «Знамя», «Дружба народов», «Новое литературное обозрение» и др. Первая книга стихов и переводов «Хорошо быть живым» (2008). Избранные стихотворения вышли в переводе на украинский язык в сборнике «Ковдри не передбачені» («Одеяла не предусмотрены», 2018). С 1993 г. главный редактор издательства «АРГО РИСК». Основатель литературного клуба «Авторник» (1996–2006). Лауреат 6-го фестиваля свободного стиха (1995), премии имени Андрея Белого (2002) и др. С 2014 г. живёт в Латвии.

Литературные периодические издания

Литературные периодические издания

Книгоиздатели

Книгоиздатели
Генрих Мария Ледиг-Ровольт

Ледиг-Ровольт Генрих МарияЛедиг-Ровольт Генрих Мария

Ле́диг-Ро́вольт Ге́нрих Мари́я (Heinrich Maria Ledig-Rowohlt) (1908–1992), немецкий издатель, переводчик. Внебрачный сын книгоиздателя Э. Ровольта. С 1931 г. работал в издательстве отца Rowohlt Verlag. Во Второй мировой войне 1941–1945 гг. получил тяжёлое ранение (1942). В 1940-х гг. разрабатывал способы удешевления книгоиздания; проходил стажировку в США, где заимствовал американский формат карманной книги (pocket book). Заручившись согласием отца, с 1950 г. начал массовое издание книг, напечатанных на ротаторе (за полтора года Rowohlt Verlag выпустило 50 наименований общим тиражом 2,8 млн экземпляров). Удешевил книжную продукцию за счёт ускорения процесса издания, клеевого переплёта, размещения рекламной страницы в книге. Другие немецкие издательства, в т. ч. S. Fischer Verlag, последовали его примеру. С 1960 г., после смерти отца, управлял издательством. Переводил на немецкий язык стихотворения Дж. Апдайка, пьесы Г. Пинтера, редактировал чужие переводы. В 1992 г. его вдова основала Фонд Г. М. Ледига-Ровольта. В том же году учреждена ежегодная премия за художественный перевод его имени.
Витторио Эккард Клостерман

Клостерман Витторио ЭккардКлостерман Витторио Эккард

Кло́стерман Витто́рио Э́ккард (Vittorio Eckard Klostermann) (род. 1950), немецкий книгоиздатель. Глава издательства Verlag Vittorio Klostermann (совместно с братом Михаэлем с 1976 г., единолично – с 1992 г.), основанного его отцом в 1930 г. Издательство специализируется на публикации трудов по философии, истории права, литературоведению (преимущественно работ о творчестве Т. Манна). Одно из важнейших изданий – полное собрание сочинений М. Хайдеггера. В настоящее время издательство работает над выпуском собрания сочинений Л. Витгенштейна. В. Э. Клостерман – основатель «Литературного дома Франкфурта-на-Майне» (Literaturhaus Frankfurt am Mein, 1989). Входил в состав правления Немецкого философского общества, Биржевого союза немецкой книжной торговли. В 2019 г. издательство удостоено почётной награды Немецкого издательского дома. Архив переписки издательства с авторами, среди которых М. Хайдеггер, Э. Юнгер, с 2002 г. находится в Немецком литературном архиве в Марбахе. В. Э. Клостерман известен как убеждённый противник изменений законопроектов об авторском праве в Германии, считая их серьёзной угрозой издательскому делу.
Maj Sjöwall, Per Wahlöö. Roseanna. Stockholm, 1965 (Май Шёваль, Пер Валё. Розанна). Обложка
Направления, стили, жанры в литературе
Направления, стили, жанры в литературе

Скандинавский нуар

Скандинавский нуар
Скандина́вский нуа́р, тип детектива в литературе и кинематографе (также используются термины «скандинавский детектив», «скандинавский триллер»), получивший распространение с 1960-х гг. в странах Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания), Исландии и Финляндии. Произведения, относимые к скандинавскому нуару, отличают: социально-критическая направленность содержания, натуралистичность образов, мрачная и тревожная атмосфера. Сюжет разворачивается преимущественно в современной Скандинавии на фоне суровой северной природы. Главный герой (зачастую женщина) лишён идеализированных черт. Родоначальники скандинавского нуара в литературе – П. Валё и М. Шёвалль. Среди других представителей жанра: Ю. Адлер-Ольсен, Арнальдюр Индридасон, С. Ларссон, Л. Лехтолайнен, Х. Манкелль, Л. Марклунд, Ю Несбё, Рагнар Йонассон, М. Сек, К. Фоссум.

Музы писателей

Музы писателей
Иоанна Брюсова. 1956

Брюсова Иоанна МатвеевнаБрюсова Иоанна Матвеевна

Брю́сова Иоа́нна Матве́евна (урождённая Рунт) (1876–1965), русская мемуаристка, переводчица. Родилась в Праге в семье чешского литейного мастера. В раннем детстве переехала с семьёй в Москву, окончила французскую католическую школу Святых Петра и Павла. В 1897 г. поступила гувернанткой в семью В. Я. Брюсова. В том же году вышла за него замуж, помогала в литературной работе. Овдовев, сохранила и разобрала архив мужа, подготовила к печати его «Дневники» (1927), «Неизданные стихи. 1914–1924» (1928), «Неизданную прозу» (1934), «Избранные стихотворения» (1945) и другие сочинения. Автор очерков о жизни и творчестве В. Я. Брюсова. Переводила на русский язык произведения О. де Бальзака, Э. Верхарна, Г. Флобера и др. Составитель поэтического сборника «Французские лирики XVIII века» (1914), куда вошли переводы К. Н. Батюшкова, Е. А. Боратынского, А. С. Пушкина, А. А. Фета и др. Член Союза писателей СССР (1943).
Портрет cтарухи-крестьянки, предположительно няни Пушкина Арины Родионовны Яковлевой

Яковлева Арина РодионовнаЯковлева Арина Родионовна

Я́ковлева Ари́на Родио́новна (1758–1828), крепостная Марии Алексеевны Ганнибал, няня А. С. Пушкина, его сестры Ольги и брата Льва. В 1799 г. получила вольную. В 1824–1826 гг. разделила с Пушкиным ссылку в Михайловском; он записывал с её слов народные песни и сказки. Послужила прототипом няни Татьяны в «Евгении Онегине», няни главного героя романа «Дубровский» (1833), мамки Ксении в «Борисе Годунове» и ряда женских образов в романе «Арап Петра Великого» (1837). Упоминается в стихотворениях «Зимний вечер» (1825, опубликовано в 1829), «<Няне>» («Подруга дней моих суровых»; 1826, опубликовано в 1855), «Вновь я посетил» (1835, под заголовком «Отрывок» опубликовано в 1837, полностью со всеми вариантами – в 1922). Также ей посвящено стихотворение Н. М. Языкова «К няне А. С. Пушкина» («Свет Родионовна, забуду ли тебя?», 1827). Похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. С 1974 г. в доме Арины Родионовны (деревня Кобрино, Гатчинский район, Ленинградская область), подаренном ей М. А. Ганнибал за безупречную службу, открыт музей «Домик няни А. С. Пушкина».
Фелиция Бауэр и Франц Кафка. 1917

Фелиция БауэрФелиция Бауэр

Фели́ция Ба́уэр (Фелица Бауэр, Felice Bauerová) (1887–1960), невеста Ф. Кафки, адресат его писем 1912–1917 гг. Из семьи служащего страхового агентства. До 1931 г. жила в Берлине. Работала стенографисткой-машинисткой в фирме по производству (по другим данным – в магазине) граммофонных пластинок (с 1908 г.) и представителем фирмы по производству диктофонов (не ранее 1909 г.). Познакомившись с Ф. Бауэр 13 августа 1912 г. в доме М. Брода, приходившегося ей дальним родственником, Кафка дважды делал предложение Бауэр и получал её согласие, но не вступил в брак (одна из причин этого – заболевание писателя туберкулёзом, спровоцировавшее осенью 1917 г. горловое кровотечение). Адресованные Бауэр письма содержат его суждения о собственном характере, образе жизни, взаимоотношениях с родными и творчестве. Ответные письма Бауэр были уничтожены Кафкой в конце 1910-х гг. В 1919 г. Бауэр вышла замуж за предпринимателя. С 1931 г. жила с семьёй в Швейцарии, с 1936 г. – в США.

Творческие объединения

Творческие объединения

Буккроссинг

Буккроссинг
Буккро́ссинг (англ. bookcrossing), общественное движение, представляющее собой книгообмен между людьми. Возник в 2001 г. в США по инициативе специалиста по интернет-технологиям Р. Хорнбейкера (Ron Hornbaker), создателя сайта http://bookcrossing.com. Получил широкое распространение в США, Европе, России и других странах. Зарегистрировавшись на сайте и присвоив книге специальный номер, участник оставляет её заранее в общественном месте (кафе, парке, вокзале, автобусе), где её забирает кто-то другой. В книгу вкладывается лист с текстом, разъясняющим суть буккроссинга. Бывший обладатель книги получает письмо на e-mail, освещающее её дальнейшую судьбу. Разновидности буккроссинга: «классический» (технология описана выше); через специализированные зоны буккроссинга (уличные библиотеки, арт-объекты, кафе); букрей (bookray) – пересылка книги по почте, по цепочке, от одного участника к другому; букринг (bookring) – пересылка книг по почте с условием финального возвращения к «отпустившему» её буккроссеру. Крупнейший сайт книгообмена по территории России – bookcrossing.
Логотип буккроссинга

Нью-йоркская школа

Нью-йоркская школа
Нью-йо́ркская шко́ла, общее обозначение для трёх относительно независимых неформальных объединений авангардистов, работавших в Нью-Йорке – художников (конец 1940-х – 1960-е гг.), поэтов (преимущественно 1950–1970-е гг.) и композиторов (первая половина 1950-х гг.). Среди представителей: В. де Кунинг, Дж. Поллок, М. Ротко, Дж. Кейдж, М. Фелдман, Ф. О’Хара, Дж. Эшбери.
Джексон Поллок. Номер 5 (Элегантная леди). 1951

«Неопатетическое кабаре»

«Неопатетическое кабаре»
«Неопатети́ческое кабаре́» (Neopathetisches Cabaret). Название серии литературно-музыкальных вечеров (1910–1912), проведённых участниками берлинского «Нового клуба» (Der Neue Club) К. Хиллером и Э. Лёвензоном. Встречи проходили в берлинских кафе (Café Austria, Café Kutschera), в Доме архитекторов и др. К. Хиллер видел в форме кабаре возможность реализации философии витализма, пафоса, пронизанного «смехом Пана», и встреч «авантюристов духа» («Abenteuerer des Geistes»). Свои поэтические произведения, а также драмы, новеллы читали молодые поэты Э. Ласкер-Шюлер, Э. Блас, Г. Гейм, Я. ван Ходдис, Ф. Хардекопф, с лекциями выступали Хиллер, Г. Вальден. Несмотря на название, программа вечеров не следовала всецело принципам кабаре, лишь изредка включая музыкальные композиции. В начале 1911 г. Хиллер вышел из «Нового клуба», встречи стали проводиться реже. Последним стал вечер памяти Г. Гейма в апреле 1912 г. Несмотря на недолгое существование, «Неопатетическое кабаре» сыграло значительную роль в развитии литературы экспрессионизма.
Афиша «Неопатетического кабаре». 1911
ЛитераторыЛитераторы
Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич (1799–1837), русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Создатель современного русского литературного языка, обобщивший достижения русской литературы 18 в. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв., осуществив в широком жанровом диапазоне сложный синтез возможностей нескольких направлений (барокко, классицизм, романтизм, реализм). В ранней лирике тяготел к тематике и жанрам французской лёгкой поэзии. В поэмах «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824), отмеченных влиянием поэм Дж. Байрона, исследовал проблему «героя века», развёрнутую в «романе в стихах» «Евгений Онегин» (1823–1831). В 1820–1830-х гг. резко усиливается звучание «вечных» вопросов (человек и Бог; жизнь, смерть и бессмертие; гибель и спасение души; оправдание творчества и др.) и связанных с ними проблем, прежде всего истории, народа и власти: трагедия «Борис Годунов» (1824–1825), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836).
Читать полностью

Литературные премии

Литературные премии
Премии

Нобелевская премия

Нобелевская премия
Но́белевская пре́мия, одна из престижных международных премий в области науки, литературы и общественной деятельности. Названа в честь А. Нобеля, учреждена в соответствии с его завещанием от 27 ноября 1895 г. Нобелевская премия присуждается с 1901 г. за достижения в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира. В 1968 г. учреждена премия памяти А. Нобеля по экономическим наукам (присуждается с 1969 на тех же основаниях и в том же размере, что и Нобелевская премия). Обладателей Нобелевской премии по физике, химии и экономическим наукам определяет Шведская королевская академия наук, по физиологии или медицине – Королевский Каролинский институт (Стокгольм), по литературе – Шведская академия, за деятельность по укреплению мира – Норвежский нобелевский комитет в Осло, члены которого назначаются стортингом. Размер премии определяется доходом Нобелевского фонда, который делится на 5 равных частей. Обладателями премии в отдельной области не могут быть более трёх человек, которые должны здравствовать на момент объявления о присуждении премии (исключение представляет посмертное присуждение премии Д. Хаммаршельду, Э. А. Карлфельдту; Р. М. Штейнман скончался за 3 дня до объявления, что осталось неизвестным комитету). Нобелевская премия мира может присуждаться организациям неоднократно (Международный комитет Красного Креста премировался трижды, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев – дважды), в то время как остальные премии – только индивидуально и только один раз. Исключениями из этого правила были Дж. Бардин (2 премии по физике), Ф. Сенгер (2 премии по химии), М. Склодовская-Кюри (премии по физике и химии), Л. Полинг (премия мира и премия по химии). Согласно сайту Нобелевского комитета, с 1901 по 2022 гг. Нобелевские премии (в том числе премии в области экономических наук) были присуждены 615 раз 989 персонам и организациям. Представители России (СССР) получали Нобелевскую премию во всех её категориях.

Эрос в литературе

Эрос в литературе

Леппин Пауль

Леппин Пауль
Ле́ппин Па́уль (1878–1945), чешский немецкоязычный писатель, драматург. Основная тематика творчества – Прага и её жители, низменные стороны человеческой личности. В романе «Даниэль Иисус» (1905), обнаруживающем черты символизма и экспрессионизма, затронуты эротические темы. Роман «Путь Северина во тьму. Пражский роман о привидениях» (1914) отражает двойную жизнь, которую приходилось вести самому Леппину, одновременно представителю богемы и государственному служащему. Среди произведений: романы «Двери жизни» (1901) «Хранители радости» (1918), новеллы, драмы.
Пауль Леппин. 20 в.

Эротическая коза: к истории стихотворения В. Я. Брюсова

Эротическая коза: к истории стихотворения В. Я. Брюсова
Эротическая коза: к истории стихотворения В. Я. Брюсова. В 1902 г., путешествуя по Венеции, В. Я. Брюсов имел неосторожность написать стихотворение «In hac lacrimarum valle» (с лат. – в долине слёз), в котором лирический герой делает следующее заявление:
Николай Калабановский. «Загадочная натура». Шарж на Валерия Брюсова

Эмбирикос Андреас

Эмбирикос Андреас
Эмбири́кос Андре́ас (1901–1975), греческий поэт, прозаик, психоаналитик. Своим творчеством заложил основы греческого сюрреализма. Ассоциативность образов, жанровая и синтаксическая эклектичность, любовно-эротическое содержание характерны для сборников стихов «Внутреннее пространство» (1945), «Все поколения, или Сегодня как завтра и как вчера» (1984) и других произведений. В сборник «Сочинения, или Личная мифология» (1960), вошли прозаические и стихотворные тексты на литературные, исторические и мифологические сюжеты. Роман «Грейт Истерн» (1990–1992) в восьми томах стал одним из крупнейших текстов новогреческой словесности.
Андреас Эмбирикос. 1935

Поэты Серебряного века

Поэты Серебряного века
Литераторы

Цветаева Марина Ивановна

Цветаева Марина Ивановна
Цвета́ева Мари́на Ива́новна (1892–1941), русский поэт, прозаик, драматург. Лирика раннего периода («Вечерний альбом», 1910, и др.) традиционна, отмечена напевностью стиха. Взлёт поэтического мастерства пришёлся на произведения 1916 г.: циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»). Центральные темы творчества – любовь, поэзия, Россия. Поэтический стиль отмечен экспрессивностью, сочетанием ритмов фольклорных жанров с разговорными интонациями и «высокой» лексики с простонародной, игрой звуков и слов. Лирический цикл «Лебединый стан» (1917–1920) воспел Белое движение. Сборник зрелой лирики «После России. 1922–1925» (1928) отмечен трагизмом столкновения поэта с окружающим миром. Известна переписка Цветаевой с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (1926). Автор пьес в стихах «Червонный валет» (1918), «Каменный ангел» (1919) и др.