Курц Изольда
Курц Изо́льда, Изольда Мария Клара Курц (Isolde Maria Clara Kurz) (21.12.1853, Штутгарт – 5.4.1944, Тюбинген), немецкая писательница, переводчица.
Отец – писатель и историк литературы Герман Курц (1813–1873). С 1863 г. жила в Тюбингене. Воспитывалась в духе атеизма и либерализма. Получила основательное домашнее образование, знала латинский, древнегреческий, английский, итальянский, французский и русский языки.
В 14 лет перевела для книжной серии «Сокровища новелл других стран» («Novellenschatz des Auslandes»), которую издавал Г. Курц вместе с П. Хейзе, произведения Стендаля и Ж. А. де Гобино. В 1873 г. помогала Хейзе подготовить к печати первое собрание сочинений своего отца (1874). В 1876 г. переехала в Мюнхен, где зарабатывала на жизнь уроками иностранных языков и переводами (И. Ньево, Дж. Верга, К. Хиллебранд).
С 1877 г. жила во Флоренции; изучала культуру итальянского Возрождения, познакомилась со многими художниками и интеллектуалами (А. фон Хильдебранд, Х. фон Маре, А. Бёклин, Я. Буркхардт). В 1912 г. вернулась в Мюнхен.
Первую книгу – сборник «Стихи» («Gedichte»,1880) – отличает меланхолическая тональность; детские впечатления переплетены с мотивами любви, смерти, красоты природы. Отдельные произведения окрашены комически: так, в стихотворении «Страшный суд» («Weltgericht») сотворение мира Богом осмысляется как неудачный проект и подвергается критике.
Успехом у читателей пользовался сборник «Флорентийские новеллы» («Florentiner Novellen», 1890), состоящий из четырёх исторических новелл, посвящённых расцвету и упадку Флоренции в эпоху Возрождения. В новелле «Гуманисты» («Die Humanisten», рус. пер. 1913) поднята тема фанатичного служения идее: главный герой, флорентийский учёный, доверенное лицо Лоренцо Медичи и страстный коллекционер древних рукописей, готов выдать дочь замуж за варвара-германца, обещавшего ему взамен античный манускрипт. В «Свадьбе мертвецов» («Die Vermählung der Toten») на примере архитектурных преобразований города, в котором феодальные родовые башни всё больше уступают место палаццо, показаны социальные перемены: восхождение богатых горожан и утрата власти дворянством. Закат Флоренции как столицы итальянского Возрождения составляет исторический фон в новеллах «Святой Себастьян» («Der heilige Sebastian») – о конфликте между Лоренцо Медичи, тонким знатоком искусства, и отвергающим роскошь Дж. Савонаролой, и «В год чумы» («Anno Pestis») – о героине, которая, желая отомстить, заражает чумой опозорившего её мужчину.
Итальянской тематике посвящены и другие сочинения Курц: прозаический сборник «Итальянские рассказы» («Italienische Erzählungen», 1895), в котором описана маргинальная среда Тосканы; исторический роман «Ночи Фонди. История эпохи чинквеченто» («Nächte von Fondi. Eine Geschichte aus dem Cinquecento», 1922) о несчастной любви кардинала Ипполито Медичи к овдовевшей аристократке Джулии Гонзага; цикл из пяти новелл «Ночь в Гобеленовом зале. Приключения путника» («Die Nacht im Teppichsaal. Erlebnisse eines Wanderers», 1933) о трагической судьбе поэтессы Г. Стампа и других известных итальянок.
Положению женщины в обществе – одной из главных тем в творчестве Курц – посвящён роман воспитания «Ванадис. Судьба одной женщины» («Vanadis. Der Schicksalsweg einer Frau», 1931). В основе сюжета – жизнь девушки из образованной буржуазной семьи во 2-й половине 19 в., которая хочет добиться признания своих достоинств и талантов в «мужском» мире. Писательница подвергала резкой критике недостаток образования у женщин, однако не поддерживала феминистическое движение. Вместо выдвижения социально-политических требований, которые, по её мнению, ведут к соперничеству между полами, она культивировала идею особой роли женщины – хранительницы духовных сокровищ.
Значительное место в литературном наследии Курц занимают произведения биографического характера: книги «Герман Курц: биографический очерк» («Hermann Kurz: ein Beitrag zu seiner Lebensgeschichte», 1906) о жизни отца, «Моя Мать» («Meine Mutter», 1926), которая, помимо сведений о матери, Марии Курц, включает сочинённые ею стихи и рассказы. Во «Флорентийских воспоминаниях» («Florentinische Erinnerungen», 1910) представлены литературные портреты двух старших братьев писательницы. Немецкому филологу Эрнсту Фридриху фон Молю (1849–1929), другу Курц, посвящено сочинение «Гений любви» («Ein Genie der Liebe», 1929), памяти А. фон Хильдебранда – «Мастер Сан-Франческо. Книга дружбы» («Der Meister von San Francesco. Ein Buch der Freundschaft», 1931). Историю своей юности до отъезда во Флоренцию Курц изложила в книге «Из страны моей юности» («Aus meinem Jugendland», 1918), включающей также выразительный портрет её семьи. Мемуары «Паломничество в недостижимое» («Pilgerfahrt nach dem Unerreichlichen», 1938) стали для пожилой писательницы подведением итогов жизни и творчества.
Другие произведения: путевые заметки «Путешествие по Элладе» («Wandertage in Hellas», 1913), отразившие впечатления Курц от поездки в Грецию в 1912 г.; поэтический сборник «Меч из ножен» («Schwert aus der Scheide», 1916; одноимённое стихотворение из него вошло в школьные хрестоматии в нацистской Германии); романы «Деспот» («Der Despot», 1925) и «Калибан» («Caliban», 1925), посвящённые теме художника и толпы.
Результатом научных изысканий Курц стала монография «Город жизни. Рассказы из истории флорентийского Ренессанса» («Die Stadt des Lebens. Schilderungen aus der Florentinischen Renaissance», 1902), в центре внимания которой Флоренция в период правления Лоренцо Медичи.
Первая женщина в Германии, получившая почётную степень доктора наук (присуждена Тюбингенским университетом в 1913). Член Прусской академии художеств (1933–1944).
Награждена медалью Гёте «За достижения в области искусства и науки» (1943).