Литература

Великие русские писатели

Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич (1799–1837), русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Создатель современного русского литературного языка, обобщивший достижения русской литературы 18 в. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв., осуществив в широком жанровом диапазоне сложный синтез возможностей нескольких направлений (барокко, классицизм, романтизм, реализм). В ранней лирике тяготел к тематике и жанрам французской лёгкой поэзии. В поэмах «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824), отмеченных влиянием поэм Дж. Байрона, исследовал проблему «героя века», развёрнутую в «романе в стихах» «Евгений Онегин» (1823–1831). В 1820–1830-х гг. резко усиливается звучание «вечных» вопросов (человек и Бог; жизнь, смерть и бессмертие; гибель и спасение души; оправдание творчества и др.) и связанных с ними проблем, прежде всего истории, народа и власти: трагедия «Борис Годунов» (1824–1825), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836).
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич (1814–1841), русский поэт, прозаик, драматург. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв. В своей поэзии, отразившей влияние разнородных традиций, в том числе «элегической школы» В. А. Жуковского, гражданской и философской лирики 1820–1830-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также творчества А. С. Пушкина, развивал романтические мотивы противостояния толпе (стихотворение «Смерть поэта», 1858), героического подвига (стихотворение «Бородино», 1837), изгнанничества (поэма «Мцыри», 1840). В романе «Герой нашего времени» (1840) на примере судьбы главного героя, человека своего поколения, рассмотрел основные романтические ценности (любовь, дружба, свобода), поставил кардинальные религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Среди других произведений: драма в стихах «Маскарад» (1842, поставлена в 1862), поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838), «Демон» (1842).

Современные русские писатели

Крапивин Владислав Петрович
Крапивин Владислав Петрович
Крапи́вин Владисла́в Петро́вич (1938–2020), русский детский писатель и журналист. Автор повестей «Та сторона, где ветер» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Тень каравеллы» (1970), «Колыбельная для брата» (1979); романов «Журавлёнок и молнии» (1981), «Дети синего фламинго» (1981), «Голубятня на жёлтой поляне» (1983–1985), «Давно закончилась…» (1999), «Семь фунтов брамсельного ветра» (2003); исторической трилогии «Острова и капитаны» (1987), цикла повестей и романов «В глубине Великого Кристалла» (1989–1992) и др.
Степанцов Вадим Юрьевич
Степанцов Вадим Юрьевич
Степанцо́в Вади́м Ю́рьевич (род. 1960), русский поэт, актёр и рок-вокалист. В 1977–1980 гг. учился в Московском технологическом институте мясной и молочной промышленности (ныне Московский государственный университет пищевых производств; не окончил). Создатель Ордена куртуазных маньеристов (1988). Автор текстов песен для групп «Браво», «На-На» и «Тату». В 1989 г. совместно с К. А. Григорьевым создал рок-группу «Бахыт-Компот»; её вокалист. В романе «Отстойник вечности» (1992) описал жизнь и быт участников Ордена куртуазных маньеристов.
Сальников Алексей Борисович
Сальников Алексей Борисович
Са́льников Алексе́й Бори́сович (род. 1978), русский писатель. Поэзии свойственны отстранённая, эпическая интонация, анжамбманы, использование тропов и языковой игры, интертекстуальность, предметность, постромантическая мизантропия: сборники «Людилошади» (2006), «Дневник снеговика» (2013) и др. В романах использовал приёмы литературного абсурда, гротеск, фантастическое допущение, чёрный юмор: «Отдел» (2015), «Опосредованно» (2019) и др. Набольшую известность получил роман «Петровы в гриппе и вокруг него» (2018), в котором привычный быт екатеринбургской семьи переплетается с элементами сюрреализма и фантастики.
Кузьмин Дмитрий Владимирович
Кузьмин Дмитрий Владимирович
Кузьми́н Дми́трий Влади́мирович (род. 1968), русский поэт, литературовед, литературный критик, издатель, переводчик. Внук переводчицы Норы Галь. Сооснователь Союза молодых литераторов «Вавилон» (1991–2004), редактор одноимённого журнала (1989–2003). Публиковал стихотворения в журналах «Арион», «Крещатик» и др. Автор монографии «Русский моностих. Очерк истории и теории» (2016); составитель сборника «Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография» (1997); участвовал в создании антологий «Самиздат века» (1997), «Девять измерений: антология новейшей русской поэзии» (2004), «La nuova poesia russa» (2003) и др. Опубликовал ряд критических статей о современной поэзии в «Литературной газете», «Независимой газете», журналах «Знамя», «Дружба народов», «Новое литературное обозрение» и др. Первая книга стихов и переводов «Хорошо быть живым» (2008). Избранные стихотворения вышли в переводе на украинский язык в сборнике «Ковдри не передбачені» («Одеяла не предусмотрены», 2018). С 1993 г. главный редактор издательства «АРГО РИСК». Основатель литературного клуба «Авторник» (1996–2006). Лауреат 6-го фестиваля свободного стиха (1995), премии имени Андрея Белого (2002) и др. Активист ЛГБТ-движения. С 2014 г. живёт в Эстонии.
Мартынова Ольга Борисовна
Мартынова Ольга Борисовна
Марты́нова О́льга Бори́совна (род. 1962), русско-немецкая поэтесса, прозаик, публицист. Участник ленинградской литературной группы «Камера хранения» (с 1984). Автор сборников стихотворений на русском («Французская библиотека», 2007) и немецком языках. Поэзии свойственны ирония, философичность, игра слов. Основные темы – смерть и время; связь прошлого с настоящим; города как пространства – хранилища культуры (Санкт-Петербург, Рим, Венеция). Романы «Нас переживут даже попугаи» (2010) и «Ключица Мёрике» (2013) отмечены сложной отрывистой композицией, сплетением настоящего времени с Петербургом 19–20 вв.
Троепольский Гавриил Николаевич
Троепольский Гавриил Николаевич
Троепо́льский Гаврии́л Никола́евич (1905–1995), русский писатель. Автор лирико-философской повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971), воссоздающей картину нравственного состояния общества, о драматической судьбе собаки, а также сатирических и лирических повестей и романов (сатирическая повесть «Кандидат наук», 1958, и др.). В публицистике освещал острые социальные проблемы: так, очерк «О реках, почвах и прочем» (1965) посвящён проблеме экологии и природопользования.
Линор Горалик
Линор Горалик
Лино́р Гора́лик (настоящее имя и отчество Юлия Борисовна) (род. 1975), русский поэт, прозаик, критик. Родилась в Днепропетровске (УССР; ныне г. Днепр, Украина), с 1989 г. жила в Израиле. Окончила Университет имени Давида Бен-Гуриона в Негеве (1991–1994), работала в сфере интернет-маркетинга. Первая книга стихов – «Цитатник» (1999). С 2001 г. живёт в Москве. Малой прозе свойственна вербатимная поэтика: бытовой контекст, диалогичность, фрагментарность, доверительная интонация, использование разговорной и ненормативной лексики (сборники «Не местные», 2003; «Недетская еда: без сладкого», 2004; «Короче», 2008 и др.) Автор антиутопии «Нет» (2004, в соавторстве с С. Ю. Кузнецовым), фантастического романа «Все, способные дышать дыхание» (2019) о жизни в Израиле после глобальной катастрофы, исторического романа «Имени такого-то» (2022) об эвакуации психиатрической больницы в 1941 г. Постоянный автор журналов «Сноб», «Книжное обозрение», «Новое литературное обозрение» и др. Перевела с иврита рассказы израильского писателя Этгара Керета (сборник «Когда умерли автобусы», 2009). Молодёжная премия «Триумф» (2003).
Станислав Львовский
Станислав Львовский
Станисла́в Льво́вский (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Юрий Михайлович Сорочкин) (род. 1972), русский поэт, прозаик, переводчик, редактор, литературный критик. Сооснователь Союза молодых литераторов «Вавилон» (1991–2004). Публиковался в журналах и альманахах «Вавилон», «Авторник», журналах «Арион», «Воздух», «Урал» и др. Лирике свойственны интимная интонация, техника потока сознания, ослабленный синтаксис, особая графическая организация текста (пробелы внутри строк): поэтические сборники «Белый шум» (1996), «Стихи о Родине» (2004), книга «Три месяца второго года: стихи, проза, переводы» (2002), сборник рассказов «Слово о цветах и собаках» (2002), роман «Половина неба» (2004, в соавторстве с Линор Горалик) и др. Переводил стихотворения Ч. Буковски, Л. Коэна, В. Плиуры и др. Лауреат 4-го фестиваля свободного стиха (1993), малой премии «Московский счёт» (2003), премии имени Андрея Белого (2017). Редактор отдела литературы интернет-портала Openspace.ru (Colta.ru) (2009–2013).

Поэты Серебряного века

Цветаева Марина Ивановна
Цветаева Марина Ивановна
Цвета́ева Мари́на Ива́новна (1892–1941), русский поэт, прозаик, драматург. Лирика раннего периода («Вечерний альбом», 1910, и др.) традиционна, отмечена напевностью стиха. Взлёт поэтического мастерства пришёлся на произведения 1916 г.: циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»). Центральные темы творчества – любовь, поэзия, Россия. Поэтический стиль отмечен экспрессивностью, сочетанием ритмов фольклорных жанров с разговорными интонациями и «высокой» лексики с простонародной, игрой звуков и слов. Лирический цикл «Лебединый стан» (1917–1920) воспел Белое движение. Сборник зрелой лирики «После России. 1922–1925» (1928) отмечен трагизмом столкновения поэта с окружающим миром. Известна переписка Цветаевой с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (1926). Автор пьес в стихах «Червонный валет» (1918), «Каменный ангел» (1919) и др.
Ахматова Анна Андреевна
Ахматова Анна Андреевна
Ахма́това А́нна Андре́евна (1889–1966), русская поэтесса, переводчица, литературовед. Её лирике свойственен глубокий психологизм с мотивами разлуки и ностальгии, органическая связь с традициями русской поэзии, особенно классической эпохи (сборники «Вечер», 1912; «Чётки», 1913; «Бег времени. Стихотворения 1909–1965»). В автобиографическом цикле стихов «Реквием» (1935–1940; опубликован в 1987) раскрыта тема репрессий. С 1946 по 1956 гг. не печаталась. В «Поэме без героя» (1940–1965; полностью опубликована в 1976) воссоздана атмосфера Серебряного века. Автор статей об А. С. Пушкине.

Литераторы Древнего мира

Петроний
Петроний
Петро́ний (ум. в 66), римский писатель. В прозиметре «Сатирикон» гротескно изобразил нелицеприятные стороны римской повседневной жизни и вывел сатирический тип претенциозных выскочек.
Сапфо
Сапфо
Сапфо́ (между 630 и 612 – около 570 до н. э.), древнегреческая поэтесса. Писала на эолийском диалекте древнегреческого языка. Поэзия сохранилась в отрывках, целиком представлен «Гимн к Афродите». Лирика связана с фольклорной традицией; основные темы – страстная любовь, горе разлуки, напутствие невесте. Уже в Античности считалась великой поэтессой; ввела в употребление сапфическую строфу.
Гораций
Гораций
Гора́ций (65 до н. э. – 8 до н. э.), древнеримский поэт. Во время гражданской войны в Риме стал доверенным лицом Марка Юния Брута, командовал легионом республиканцев в должности военного трибуна. Входил в круг приближённых Гая Цильния Мецената, которому посвятил многие произведения, полностью сохранившиеся до наших дней: две книги «Сатир» (35 и около 30 до н. э.), «Эподы» («Припевы», около 30 до н. э.), четыре книги «Од» (книги 1–3 созданы в 23 до н. э., книга 4 – в 13 до н. э.), две книги «Посланий» (20 и около 13 до н. э.), а также «Юбилейный гимн» (17 до н. э.) для секулярных игр. Среди наиболее известных произведений: ода к музе Мельпомене («Памятник»), в которой провозглашена идея неподвластного времени поэтического творчества, дарующего бессмертие своему творцу; послание «К Пизонам» (другое название – «Наука поэзии»), в котором Гораций, продолжив традиции поэтики Аристотеля, развил концепцию искусства как ремесла виртуозной обработки формы, став одним из теоретиков римского классицизма.
Марк Пакувий
Марк Пакувий
Марк Паку́вий (около 220 до н. э. – 130 до н. э.), римский поэт. Произведения сохранились во фрагментах: 12 трагедий на греческие сюжеты и претекстата «Павел» (после 168) в честь полководца Луция Эмилия Павла Македонского. Стиль характеризуется изощрённым словообразованием.
Сенека
Сенека
Се́не́ка (около 4 до н. э. – 65 н. э.), римский писатель, философ, государственный деятель. Фактический правитель Рима при Нероне (с 54), консул (56). Придерживался стоицизма, задачу философии видел в очищении человека от пороков и аффектов и обретении безупречной добродетели. Был знаменит речами (утрачены). Произведения обыкновенно оформлены как диалоги или письма и отмечены прямолинейным морализмом. Самые значительные трактаты вошли в сборник «Диалоги» (11 в., составлен раньше). Автор эпиграмм, научных трудов (например, «Исследования о природе», после 62). В ключе стоицизма исполнены и приписываемые ему трагедии («Медея», «Агамемнон» и др.). Один из самых читаемых римских авторов раннего христианства и Средневековья.
Пруденций
Пруденций
Пруде́нций (348 – после 405, по некоторым данным, 415), латинский христианский поэт. Автор гимна «Перистефанон» (о христианских мучениках) и аллегорической поэмы о борьбе добродетелей и пороков за душу человека «Психомахия», которая оказала значительное влияние на искусство Средневековья. Поэма-инвектива «Против Симмаха» направлена против сенатора-язычника, который стремился сохранить незыблемость языческих культов в Риме.
Стесихор
Стесихор
Стеси́хо́р (около 630 – около 555 до н. э.), древнегреческий поэт. Прославился как автор хоровой мелики, в эллинистический период входил в канон лучших лирических поэтов. Сочинял поэмы на мифологические и исторические сюжеты: «Песни о Герионе», «Кербер» о подвигах Геракла, «Елена» о Троянской войне и др.; известны 15 поэм.
Феокрит
Феокрит
Феокри́т (конец 4 в. – 3 в. до н. э.), древнегреческий поэт. Представитель александрийской поэзии. Идиллиям Феокрита свойственны условно-идеализированные, реже – грубовато-комические, описания; присутствует противопоставление неиспорченной цивилизацией деревни – городу. Сочинения оказали большое влияние на развитие жанра идиллии Нового времени.

История литературоведения

Сенковский Осип Иванович
Сенковский Осип Иванович
Сенко́вский О́сип Ива́нович (1800–1858), русский писатель, журналист, востоковед; член-корреспондент Петербургской академии наук (1828). Один из зачинателей российского востоковедения. Редактор журнала «Библиотека для чтения» (с 1834). Сборник повестей «Фантастические путешествия Барона Брамбеуса» (1833) написан в русле массовой литературы и отмечен остроумием и лёгкостью стиля. Один из создателей жанра отечественного фельетона. В «Листках барона Брамбеуса» (1856–1858) затрагивал проблемы промышленности, сельского хозяйства, финансов, роли общественного мнения.
Плетнёв Пётр Александрович
Плетнёв Пётр Александрович
Плетнёв Пётр Алекса́ндрович [1791–1865(1866)], русский литературный критик, поэт, журналист; действительный член Петербургской академии наук (1841). Писал элегии, антологические стихотворения и послания, в которых подчёркивал скромность своего дара и давал характеристики своим друзьям-поэтам («К А. С. Пушкину», «К Вяземскому», оба 1822; «Послание к Жуковскому», 1824, «Объяснение», 1825). Автор мемуарно-биографических очерков «А. С. Пушкин» (1838), «Е. А. Баратынский» (1844), «Жизнь и сочинения И. А. Крылова» (1847) и «О жизни и сочинениях В. А. Жуковского» (1853).
Сахаров Иван Петрович
Сахаров Иван Петрович
Са́харов Ива́н Петро́вич (1807–1863), русский этнограф, фольклорист. Занимался изучением истории Тульского края, записывал произведения устного народно-поэтического творчества. В труде «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (части 1–3, 1837), собраниях русских народных песен, сказок и других ввёл в оборот значительное количество новых фольклорных текстов.
Волошинов Валентин Николаевич
Волошинов Валентин Николаевич
Воло́шинов Валенти́н Никола́евич (1895–1936), российский лингвист, музыковед, педагог. Учился на юридическом факультете (1913–1916). В 1924 г. окончил факультет общественных наук Ленинградского университета (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). В 1919 г. в Невеле познакомился с М. М. Бахтиным, М. И. Каганом (1889–1937), М. В. Юдиной, Л. В. Пумпянским (костяк семинара по И. Канту – первой редакции круга Бахтина). Сотрудник Научно-исследовательского института сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока (с 1925). Под его именем изданы: «По ту сторону социального. О фрейдизме» (1925), «Слово в жизни и слово в поэзии» (1926), «Фрейдизм» (1927), «Новейшие течения лингвистической мысли на Западе» (1928), «Марксизм и философия языка» (1929), «О границах поэтики и лингвистики» (1930), цикл статей «Стилистика художественной речи» (1930). С высокой степенью вероятности утверждается, что все вышеуказанные труды написал Бахтин (см. Бахтинский вопрос). В 1930-х гг. преподавал в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена) и в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств. Умер от туберкулёза.
Ермилов Владимир Владимирович
Ермилов Владимир Владимирович
Ерми́лов Влади́мир Влади́мирович (1904–1965), советский критик, литературовед, работник печати. Окончил факультет общественных наук Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1924). Редактор журнала «Молодая гвардия» (1926–1929), главный редактор журнала «Красная новь» (1932–1938) и «Литературной газеты» (1946–1950). Секретарь Российской ассоциации пролетарских писателей (1928–1932). Автор статей о М. Горьком, В. В. Маяковском, А. Г. Малышкине, книг о творчестве А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого. Сталинская премия 2-й степени по литературе (1950).
Фрай Нортроп
Фрай Нортроп
Фрай Но́ртроп (1912–1991), канадский литературовед, историк и теоретик культуры. Разработал научную концепцию эволюции мифа как основополагающей структуры литературного мышления и основанный на ней метод «мифокритической» интерпретации, который применил в ряде монографий; в частности, в главном труде «Анатомия критики» (1957) рассмотрел эволюцию мифа на разных уровнях от зарождения словесного искусства до литературы 20 в.
Парис Гастон
Парис Гастон
Пари́с Гасто́н (1839–1903), французский филолог-медиевист, основоположник романской филологии, член Академии надписей и изящной словесности (1876), Французской академии (1896). В диссертации «Поэтическая история Карла Великого» (1865) предпринял одно из первых исследований средневекового эпоса. Заложил основы научного издания средневековых текстов (издание «Жития Святого Алексия», 1872). Развивал метод культурно-исторической школы: «Поэзия Средневековья» (1885–1895), «Французская средневековая литература. XI–XIV века» (1888), «Поэмы и легенды Средневековья» (1899), «Франсуа Вийон» (1901) и др.
Надеждин Николай Иванович
Надеждин Николай Иванович
Наде́ждин Никола́й Ива́нович (1804–1856), русский литературный критик, журналист, эстетик, этнограф. В 1824 г. окончил Московскую духовную академию. С декабря 1831 г. профессор Московского университета. Дебютировал в печати как поэт и переводчик (1828). С 1831 г. издавал журнал «Телескоп». В 1836 г. за публикацию первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева сослан в Усть-Сысольск (ныне г. Сыктывкар). После возвращения в Санкт-Петербург обратился к занятиям историей, географией, этнографией и фольклористикой. Председатель Отделения этнографии РГО (с 1848). Автор труда «Об этнографическом изучении народности русской» (1847), имевшего большое значение для становления отечественной этнографии. Объектом этнографии считал не культуру, а народы. Выделял три части «народоописательной науки» – «лингвистическую этнографию», «физическую этнографию», «психическую этнографию», что придавало ей статус интегральной дисциплины. Впервые профессионально поставил проблему русской этничности.

Литературно-исторические памятники Средних веков

«Трактат о кошках»
«Трактат о кошках»
«Тракта́т о ко́шках» («Учебник о кошках», ตำราแมว – tamra maeo, tamra maew), общее название тайских рукописей, относящихся к типу самут кхой (สมุดข่อย, раскладывающиеся книги, листы которых изготовлены из коры дерева кхой – Streblus asper) и содержащих иллюстрации и описание разновидностей кошек, известных в Сиаме. Встречается также название «Книга поэм о кошках». Это связано с тем, что в большинстве версий разновидности кошек названы метафорически (например, Золото и алмазы, Тёмный сапфир) и описаны в стихотворной форме. Из-за отсутствия авторских подписей и датировок невозможно точно определить время написания этих книг: обычно их относят к 18 в. или к 19 в. В «Трактате о кошках» в общей сложности упоминается 16 разновидностей кошек, приносящих удачу, а также – 7 разновидностей кошек, приносящих несчастье.
Псковская третья летопись
Псковская третья летопись
Пско́вская тре́тья ле́топись, памятник псковского летописания 16 в. Отражает текст свода 1567 г. Сохранилась в нескольких списках (к 2022 известно 5). Наряду с другими памятниками псковского летописания является важнейшим и уникальным историческим источником по истории не только Пскова и прилежащих территорий, но и Великого княжества Литовского.

Литературные издания

«Библиотека для чтения»
«Библиотека для чтения»
«Библиоте́ка для чте́ния», российский журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. Первый толстый журнал в России. Издавался в Санкт-Петербурге в 1834–1864 гг. ежемесячно, в 1865 г. – два раза в месяц. Основан А. Ф. Смирдиным. Среди редакторов: О. И. Сенковский, Н. И. Греч, А. В. Дружинин, А. Ф. Писемский.
«Ленинград» (журнал)
«Ленинград» (журнал)
«Ленингра́д», иллюстрированный тонкий литературно-художественный журнал, орган Ленинградского отделения Союза писателей СССР. Создан взамен журнала «Резец». Выходил в 1940–1946 гг. два раза в месяц, в блокаду издание не прекращалось. Тираж: 15 тыс. (1943–1944), 25 тыс. (1946) экземпляров. Публиковал рассказы и стихотворения ведущих ленинградских писателей (А. А. Ахматова, О. Ф. Берггольц, М. А. Дудин, А. А. Прокофьев, М. Л. Слонимский, С. Д. Спасский, Н. С. Тихонов, В. С. Шефнер и др.), пародии А. М. Флита и А. А. Хазина («Возвращение Онегина»), переводы иностранной литературы.
«Новая Литература» (журнал)
«Новая Литература» (журнал)
«Но́вая Литерату́ра», российский сетевой литературно-художественный журнал. Основан в 2001 г. Отличается жанровым многообразием, публикует прозу, поэзию, публицистику, критику, пьесы, сценарии, переводы, научные статьи на гуманитарные темы, а также репродукции живописных и графических работ. Для удобства навигации созданы жанровые страницы («Критика», «Малая художественная проза», «Публицистика», «Рассказы», «Сценарии» и др.), где представлены все ссылки сайта по темам. Завести личный блог в журнале может любой желающий, но произведения проходят редакционный отбор. С 2015 г. введена система авторских гонораров. Автор и художник «Новой Литературы» А. В. Николаенко – лауреат премии «Русский Букер» (2017) за роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства» (2016).
«Смехач»
«Смехач»
«Смеха́ч», российский еженедельный иллюстрированный сатирический журнал. Издавался в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в 1924–1928 гг. Издатель – газета «Гудок», с 1928 г. – акционерное издательское общество «Огонёк». Участие в его создании приняли М. Е. Кольцов, В. В. Маяковский, А. И. Безыменский, В. И. Лебедев-Кумач, М. М. Черемных и др. «Смехач» проявлял интерес к рабочей тематике (особенно к жизни железнодорожников), бичевал общественные недостатки (разоблачал воров и спекулянтов, боролся с бюрократией), публиковал сатиру на международные темы. В журнале публиковались: В. Ардов, Н. Н. Асеев, Д. Бедный, М. А. Булгаков, А. Зорич, М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, Ильф и Петров, В. М. Инбер, В. П. Катаев, О. Э. Мандельштам, Ю. К. Олеша, К. И. Чуковский, В. Я. Шишков и др. Рисунки и карикатуры выполняли художники В. Н. Дени, Б. Е. Ефимов, В. И. Козлинский, Кукрыниксы, Н. Э. Радлов и др. В декабре 1928 г. «Смехач» прекратил существование, его сменил журнал «Чудак» (1928–1930).
Die neue Rundschau
Die neue Rundschau
Die neue Rundschau («Новое обозрение»), один из старейших литературных журналов Германии и Европы. Основан в 1890 г. при издательстве S. Fischer Verlag О. Брамом и С. Фишером. Выходил под названиями Freie Bühne für modernes Leben («Свободная сцена современной жизни»; до 1894), Die Neue Deutsche Rundschau («Новое немецкое обозрение»; до 1904). Задумывался как форум для поддержки искусства и литературы натурализма, но с момента появления журнала его охват и направленность значительно расширились. Под руководством О. Би (главный редактор в 1894–1922) стал наиболее значимым немецкоязычным литературным журналом, с которым сотрудничали немецкие и австрийские писатели Т. Манн, Р. Вальзер, А. Дёблин, Г. фон Гофмансталь, Р. Музиль, выдающиеся критики (А. Керр), учёные (Г. Брандес, М. Шелер). В 1944 г. закрыт нацистскими властями, в 1945 г. возобновлён Г. Берман-Фишером. Журнал публикует архивные материалы, произведения современных писателей, статьи по дискуссионным вопросам творчества и искусства в современном мире, литературную критику. Архив журнала оцифрован и доступен по подписке.
«Прожектор» (журнал)
«Прожектор» (журнал)
«Проже́ктор», российский иллюстрированный литературно-художественный и сатирический журнал. Выходил в 1923–1935 гг. при газете «Правда»; до 1927 г. раз в две недели, в 1928–1929 гг. еженедельно; в 1930–1931 гг. выпущено 36 номеров, в 1932 г. – 24, в 1933 г. – 16, в 1934 г. – 12, в 1935 г. – 10. В редколлегию входили Н. И. Бухарин (до 1931), А. К. Воронский (до 1927). В юмористических рассказах и фельетонах (Л. И. Гумилевский, М. М. Зощенко, М. Л. Слонимский, В. Я.  Шишков, М. А. Шолохов) преобладали темы крестьянского и рабочего быта; в баснях и сатирических стихах (Н. Н. Асеев, Д. Бедный, А. И. Безыменский, В. М. Инбер, В. В. Маяковский, М. А. Светлов) высмеивались недостатки отдельных учреждений, многие произведения имели антирелигиозную направленность. В журнале также публиковались политические обозрения, бытовые и публицистические очерки, новости искусства, науки и техники, карикатуры. С журналом сотрудничали художники В. Н. Дени, К. С. Елисеев, Б. Е. Ефимов, В. И. Козлинский, Кукрыниксы, Д. Моор и др.
«Красная нива» (журнал)
«Красная нива» (журнал)
«Кра́сная ни́ва», российский литературно-художественный журнал (1923–1931). В 1923–1930 гг. – еженедельный, с 1930 г. – декадный; приложение к газете «Известия». В редколлегию входили А. В. Луначарский (1923–1930), Ю. М. Стеклов (1923–1925), И. И. Скворцов-Степанов (1925–1928), В. П. Полонский (1926–1930) и др. На страницах журнала публиковалась малая проза М. М. Пришвина, В. Я. Шишкова, Вс. В. Иванова, Б. А. Пильняка, А. Н. Толстого и др.; лирика С. А. Есенина, Э. Г. Багрицкого, А. Ширяевца и др. Изредка печатались крупные произведения: романы «Блистающий мир» (1923) А. Грина, «Приключение дамы из общества» (1923) М. С. Шагинян, «Записки Д’Аршиака» (1929) Л. П. Гроссмана, отрывки из романов Л. М. Леонова «Соть» (1929, № 47), А. Весёлого «Гуляй, Волга» (1930, № 9), а также переводы прозы Р. Роллана, Г. Уэллса, А. Барбюса, О. Генри и др. Изначально журнал проявлял интерес к жизни крестьянства, но с началом коллективизации политика издания изменилась: так, А. З. Лежнев в статье «Литературная молодежь» (1929, № 17) предупреждал Ф. И. Панфёрова и М. А. Шолохова (после выхода «Брусков» и 1-й части «Тихого Дона») об опасности увлечения «крестьянским мироощущением».
«Литературная газета» (1830–1831)
«Литературная газета» (1830–1831)
«Литерату́рная газе́та», русская газета, издававшаяся в Санкт-Петербурге в 1830–1831 гг. Редакторы-издатели – А. А. Дельвиг (по ноябрь 1830), О. М. Сомов. Публиковала произведения Е. А. Баратынского, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, А. С. Пушкина и других, а также переводы произведений Э. Т. А. Гофмана, В. Скотта, Л. Тика.

Направления, стили, жанры в литературе

Научная фантастика (в литературе)
Научная фантастика (в литературе)
Нау́чная фанта́стика, жанр литературы, сформировавшийся в странах Европы, в России и США на протяжении 2-й половины 19 – 1-й трети 20 вв. В широком понимании научная фантастика включает произведения, основанные на рациональных гипотезах в области науки и техники, буквально или метафорически осмысляющие проблемы взаимодействия человека и технологий, науки и природы. В России обозначение «научная фантастика» появилось в 1910-х гг.; в международном контексте распространение получил термин science fiction, который вошёл в употребление в США в 1920-х гг. В современных дискуссиях понятие используется как обозначение историко-литературного феномена, категория дискурса и ниши на рынке литературы.
«Неистовый романтизм»
«Неистовый романтизм»
«Неи́стовый романти́зм», литературное течение во Франции конца 1820-х – начала 1830-х гг., характеризующееся повышенным вниманием к мрачным, пугающим сторонам жизни. Произведениям свойственна экспрессивность языка и отстранённо-циничная манера повествования, подчёркивающая неразрешимые противоречия между романтическими идеалами и реальностью. События разворачиваются преимущественно в городе (кладбище, морг, тюрьма, публичный дом, скотобойня), а персонажами выступают представители маргинальных слоёв общества (проститутки, преступники, бродяги и др.). Среди образцов – повесть «Последний день приговорённого к смерти» (1829) В. Гюго, роман «Мёртвый осел и гильотинированная женщина» (1829) Ж. Жанена.
Готический роман
Готический роман
Готи́ческий рома́н, жанр художественной прозы, сложившийся в английской литературе во 2-й половине 18 в. Характеризуется сложной композицией, атмосферой таинственности и ужаса, топосом «проклятого места» (средневековый готический замок или монастырь, старинный дом и др.), фантастическим сюжетом. Герои нередко оказываются жертвами извращённых страстей и кровавых преступлений. Первый готический роман – «Замок Отранто» (1764) Х. Уолпола. Другие классические образцы жанра: «Старый английский барон» (1777) К. Рив, «Ватек» (1786) У. Бекфорда, «Удольфские тайны» (1794) А. Радклиф, «Монах» (1796) М. Г. Льюиса. Элементы готического романа использовались в дальнейшем писателями романтического (Э. Т. А. Гофман, М. Шелли, Ч. Р. Метьюрин, Э. По), реалистического (сёстры Бронте, Ч. Диккенс), неоромантического (Р. Л. Стивенсон, А. К. Дойл) и других направлений. Готическая тематика широко распространена в массовой культуре.
Скандинавский нуар
Скандинавский нуар
Скандина́вский нуа́р, тип детектива в литературе и кинематографе (также используются термины «скандинавский детектив», «скандинавский триллер»), получивший распространение с 1960-х гг. в странах Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания), Исландии и Финляндии. Произведения, относимые к скандинавскому нуару, отличают: социально-критическая направленность содержания, натуралистичность образов, мрачная и тревожная атмосфера. Сюжет разворачивается преимущественно в современной Скандинавии на фоне суровой северной природы. Главный герой (зачастую женщина) лишён идеализированных черт. Родоначальники скандинавского нуара в литературе – П. Валё и М. Шёвалль. Среди других представителей жанра: Ю. Адлер-Ольсен, Арнальдюр Индридасон, С. Ларссон, Л. Лехтолайнен, Х. Манкелль, Л. Марклунд, Ю Несбё, Рагнар Йонассон, М. Сек, К. Фоссум.
Шумеро-аккадская литература
Шумеро-аккадская литература
Шуме́ро-акка́дская литерату́ра, словесность Древней Месопотамии на шумерском и аккадском языках, зафиксированная на глиняных табличках в 3–1-м тыс. до н. э. До 18 в. до н. э. преобладают литературные тексты на шумерском языке, с 18 в. до н. э. – на аккадском языке. Первые памятники шумерской литературы относятся к 27 в. до н. э.; последние памятники литературы на аккадском языке созданы во 2 в. до н. э. Среди сюжетов шумеро-аккадской литературы: календарные космогонические мифы (нисхождение Инанны в подземный мир и др.), сказания о подвигах героев (Гильгамеш и др.), прения двух сторон о превосходстве (спор Мотыги и Плуга), рассказы о школьной жизни, прославление правителей, плачи по затопленным и разрушенным городам, миф о потопе, царские анналы, «теодицеи».
Натуральная школа
Натуральная школа
Натура́льная шко́ла, в русской литературе – ветвь реализма, существовавшая в 1840–1850-е гг. Преемственно связана с творчеством Н. В. Гоголя, развивала его художественные принципы. Главный идеолог – В. Г. Белинский; представители: ранние И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский и др. Основные жанры: физиологический очерк, роман, повесть. К художественным принципам относятся стремление к документальности, сближению образного и научного сознания, интерес к скрытым причинам поведения человека и к законам функционирования общества. Представители натуральной школы группировались вокруг журналов «Отечественные записки» и «Современник».
Памфлет
Памфлет
Памфле́т, публицистический жанр; небольшое по объёму обличительное сочинение на актуальную социально-политическую тему. Отличается афористичностью, полемичностью, иронией и сарказмом. Термин впервые употреблён в 1344 г. Известные памфлеты: «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1509), «Русский в Париже» Вольтера (1760), «Я обвиняю» Э. Золя (1898); в России – «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева (1836), «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского (1847).
Джатака
Джатака
Джа́така, в буддийской литературе произведение, повествующее о прошлых рождениях Будды Шакьямуни. Наиболее известная литературная обработка на санскрите – «Джатака-мала» Арьяшуры (предположительно 4 в.).

Премии

Премия ЮНЕСКО – Шарджи за развитие арабской культуры
Премия ЮНЕСКО – Шарджи за развитие арабской культуры
Пре́мия ЮНЕСКО – Ша́рджи за разви́тие ара́бской культу́ры, ежегодная международная награда. Учреждена в 1998 г. ЮНЕСКО в сотрудничестве с правительством эмирата Шарджа, вручается с 2001 г. двум победителям за вклад в развитие, распространение и продвижение арабской культуры в мире. Финансируется правительством Шарджи, на 2021 г. сумма приза составляет 60 тыс. долл. США.
Букеровская премия
Букеровская премия
Бу́керовская пре́мия (The Booker Prize), одна из наиболее престижных литературных наград в англоязычном мире. Вручается с 1969 г. Изначально присуждалась автору, проживающему в одной из стран Содружества наций, в Ирландии или Зимбабве; с 2014 г. – за роман, написанный на английском языке, вне зависимости от гражданства автора. До 2002 г. размер премии несколько раз менялся. Изначально – 5 тыс. фунтов (1969– 1978), с 1978 – 10 тыс. и т.д. На данный момент призовой фонд – 50 тыс. фунтов стерлингов; шесть авторов, вошедших в шорт-лист, получают по 2500 фунтов стерлингов каждый. Первоначально спонсировалась британской компанией Booker McConnell Ltd, в 2002–2019 гг. – компанией Man Group; спонсор с 2019 г. – благотворительный фонд Crankstart. Первый финалист – П. Г. Ньюби с романом «За это придётся ответить» («Something to Answer for». 1968). Среди лауреатов: А. Мёрдок (1978), П. Фицджеральд (1979), У. Голдинг (1980), С. Рушди (1981), Исигуро Кадзуо (1989), И. Макьюэн (1998), М. Этвуд (2000, 2019).

Термины

Пастораль
Пастораль
Пастора́ль, термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства 14–18 вв., связанным с пастушеской тематикой. В литературе восходит в античной буколике и средневековой пастурели. Характерные черты пасторали: поэтизация сельской и пастушеской жизни, противопоставление городской распущенности и деревенской простоты и праведности. Основные жанровые формы – эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. В Италии к пасторальной эклоге обращались Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, в Испании – Х. дель Энсина, Г. де ла Вега, в Португалии – Л. ди Камоэнс, во Франции – К. Маро, П. де Ронсар, Р. Белло, в Англии – Э. Спенсер, А. Филипс, А. Поуп, в России – А. П. Сумароков, М. М. Херасков, А. А. Ржевский, И. Ф. Богданович, В. В. Капнист. Пасторальная драма зародилась в Италии в творчестве А. Полициано, Дж. Чинцио, А. де Бекари, Т. Тассо, Дж. Б. Гварини. Пасторальный роман представлен в творчестве Я. Саннадзаро, Х. де Монтемайора, М. де Сервантеса, Лопе де Веги, О. д’Юрфе, Ф. Сидни, Ф. фон Цезена и др. В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди. Основные черты инструментальной пасторали: плавное движение мелодии, зачастую параллельными терциями, ритм сицилианы, бурдон в сопровождении. В изобразительном искусстве пастораль – разновидность жанровой сцены, изображение мирной сельской жизни на фоне идеального ландшафта (Я. Пальма Старший, Джорджоне, Тициан, Я. Бассано, Ф. Бассано Младший и др.).
Шекспировский канон
Шекспировский канон
Шекспи́ровский кано́н, нетерминологическое обозначение корпуса пьес, атрибутированных У. Шекспиру. Сформирован 1-м фолио (1623), содержащим 36 пьес; поддержан 2-м фолио (1632). Предпринятую в 3-м (1664) и 4-м (1685) фолио попытку канонизировать ещё 7 пьес («Перикл», «История Томаса Кромвеля», «Лондонский повеса», «Йоркширская трагедия» и др.) не признали издатели-шекспироведы 18 в. и, начиная с 6-томника А. Поупа (1723–1725), их перестали включать в корпус, относя к шекспировским апокрифам. В конце 20 – начале 21 вв. проблема канона встала вновь, пересекаясь с шекспировским вопросом [«Shakespeare, computers, and the mystery of authorship» (2009); Пешков И. В. «F1, или книга доказательств: теорема Шекспира как лемма авторства» (2015)]. По результатам статистико-стилистических исследований новейшее издание Полного собрания сочинений Шекспира [«The New Oxford Shakespeare: Modern Critical Edition. The Complete Works» (2016); «The New Oxford Shakespeare: Authorship Companion» (2017)] включает 47 пьес, в создании которых участвовало не менее 6 драматургов. Канон в широком понимании – это пьесы, «Сонеты» (1609) и поэмы «Венера и Адонис» (1593) и «Обесчещенная Лукреция» (1594).

Творческие союзы, ассоциации, объединения

«Романское кафе»
«Романское кафе»
«Рома́нское кафе́» (Romanisches Café), кафе в Берлине. Располагалось на 1-м этаже «Второго романского дома» (также «Новый романский дом»), давшего название кафе (выстроен на углу Курфюрстендам и Тауэнцинштрасе в неороманском стиле в 1900–1901 по проекту архитектора Ф. Швехтена, разрушен при бомбардировке в 1943). С 1916 г. кафе – главное место встреч и оживлённых дискуссий литературной и художественной богемы, режиссёров, актёров, киносценаристов, издателей, литературных критиков. Среди писателей-завсегдатаев «Романского кафе» были Э. Ласкер-Шюлер, Г. Бенн, А. Дёблин, Б. Брехт, А. Броннен, Э. Толлер, К. Цукмайер, М. Герман-Найсе, К. Тухольский, Л. Фейхтвангер. В 1927 г. нацисты во время беспорядков на Курфюрстендам ворвались в кафе и устроили погром. Конец собраниям и общению литературно-художественной элиты положил 1933 г., когда многие из её представителей были вынуждены покинуть Германию.
Буккроссинг
Буккроссинг
Буккро́ссинг (англ. bookcrossing), общественное движение, представляющее собой книгообмен между людьми. Возник в 2001 г. в США по инициативе специалиста по интернет-технологиям Р. Хорнбейкера (Ron Hornbaker), создателя сайта http://bookcrossing.com. Получил широкое распространение в США, Европе, России и других странах. Зарегистрировавшись на сайте и присвоив книге специальный номер, участник оставляет её заранее в общественном месте (кафе, парке, вокзале, автобусе), где её забирает кто-то другой. В книгу вкладывается лист с текстом, разъясняющим суть буккроссинга. Бывший обладатель книги получает письмо на e-mail, освещающее её дальнейшую судьбу. Разновидности буккроссинга: «классический» (технология описана выше); через специализированные зоны буккроссинга (уличные библиотеки, арт-объекты, кафе); букрей (bookray) – пересылка книги по почте, по цепочке, от одного участника к другому; букринг (bookring) – пересылка книг по почте с условием финального возвращения к «отпустившему» её буккроссеру.

Персонажи, образы

Баба-яга
Баба-яга
Ба́ба-яга́, персонаж сказок восточных славян, имеющий мифологические корни. В восточнославянской волшебной сказке Баба-яга – старуха, обладающая сверхъестественными способностями и связанная с миром мёртвых. Её характерные черты – старость, дряхлость и уродство, подчёркнутая женская физиологичность. Важный признак Бабы-яги – её одноногость или костяная (реже – железная, деревянная) нога. Постоянные атрибуты Бабы-яги – хлебная лопата, на которой она пытается изжарить героя, печь, а также ступа, в которой она передвигается с помощью песта. Жилище Бабы-яги – тесная избушка, которая стоит на столбах или курьих (козьих, бараньих) ножках или на одной ноге, иногда подпёртая блинами. Функции Бабы-яги в волшебной сказке амбивалентны и зависят от типа сюжета, в котором она действует. Она может выступать в роли противника героя, но может быть его помощницей и дарительницей. В славянских традициях Ягой может называться не только образ волшебной сказки, но и ряд персонажей других фольклорных жанров.
Чёрт
Чёрт
Чёрт, демоническое существо в славянской мифологии, близкое и христианской картине мира, где отождествляется с дьяволом, бесом, и народным мифологическим представлениям, где выступает как родовое понятие для всех демонических персонажей. Облик и поведение чёрта во многом пересекаются с другими славянскими мифологическими персонажами (лешим, водяным, шуликунами и др.), в то же время у него есть и специфические черты. Образ чёрта зависит от жанра фольклорных текстов – в быличке он будет страшным и опасным, в сказке – смешным и нелепым. Чёрт часто упоминается в народной паремиологии, в ритуалах и ритуализованном поведении. Его имя считается запретным по религиозным (позднее этическим и эстетическим) причинам, поэтому для него существует много эвфемизмов.

Направления, стили, жанры в литературе

Научная фантастика (в литературе)
Научная фантастика (в литературе)
Нау́чная фанта́стика, жанр литературы, сформировавшийся в странах Европы, в России и США на протяжении 2-й половины 19 – 1-й трети 20 вв. В широком понимании научная фантастика включает произведения, основанные на рациональных гипотезах в области науки и техники, буквально или метафорически осмысляющие проблемы взаимодействия человека и технологий, науки и природы. В России обозначение «научная фантастика» появилось в 1910-х гг.; в международном контексте распространение получил термин science fiction, который вошёл в употребление в США в 1920-х гг. В современных дискуссиях понятие используется как обозначение историко-литературного феномена, категория дискурса и ниши на рынке литературы.
«Неистовый романтизм»
«Неистовый романтизм»
«Неи́стовый романти́зм», литературное течение во Франции конца 1820-х – начала 1830-х гг., характеризующееся повышенным вниманием к мрачным, пугающим сторонам жизни. Произведениям свойственна экспрессивность языка и отстранённо-циничная манера повествования, подчёркивающая неразрешимые противоречия между романтическими идеалами и реальностью. События разворачиваются преимущественно в городе (кладбище, морг, тюрьма, публичный дом, скотобойня), а персонажами выступают представители маргинальных слоёв общества (проститутки, преступники, бродяги и др.). Среди образцов – повесть «Последний день приговорённого к смерти» (1829) В. Гюго, роман «Мёртвый осел и гильотинированная женщина» (1829) Ж. Жанена.
Готический роман
Готический роман
Готи́ческий рома́н, жанр художественной прозы, сложившийся в английской литературе во 2-й половине 18 в. Характеризуется сложной композицией, атмосферой таинственности и ужаса, топосом «проклятого места» (средневековый готический замок или монастырь, старинный дом и др.), фантастическим сюжетом. Герои нередко оказываются жертвами извращённых страстей и кровавых преступлений. Первый готический роман – «Замок Отранто» (1764) Х. Уолпола. Другие классические образцы жанра: «Старый английский барон» (1777) К. Рив, «Ватек» (1786) У. Бекфорда, «Удольфские тайны» (1794) А. Радклиф, «Монах» (1796) М. Г. Льюиса. Элементы готического романа использовались в дальнейшем писателями романтического (Э. Т. А. Гофман, М. Шелли, Ч. Р. Метьюрин, Э. По), реалистического (сёстры Бронте, Ч. Диккенс), неоромантического (Р. Л. Стивенсон, А. К. Дойл) и других направлений. Готическая тематика широко распространена в массовой культуре.
Скандинавский нуар
Скандинавский нуар
Скандина́вский нуа́р, тип детектива в литературе и кинематографе (также используются термины «скандинавский детектив», «скандинавский триллер»), получивший распространение с 1960-х гг. в странах Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания), Исландии и Финляндии. Произведения, относимые к скандинавскому нуару, отличают: социально-критическая направленность содержания, натуралистичность образов, мрачная и тревожная атмосфера. Сюжет разворачивается преимущественно в современной Скандинавии на фоне суровой северной природы. Главный герой (зачастую женщина) лишён идеализированных черт. Родоначальники скандинавского нуара в литературе – П. Валё и М. Шёвалль. Среди других представителей жанра: Ю. Адлер-Ольсен, Арнальдюр Индридасон, С. Ларссон, Л. Лехтолайнен, Х. Манкелль, Л. Марклунд, Ю Несбё, Рагнар Йонассон, М. Сек, К. Фоссум.
Шумеро-аккадская литература
Шумеро-аккадская литература
Шуме́ро-акка́дская литерату́ра, словесность Древней Месопотамии на шумерском и аккадском языках, зафиксированная на глиняных табличках в 3–1-м тыс. до н. э. До 18 в. до н. э. преобладают литературные тексты на шумерском языке, с 18 в. до н. э. – на аккадском языке. Первые памятники шумерской литературы относятся к 27 в. до н. э.; последние памятники литературы на аккадском языке созданы во 2 в. до н. э. Среди сюжетов шумеро-аккадской литературы: календарные космогонические мифы (нисхождение Инанны в подземный мир и др.), сказания о подвигах героев (Гильгамеш и др.), прения двух сторон о превосходстве (спор Мотыги и Плуга), рассказы о школьной жизни, прославление правителей, плачи по затопленным и разрушенным городам, миф о потопе, царские анналы, «теодицеи».
Натуральная школа
Натуральная школа
Натура́льная шко́ла, в русской литературе – ветвь реализма, существовавшая в 1840–1850-е гг. Преемственно связана с творчеством Н. В. Гоголя, развивала его художественные принципы. Главный идеолог – В. Г. Белинский; представители: ранние И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский и др. Основные жанры: физиологический очерк, роман, повесть. К художественным принципам относятся стремление к документальности, сближению образного и научного сознания, интерес к скрытым причинам поведения человека и к законам функционирования общества. Представители натуральной школы группировались вокруг журналов «Отечественные записки» и «Современник».
Памфлет
Памфлет
Памфле́т, публицистический жанр; небольшое по объёму обличительное сочинение на актуальную социально-политическую тему. Отличается афористичностью, полемичностью, иронией и сарказмом. Термин впервые употреблён в 1344 г. Известные памфлеты: «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (1509), «Русский в Париже» Вольтера (1760), «Я обвиняю» Э. Золя (1898); в России – «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева (1836), «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского (1847).
Джатака
Джатака
Джа́така, в буддийской литературе произведение, повествующее о прошлых рождениях Будды Шакьямуни. Наиболее известная литературная обработка на санскрите – «Джатака-мала» Арьяшуры (предположительно 4 в.).

Издатели

Кончаловский Пётр Петрович (издатель)
Кончаловский Пётр Петрович (издатель)
Кончало́вский Пётр Петро́вич (1839–1904), русский переводчик, издатель. Отец Петра Петровича Кончаловского и Максима Петровича Кончаловского. Родился в Севастополе, жил в Санкт-Петербурге, Москве, Холмогорах и др. Переводил произведения Дж. Свифта, Д. Дефо, Ж.-Ж. Руссо. Работал над изданием иллюстрированных сочинений М. Ю. Лермонтова (1891).
Альд Мануций Старший
Альд Мануций Старший
Альд Ману́ций Ста́рший (около 1450 – 1515), итальянский издатель и типограф, учёный-гуманист. Основатель издательского дома Альдов, издания которого отличались высоким качеством печати и подготовки текста. Издавал греческих авторов (Аристотеля, Платона, Геродота, Плутарха, Аристофана, Феокрита, философов-неоплатоников) и книги на народном языке («Письма» Екатерины Сиенской, «Канцоньере» Ф. Петрарки, «Божественная комедия» Данте). Одно из наиболее значительных изданий – иллюстрированный 170 ксилографиями эзотерический роман-трактат «Гипнеротомахия Полифила» Франческо Колонны (первое издание – декабрь 1499). Ввёл в обращение курсив и удобный для читателя малый формат (ин-октаво); утвердил современную пунктуацию.
Ландгребе Йонатан
Ландгребе Йонатан
Ландгре́бе Йо́натан (Jonathan Landgrebe) (род. 1977), немецкий издатель, экономист, руководитель издательства Suhrkamp Verlag. Внук философа Л. Ландгребе. Учился в Гёттингене, Леоне, Беркли, Мюнхене, получил степень доктора экономических наук, исследовал предпринимательские стратегии на рынке телекоммуникаций. В 1999–2002 гг. стипендиат Фонда немецкой экономики. Участвовал в создании Центра цифровых технологий и менеджмента при Мюнхенском университете имени Людвига и Максимилиана и Техническом университете Мюнхена. С 2007 г. консультант в издательстве Suhrkamp Verlag, в 2008 г. вошёл в совет директоров, с 2015 г.  директор (сменил на этом посту У. Беркевич). Свои задачи Ландгребе видит в продолжении тесного сотрудничества издательства с авторами, публикации малоизвестных писателей, расширении издания документальной, научной и популярной художественной литературы. Большое внимание уделяет переводу и изданию книг французских писателей и учёных-гуманитариев. Член учредительного совета Фонда М. Фриша, попечительского совета Общества Гёте.
Ровольт Эрнст
Ровольт Эрнст
Ро́вольт Эрнст (Ernst Rowohlt) (1887–1960), немецкий издатель. Работал волонтёром в печатне музыкального издательства Breitkopf & Härtel в Лейпциге, затем в книжных магазинах и библиотеках Мюнхена и Парижа. В 1908 г. основал издательство Rowohlt Verlag в Лейпциге. Пошёл добровольцем на фронт Первой мировой войны 1914–1918 гг. Во время нацизма (с 1937 член Национал-социалистической немецкой рабочей партии) сотрудничал с авторами и редакторами еврейского происхождения, из-за чего был лишён права профессиональной деятельности. В 1938 г. бежал с семьёй в Бразилию к родственникам жены, оставив издательство на старшего сына – Г. М. Ледиг-Ровольта . В начале 1940-х гг. вернулся в Германию, служил в армии в чине капитана (в 1943 уволен в связи с неблагонадёжностью). После окончания Второй мировой войны 1941–1945 гг. возобновил издательскую деятельность в Гамбурге. С 1954 г. соучредитель и президент Общества К. Гамсуна (Knut Hamsun Gesellschaft).
Ландауэр Вальтер
Ландауэр Вальтер
Ланда́уэр Ва́льтер (Walter Landauer) (1902–1944), немецкий издатель. Учился во Франкфурте-на-Майне вместе с Г. Кестеном, работал редактором в издательстве Gustav-Kiepenheuer-Verlag. В 1933 г. покинул Германию, работал в издательствах Австрии и Швейцарии. В 1933–1940 гг. в Амстердаме возглавлял немецкий отдел издательства Allert de Lange, которое было закрыто в связи с немецкой оккупацией Нидерландов. Ландауэр скрывался от оккупационных властей, в 1943 г. арестован и депортирован. Умер от голода в концентрационном лагере Берген-Бельзен.
Ледиг-Ровольт Генрих Мария
Ледиг-Ровольт Генрих Мария
Ле́диг-Ро́вольт Ге́нрих Мари́я (Heinrich Maria Ledig-Rowohlt) (1908–1992), немецкий издатель, переводчик. Внебрачный сын книгоиздателя Э. Ровольта. С 1931 г. работал в издательстве отца Rowohlt Verlag. Во Второй мировой войне 1941–1945 гг. получил тяжёлое ранение (1942). В 1940-х гг. разрабатывал способы удешевления книгоиздания; проходил стажировку в США, где заимствовал американский формат карманной книги (pocket book). Заручившись согласием отца, с 1950 г. начал массовое издание книг, напечатанных на ротаторе (за полтора года Rowohlt Verlag выпустило 50 наименований общим тиражом 2,8 млн экземпляров). Удешевил книжную продукцию за счёт ускорения процесса издания, клеевого переплёта, размещения рекламной страницы в книге. Другие немецкие издательства, в т. ч. S. Fischer Verlag, последовали его примеру. С 1960 г., после смерти отца, управлял издательством. Переводил на немецкий язык стихотворения Дж. Апдайка, пьесы Г. Пинтера, редактировал чужие переводы. В 1992 г. его вдова основала Фонд Г. М. Ледига-Ровольта. В том же году учреждена ежегодная премия за художественный перевод его имени.
Клостерман Витторио Эккард
Клостерман Витторио Эккард
Кло́стерман Витто́рио Э́ккард (Vittorio Eckard Klostermann) (род. 1950), немецкий книгоиздатель. Глава издательства Verlag Vittorio Klostermann (совместно с братом Михаэлем с 1976 г., единолично – с 1992 г.), основанного его отцом в 1930 г. Издательство специализируется на публикации трудов по философии, истории права, литературоведению (преимущественно работ о творчестве Т. Манна). Одно из важнейших изданий – полное собрание сочинений М. Хайдеггера. В настоящее время издательство работает над выпуском собрания сочинений Л. Витгенштейна. В. Э. Клостерман – основатель «Литературного дома Франкфурта-на-Майне» (Literaturhaus Frankfurt am Mein, 1989). Входил в состав правления Немецкого философского общества, Биржевого союза немецкой книжной торговли. В 2019 г. издательство удостоено почётной награды Немецкого издательского дома. Архив переписки издательства с авторами, среди которых М. Хайдеггер, Э. Юнгер, с 2002 г. находится в Немецком литературном архиве в Марбахе. В. Э. Клостерман известен как убеждённый противник изменений законопроектов об авторском праве в Германии, считая их серьёзной угрозой издательскому делу.
Вольфф Курт
Вольфф Курт
Вольфф Курт (Kurt Wolff) (1887–1963). Немецкий издатель. В 1910–1912 гг. совладелец издательства «Rowohlt Verlag» в Лейпциге. Там же в 1913 г. основал издательство «Kurt Wolff Verlag» (с 1919 в Мюнхене), ставшее в 1910-е гг. форумом немецкоязычного литературного авангарда. Издавал сочинения Ф. Кафки, В. Газенклевера, Г. Тракля. В книжной серии «Der jüngste Tag» («Судный день», 1913–1921), созданной в сотрудничестве с Ф. Верфелем и М. Бродом в 86 книгах, печатались произведения писателей-авангардистов, в т. ч. экспрессионистского направления: И. Голля, Ф. Юнга, Г. Бенна, Э. Толлера и др. Основал дочерние издательства «Karl Kraus», «Der Neue Geist Verlag», «Pantheon Casa Editrice S.A.», издавал поэтический журнал «Arkadia», альманах «Das Bunte Buch» («Пёстрая книга»). К началу 1930-х гг. закрыл все предприятия, жил в Италии и Англии. В 1938 г. эмигрировал во Францию, затем в США, где открыл издательство «Pantheon Books». В 1958 г. вернулся в Европу. Популяризировал на Западе роман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, с которым состоял в переписке в 1958–1960 гг. В Германии учреждены фонд (2000) и премия Курта Вольффа (2001).