Сальников Алексей Борисович
Са́льников Алексе́й Бори́сович (род. 7.8.1978, Тарту, Эстонская ССР, ныне Эстония), русский писатель.
Мать – повар, отец – автоводитель. С 1984 г. жил в посёлке Горноуральском (Свердловская область), с 2002 г. – в Нижнем Тагиле. По окончании школы работал автослесарем, оператором котельной, сторожем. Ученик поэта Е. В. Туренко. В течение 2004 г. учился на на кафедре Истории театра и литературы Екатеринбургского театрального института. С 2004 г. живёт в Екатеринбурге.
В 2002 г. в журнале «Уральская новь» состоялась первая публикация – подборка стихотворений «В чёрном зеркале окна». В 2003–2005 гг. печатался в альманахе «Вавилон», «Литературной газете», журналах «Уральская новь» и «Урал». Для поэтической манеры Сальникова 2000-х гг. характерны визуальность, предметность, приёмы метареализма, сюрреалистическая образность, языковая игра («Стихотворения», 2004; «Людилошади», 2006).
В поэтическом сборнике «Дневник снеговика» (Нью-Йорк, 2013) ощущается влияние И. А. Бродского – отстранённая, эпическая интонация, анжамбманы, использование тропов и языковой игры, интертекстуальность, предметность, постромантическая мизантропия. Однако эти узнаваемые приёмы становятся основой для индивидуальной авторской манеры Сальникова. Литературный критик Л. Н. Оборин в рецензии на поэтический сборник «Кот, лошадь, трамвай, медведь» (2019) писал: «Стихи Сальникова сами задают скорость чтения – и лексическими, и ритмическими средствами. У Сальникова есть время на то, чтобы описывать мелочи. Здесь постоянно медленно идёт снег – и заставляет на себя смотреть. Эти стихи не очень сложны, но умеют навязать медленное чтение» (Оборин. 2019).
С 2010-х гг. пишет прозу. В романе «Нижний Тагил» (Издательство Уральского университета, 2011; не окончен) проявились основные особенности прозаического стиля автора: детализированное описание быта, приёмы литературного абсурда, гротеска, фантастического допущения, чёрный юмор, яркие метафоры. В 2015 г. опубликован дебютный роман «Отдел» (Волга. 2015. № 7/8. С. 3–165) о космических пришельцах.
Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» (2018; шорт-лист премии «Большая книга», 2017; премия «Национальный бестселлер», 2018; приз критического сообщества премии «НОС», 2017), раскрывающий тайны семейства Петровых – автослесаря, его жены – библиотекаря и их сына, принёс писателю широкую известность. «На каждом шагу он выбивает у читателя почву из-под ног, расшатывает натренированный многолетним чтением "нормальных" книг вестибулярный аппарат. Все случайные знаки, встреченные Петровыми в их болезненном полубреду, собираются в стройную конструкцию без единой лишней детали. Из всех щелей начинает сочиться такая развесёлая хтонь и инфернальная жуть, что Мамлеев с Горчевым дружно пускаются в пляс, а Гоголь с Булгаковым аплодируют.» (Юзефович. 2017).
В 2019 г. опубликован роман «Опосредованно» (шорт-лист «Большой книги», лонг-лист премий «НОС» и «Ясная Поляна»; все в 2019). Местом действия романа становится альтернативная реальность, в которой люди испытывают наркотическую зависимость от стихов.
В том же году по мотивам романа «Петровы в гриппе и вокруг него» был поставлен одноимённый спектакль в Центре современной драматургии (Екатеринбург, режиссёр А. В. Бутаков). В 2020 г. состоялась премьера ещё одного спектакля под тем же названием в «Гоголь-Центре» (режиссёр А. П. Фёдоров).