Клингеман Август
Кли́нгеман А́вгуст, Эрнст Август Фридрих Клингеман (Ernst August Friedrich Klingemann) (31.8.1777, Брауншвайг – 25.1.1831, там же), немецкий писатель, театральный деятель, издатель.
Сын переписчика. С ранней юности интересовался театром. Значительным побуждением к творчеству стала пьеса Ф. Шиллера «Лагерь Валленштейна» («Wallensteins Lager», 1800), на премьере которой Клингеман присутствовал в 1798 г. в Придворном театре в Веймаре. В том же году окончил «Коллегиум Каролинум» в Брауншвайге; затем в Йенском университете изучал юриспруденцию и философию, слушал лекции И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, А. В. Шлегеля. Сблизился с К. Брентано и совместно с ним в 1800 г. издавал журнал Memnon, созданный с ориентацией на журнал братьев Шлегель Athenaeum.
В 1801 г., не окончив учёбы, вернулся в Брауншвайг. В качестве сотрудника Zeitung für die elegante Welt («Газета для элегантного мира») много путешествовал по городам Германии, изучал средневековую архитектуру, писал о театре. В 1806–1810 гг. регистратор в Медицинской коллегии.
В 1810 г. женился на Элизе Аншюц (1785–1862), актрисе передвижного театра «Общество Вальтера», основанного Ф. Вальтером в Ганновере. Клингеман принял деятельное участие в жизни «Общества»: стал его главным режиссёром (до 1814) и содиректором (до 1818). В 1818 г. на основе «Общества Вальтера» инициировал создание Брауншвайгского национального театра. С перерывами Клингеман до конца жизни стоял во главе театра, обеспечивая разнообразный репертуар (ставились пьесы Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Г. фон Клейста, Ф. Грильпарцера, П. Кальдерона, Дж. Россини). В 1829 г. под его руководством в театре состоялась премьера первой части трагедии Гёте «Фауст» («Faust», издана в 1808). Тщательно изучив опыт немецкоязычных сцен (с 1817 посещал театры в Вене, Берлине, Гамбурге, Веймаре и других городах), Клингеман издал 3-томный путевой дневник «Искусство и природа» («Kunst und Natur», 1819, 1821, 1828), в котором отразил свои взгляды на искусство и театр, в частности стремление к синтезу искусств, к превращению театра в художественный «макрокосм».
Литературное творчество писателя представлено романами и драмами, в которых он обращался к временам Средневековья. Первый роман «Вильдграф Экарт фон дер Вёльпе» («Wildgraf Eckart von der Wölpe», 1795), написанный под влиянием драмы Гёте «Гёц фон Берлихинген с железной рукой» («Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand», 1773), основан на средневековой рыцарской легенде и представляет собой роман в диалогах.
Размышления о собственных творческих возможностях и пути художника, тесное общение с йенскими романтиками, а также впечатление от романа Л. Тика «Странствования Франца Штернбальда» («Franz Sternbald’s Wanderungen», 1798) побудили Клингемана обратиться к жанру «романа о художнике». Герои произведений писателя, имена которых вынесены в названия – «Романо» («Romano», издан в двух томах в 1800 и 1801) и «Альбано, лютнист» («Albano, der Lautenspieler», 1802), – странствующие артистические натуры, итальянцы, отправляющиеся в путь в поисках творческого идеала и самопознания. «Романо» повествует об испытаниях и приключениях юного живописца, который путешествует из Неаполя в Германию, чтобы увидеть шедевры А. Дюрера. Повествование ведётся от первого лица, однако изобилует авторскими обращениями к читателю, рассуждениями об эстетике и различных видах искусств, которым предаётся как главный герой, так и встречающиеся ему на пути собеседники. Произведение содержит аллюзии на сочинения немецких писателей (Тика, Гёте, Жан Поля и др.) и размышления о жанре романа, к чему также отсылает название. Клингеман видел особое значение этого жанра в его возможности приподняться над действительностью, не теряя при этом тесной связи с нею, а задачу своего романа – в способности «представить жизнь в высоком смысле» (Romano. 2015. S. 24). Писатель стремился сблизить науку и искусство, а также различные роды литературы: в «Романо» нередко присутствуют как поэтические вставки, так и драматургические сцены. Он обратился к эстетике фрагмента как способу достижения целостности и создания «универсальной поэзии». Идеи Клингемана созвучны идеям его современников, на что указывают и взятые в качестве эпиграфа строки из «Люцинды» («Lucinde», 1799) Ф. Шлегеля, и стихотворное посвящение К. Брентано, который в то же время работал над романом «Годви» («Godwi», 1800).
В 1804 г. под псевдонимом Бонавентура был опубликован роман «Ночные бдения» («Nachtwachen. Von Bonaventura», русский перевод 1990, впоследствии переиздавался под названием «Ночные бдения Бонавентуры»), проблема атрибуции которого стала предметом многолетней дискуссии: среди возможных авторов называли Ф. Шеллинга, Э. Т. А. Гофмана, К. Брентано, К. Ф. Г. Ветцеля и др. Вопрос об авторстве решился только в 1987 г., когда в Голландии библиотекарь Р. Хаг обнаружила рукописную автобиографию Клингемана с перечнем написанных им произведений, который включал «Ночные бдения». Роман пронизан скептическими размышлениями о недостижимости свободы и смысла в мире, а реальность мыслится как театр марионеток, управляемый мистическими тёмными силами. Фрагментарность организации произведения подчёркивает хаотичность мира: роман состоит из 16 эпизодов – «бдений», рассказываемых ночным сторожем Кройцгангом, образ которого построен на противоборстве добра и зла и дьявольских сил. Герой-рассказчик становится свидетелем мрачных и гротескных сцен человеческой жизни, когда в ночные часы в обыденности проступает потустороннее. Лейтмотив романа – метафора «мир – театр», получившая интерпретацию трагического и бессмысленного карнавала, игры масок, фарса. Роман включает многочисленные аллюзии на трагедии У. Шекспира, на мифологические образы, а также на философские положения и идеалы йенских романтиков, состоятельность которых саркастически опровергается.
Драматургии Клингемана, получившей значительную известность, свойственны яркие контрасты, театральные эффекты, эстетика «ужасного». Одна из первых пьес, «Тщеславие» («Selbstgefühl», 1800), написана под воздействием трагедии Шиллера «Коварство и любовь» («Kabale und Liebe», 1784). В дальнейшем Клингеман написал целый ряд пьес об исторических личностях («Мартин Лютер», «Martin Lüther», 1806; «Колумб», «Columbus», 1808), библейских образах («Моисей», «Moses», 1812), литературных персонажах («Дон Кихот и Санчо Панса», «Don Quixote und Sancho Pansa», 1815; «Агасфер», «Ahasver», 1827). В пятиактной трагедии «Фауст» («Faust», поставлена в 1812, опубликована в 1815, русский перевод 1830) Клингеман стремился воссоздать старинный сюжет об учёном-чернокнижнике и мистическое мироощущение Средневековья, приглушённое, на взгляд драматурга, позднейшими просветительскими произведениями о Фаусте. Диалоги пьесы в высшей степени экспрессивны, ремарки детально передают аллегории и символы пьесы (скелет, цепь, адское пламя), создавая тёмный «готический» колорит. В финале пьесы Фауст низвергается в преисподнюю.
Пятиактная пьеса «Лаццарони, или Нищий из Неаполя» («Der Lazzaroni oder Der Bettler von Neapel», 1805) имела большой сценический успех у современников благодаря сюжетной интриге, мотивам прощения, торжества любви и семейных тайн, которые раскрываются в финале пьесы. Любовь нищего и дочери графа проходит все испытания и вознаграждается, а герой узнаёт о своём благородном происхождении. Пьеса с переодеваниями, романсами под гитару, великодушными нищими, тайными и судьбоносными встречами у грота отличается также динамичным, захватывающим действием, неожиданной развязкой и выразительными диалогами. Одноактная комедия «Вдова Эфеса» («Die Witwe von Ephesus», 1818) написана на сюжет, восходящий к Античности.
В 2018 г. издана переписка Клингемана, раскрывающая его насыщенную литературную и театральную жизнь. Среди адресатов: Гёте, Шиллер, Брентано, Тик, а также режиссёры, актёры, издатели.