Авторские музыкальные сочинения

Термины теории музыки

B-A-C-H
B-A-C-H
B-A-C-H, музыкальный мотив, образующийся из последовательности звуков b, a, c, h, что складывается в фамилию Bach (Бах). Использовался многими композиторами 19–20 вв., среди них Р. Шуман, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков, М. Регер, Ф. Бузони, А. Шёнберг, Ф. Пуленк, А. фон Веберн, Л. Даллапиккола, А. Пярт, А. Г. Шнитке. Музыковеды находят мотив B-A-C-H и в сочинениях самого И. С. Баха, например в последней (неоконченной тройной) фуге из «Искусства фуги» BWV 1080. Однако неизвестно, был ли «авторский» мотив осознан и маркирован композитором как таковой (особенно в сочинениях, где мотив, как утверждают музыковеды, «транспонирован»), или сходство случайно.
D-S-C-H
D-S-C-H
D-S-C-H, музыкальный мотив, состоящий из звуков d, s (читается как es), c, h. Использовался Д. Д. Шостаковичем в качестве монограммы, состоящей из его собственных инициалов в немецкой транслитерации (D. Sch[ostakowitsch]), в Сонате № 2 для фортепиано си минор, Симфонии № 8 до минор, Симфонии № 10 ми минор, Концерте № 1 для скрипки ля минор, Концерте № 1 для виолончели ми-бемоль мажор, Струнном квартете № 8 до минор, Фуге № 15 ре-бемоль мажор и других сочинениях. Эта монограмма встречается также в сочинениях Б. Бриттена, Э. В. Денисова, Р. Стивенсона, Л. Ферреро, А. Г. Шнитке.

Оперы русских композиторов

«Декабристы» (Золотарёв)
«Декабристы» (Золотарёв)
«Декабри́сты», опера В. А. Золотарёва в 4 действиях, 6 картинах. Либретто В. А. Ясиновского. Впервые поставлена 26 декабря 1925 г. в московском Большом театре. Режиссёр А. П. Петровский, балетмейстер Л. А. Лащилин, художники М. А. Петровский, М. М. Сапегин и Н. А. Меньшутин, дирижёр М. М. Ипполитов-Иванов. Концертное исполнение 2-й редакции (под названием «Кондратий Рылеев», в 4 действиях, с прологом и эпилогом) состоялось 28 августа 1957 г. в Центральном доме композиторов (Москва) силами Ансамбля советской оперы Всероссийского театрального общества. Режиссёр В. Г. Чуков, дирижёр М. С. Пазовский, партия фортепиано – В. И. Розанов. Опера посвящена поэту К. Ф. Рылееву и восстанию декабристов.
«Оле из Нордланда»
«Оле из Нордланда»
«О́ле из Но́рдланда», опера М. М. Ипполитова-Иванова в 4 действиях. Либретто автора по повести М. Ерсена. Впервые поставлена 8(21) ноября 1916 г. в московском Большом театре. Режиссёр П. С. Оленин, балетмейстер А. А. Горский, художник Ф. А. Лавдовский, дирижёр Ипполитов-Иванов. Клавир опубликован в 1915 г. издательством «П. Юргенсон». Действие происходит в Норвегии. Герда собирается замуж за рыбака Оле, но накануне свадьбы его убивает соперник.

Музыкальные произведения эпохи классицизма

«Üb’ immer Treu und Redlichkeit»
«Üb’ immer Treu und Redlichkeit»
«Üb’ immer Treu und Redlichkeit» («Будь всегда верен и честен»), немецкая песня. Текст – стихотворение Л. Гёльти «Старый крестьянин своему сыну» («Der alte Landmann an seinen Sohn», 1776; название песни – по начальной строке). Впервые опубликована под названием «К твёрдости» («An die Stärke») в сборнике «Масонские песни с мелодиями» («Freymaurer Lieder mit Melodien», 1793), изданном немецким актёром, певцом и поэтом Й. М. Бёхаймом (1748–1811). Музыка была заимствована из оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта [ария Папагено «Мне надо непременно девчонку в жёны взять» («Ein Mädchen oder Weibchen») из 2-го действия]. С 1797 г. мелодию песни наряду с хоралом «Да хвалится Господь, всесильной Славы Царь» («Lobe den Herren, den mächtigen König der Ehren») каждый час играл карильон Гарнизонной церкви в Потсдаме (разрушена в 1945 в результате бомбардировки). В 1991 г. в Потсдаме на площади Плантаже была установлена копия старого карильона, и традиция исполнения песни «Üb’ immer Treu und Redlichkeit» возродилась.
Реквием О. А. Козловского
Реквием О. А. Козловского
Реквием О. А. Козловского. На смерть последнего польского короля Станислава Августа Понятовского русский композитор польского происхождения О. А. Козловский написал Реквием. Впервые он был исполнен 22 февраля (5 марта) 1798 г. на церемонии перенесения тела короля в католический собор Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. 25 февраля (8 марта) Реквием был исполнен ещё раз на церемонии погребения; именно эта дата значится на титульных листах первых изданий партитуры и клавира. В исполнении участвовали музыканты Придворной певческой капеллы, а также роговой оркестр. Известны имена певцов-солистов: это басы Стефано Мандини и Санти Ненчини, тенор Паоло Мандини, кастраты Анджело Тестори (альт) и Кристоф Арнабольди (Комаскино; сопрано). Дирижировал автор.