Авторские музыкальные сочинения

Авторские музыкальные сочинения

Термины теории музыки

Термины теории музыки
Кафедра (инструментоведение)
Кафедра (инструментоведение)
Ка́федра, часть конструкции органа, включающая механизмы управления инструментом. На кафедре расположены клавиатуры для рук (мануалы) и ног (педаль), рукояти включения регистров и другие устройства (педали швеллера, зетцер и т. п. – в зависимости от конструкции конкретного органа). Чаще всего располагается по центру фасада (органист может сидеть как лицом, так и спиной к публике), однако может находиться и сбоку (как, например, в органном зале Государственной филармонии Костромской области). В органах 20–21 вв. кафедра может быть подвижной и размещаться на любой точке сцены (органы Концертного зала имени П. И. Чайковского, Тверской филармонии). В некоторых случаях с одной кафедры могут управляться 2 органа (органы кафедральных соборов Калининграда, Севильи).
Музыка

«Üb’ immer Treu und Redlichkeit»

«Üb’ immer Treu und Redlichkeit»
«Üb’ immer Treu und Redlichkeit» («Будь всегда верен и честен»), немецкая песня. Текст – стихотворение Л. Гёльти «Старый крестьянин своему сыну» («Der alte Landmann an seinen Sohn», 1776; название песни – по начальной строке). Впервые опубликована под названием «К твёрдости» («An die Stärke») в сборнике «Масонские песни с мелодиями» («Freymaurer Lieder mit Melodien», 1793), изданном немецким актёром, певцом и поэтом Й. М. Бёхаймом (1748–1811). Музыка была заимствована из оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта [ария Папагено «Мне надо непременно девчонку в жёны взять» («Ein Mädchen oder Weibchen») из 2-го действия]. С 1797 г. мелодию песни наряду с хоралом «Да хвалится Господь, всесильной Славы Царь» («Lobe den Herren, den mächtigen König der Ehren») каждый час играл карильон Гарнизонной церкви в Потсдаме (разрушена в 1945 в результате бомбардировки). В 1991 г. в Потсдаме на площади Плантаже была установлена копия старого карильона, и традиция исполнения песни «Üb’ immer Treu und Redlichkeit» возродилась.

Музыкальные произведения эпохи романтизма

Музыкальные произведения эпохи романтизма

Русская (светская) музыка: 19 век – начало 20 века

Русская (светская) музыка: 19 век – начало 20 века

Зарубежная современная музыка: 20–21 вв.

Зарубежная современная музыка: 20–21 вв.

«Воццек». Краткое содержание оперы

«Воццек». Краткое содержание оперы
«Воццек». Краткое содержание. «Воццек» (нем. «Wozzeck»), опера А. Берга в 3 действиях, 15 картинах. Либретто автора по незавершённой драме Г. Бюхнера «Войцек» («Woyzeck», 1836) в редакции К. Э. Францоза (1879), позднее переработанной П. Ландау (1909).
Музыка

«Уцелевший из Варшавы»

«Уцелевший из Варшавы»
«Уцеле́вший из Варша́вы», кантата А. Шёнберга для чтеца, мужского хора и оркестра ор. 46. Либретто композитора на основе свидетельств о жизни Варшавского гетто во время Второй мировой войны. Кантата написана по заказу Фонда С. А. Кусевицкого. Впервые исполнена 4 ноября 1948 г. в Альбукерке (штат Нью-Мексико, США) под управлением К. Фредерикка, чтец – Ш. Смит.
Музыка

B-A-C-H

B-A-C-H
B-A-C-H, музыкальный мотив, образующийся из последовательности звуков b, a, c, h, что складывается в фамилию Bach (Бах). Использовался многими композиторами 19–20 вв., среди них Р. Шуман, Ф. Лист, Н. А. Римский-Корсаков, М. Регер, Ф. Бузони, А. Шёнберг, Ф. Пуленк, А. фон Веберн, Л. Даллапиккола, А. Пярт, А. Г. Шнитке. Музыковеды находят мотив B-A-C-H и в сочинениях самого И. С. Баха, например в последней (неоконченной тройной) фуге из «Искусства фуги» BWV 1080. Однако неизвестно, был ли «авторский» мотив осознан и маркирован композитором как таковой (особенно в сочинениях, где мотив, как утверждают музыковеды, «транспонирован»), или сходство случайно.
Музыка