Балль Хуго
Балль Ху́го (Hugo Ball) (22.2.1886, Пирмазенс, Германия – 14.9.1927, Сант-Аббондио, Швейцария), немецкий поэт, драматург, публицист, основатель и теоретик дадаизма.
Воспитывался в католической буржуазной семье. После окончания гимназии c 1906 по 1910 гг. изучал германистику, историю и философию в Мюнхенском и Гейдельбергском университетах. Подготовил диссертацию о Ф. Ницше, однако к защите её не представил. В 1910 г. переехал в Берлин и посвятил жизнь занятиям театром. В Берлине изучал режиссуру в актёрской школе М. Рейнхардта. Первая публикация – трагикомедия «Нос Микеланджело» («Die Nase des Michelangelo», 1911).
В 1911–1912 гг. служил заведующим литературно-драматической частью в Плауэнском городском театре, в 1912–1914 гг. в Мюнхенском камерном театре, где сотрудничал с В. В. Кандинским. В 1912 г. поставил драму Ф. Ведекинда «Франциска». В Мюнхене познакомился с актрисой кабаре Эмми Хеннингс (1885–1948), ставшей впоследствии его женой. В 1911–1914 гг. выступал как поэт-экспрессионист, сотрудничал с авангардистскими журналами Revolution («Революция»), Die Neue Kunst («Новое искусство»), «Die Aktion» («Действие») и др.
В начале Первой мировой войны в августе 1914 г. записался добровольцем, но по состоянию здоровья не был призван в армию. В сентябре 1914 г. самостоятельно отправился в район боевых действий на западном фронте. Впечатления, полученные во время этой поездки, сделали Балля убеждённым противником войны.
В 1915 г. эмигрировал из Германии в Швейцарию. Интересовался идеями русского анархизма, переводил работы М. А. Бакунина и писал биографическую книгу о нём (осталась незаконченной).
В феврале 1916 г. вместе с Хеннингс открыл в Цюрихе «Cabaret Voltaire» («Кабаре Вольтер»), где выступил с чтением своего антивоенного стихотворения «Танец мёртвых 1916» («Totentanz 1916»). Кабаре объединило под своей крышей литераторов и художников, тяготевших к авангардному искусству, среди которых были румынские писатели Т. Тцара и Марсель Янко (1895–1984), немецкие литераторы Р. Хюльзенбек и Ж. Арп (1886–1966) и др.
На сцене кабаре Балль выступил с дадаистскими манифестами (первое выступление состоялось 14 июля 1916) и с т. н. «звуковыми стихотворениями», состоящими из лишённых смысла звукоподражательных слов, зауми: «Karawane», «Gadji beri bimba» и др. Балль читал «звуковые стихотворения» нараспев, отмечая, что его голос сам выбрал «ритм отпевальных молитв католических церквей Востока и Запада» (Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне. 2002. С. 104).
В публицистике сформулировал философско-эстетическую программу дадаизма, исповедовавшего саркастическую негативистскую иронию в отношении традиционного искусства и подразумевающего радикальный анархический разрыв со всей предшествующей художественной традицией.
Выпускал совместно с другими дадаистами журнал Cabaret Voltaire (1916–1917) с иллюстрациями В. В. Кандинского, А. Модильяни, П. Пикассо, текстами Ф. Т. Маринетти, Якоба ван Годдиса (1887–1942). Увлечение Балля дадаизмом было скоротечным: уже в мае он обратился к принципам традиционного искусства. Опубликовал роман «Фламетти, или О дендизме нищих» («Flametti oder Vom Dandysmus der Armen». Berlin, 1918) и несколько лет работал над романом «Тендеренда – фантаст» («Tenderenda der Phantast», 1914–1920, опубликован в 1967, русский перевод – в 2013), в котором отразились дадаистские искания Балля и его отход от позиций дадаизма.
С 1917 по 1920 гг. редактировал независимую газету Die Freie Zeitung в Берне. Привлёк к сотрудничеству В. Беньямина и Э. Блоха. Для публицистики Балля характерны выпады против протестантизма, в котором он видел источник бед Германии. Результаты публицистической деятельности нашли отражение в книгах «К критике немецкого интеллекта» («Zur Kritik der deutschen Intelligenz». Bern, 1919) и «Последствия Реформации» («Die Folgen der Reformation». München, 1924).
В 1920 г. поселился с женой в небольшой деревушке в кантоне Тичино (Тессин). Знакомство, дружба и переписка с Г. Гессе нашли отражение в книге «Герман Гессе: жизнь и творчество» («Hermann Hesse: Sein Leben und sein Werk». Berlin, 1927).
После 1924 г. Балль обратился к католицизму и религиозным темам, опубликовал книгу «Византийское христианство» («Byzantinisches Christentum». München, 1923; русский перевод опубликован в 2008).