Леппин Пауль
Ле́ппин Па́уль (Paul Leppin) (27.11.1878, Прага – 10.4.1945, там же), чешский немецкоязычный писатель, драматург.
Из семьи католиков, выходцев из Моравии; сын часовщика. В 1897 г. окончил немецкую гимназию, из-за бедности родителей образование не продолжил. В 1897–1928 гг. был служащим в почтовом и телеграфном ведомстве в Праге. В 1930-х гг. занимал должность секретаря Ассоциации немецких писателей Чехословакии. В 1939 г., после оккупации Праги гитлеровцами, арестован гестапо (предположительно за многочисленные знакомства среди пражских евреев), находился в заключении.
Входил в творческие круги Праги, в том числе в Союз немецких деятелей изобразительного искусства Богемии. Дружил с Г. Мейринком, Э. Ласкер-Шюлер, В. Хадвигером, Р. Демелем и другими литераторами. На рубеже веков носил неофициальный титул «короля» пражской богемы.
В конце 19 в. обратился к сочинительству; среди первых публикаций – стихотворения и литературные рецензии. В 1900–1901 гг. выпускал малостраничный литературный журнал Frühling. Moderne Flugblätter («Весна. Современные летучие листки»). В 1906 г. издал два номера литературного журнала Wir. Deutsche Blätter der Künste («Мы. Немецкие художественные листки»).
Первое значительное произведение – роман «Двери жизни» («Die Thüren des Lebens», 1901), в котором история публичного дома и его обитательниц переплетается с легендой о женщине-призраке.
В романе «Даниэль Иисус» («Daniel Jesus», 1905), обнаруживающем черты символизма и экспрессионизма, затронуты эротические темы (супружеская неверность, промискуитет и др.); произведение было переиздано отдельными выпусками в немецком экспрессионистском журнале Der Sturm («Буря») в 1910 г.
В романе «Гора искупления. Семь глав чуда» («Der Berg der Erlösung. Die sieben Kapitel eines Wunders», 1908) Леппин обратился к христианской тематике.
Одно из наиболее известных произведений – «Путь Северина во тьму. Пражский роман о привидениях» («Severins Gang in die Finsternis. Ein Prager Gespenserroman», 1914, в рус. пер. – «Хождение Северина во тьму. Пражские призраки», 2018) отражает двойную жизнь, которую приходилось вести самому Леппину, одновременно представителю богемы и государственному служащему. Существенную роль в романе играет образ Праги, представленной в мрачных экспрессионистских тонах.
Роман «Хранители радости» («Hüter der Freude», 1918) посвящён жизни современных пражских писателей и художников.
В романе «Блаугаст» («Blaugast», создан в 1934, издан в 1984) представлена история нравственной и духовной деградации главного героя.
Сборник эссе «Венера на путях заблуждения. О культурной истории эротики» («Venus auf Abwegen. Zur Kulturgeschichte der Erotik», 1920) шокировал общественность, т. к. автор затрагивал табуированные в то время темы (изображение сексуального влечения и наготы в искусстве) и обвинял иудео-христианскую культуру в том, что она воспитала в человеке страх перед эротикой, которого не знали люди в античности.
В сборниках новелл «Рай других» («Das Paradies der Anderen», 1922), «Весна 1900 г. Пражские истории» («Frühling um 1900. Prager Geschichten», 1936) повествуется о жизни пражской богемы, а также отверженных и презираемых обществом людей.
Среди поэтических произведений – сборники символистских стихов «Колокола, звонящие в темноте» («Glocken, die im Dunkeln rufen», 1903), «Разноцветная лампа. Старые и новые стихотворения» («Die bunte Lampe. Alte und neue Gedichte», 1928).
Драматургия Леппина представлена драмами «Голубой цирк» («Der blaue Zirkus», 1924), «Ревень» («Rhabarber», 1930), «Внук Голема» («Der Enkel des Golem», 1934) и другими, во многом обращёнными к жизни и легендам старой Праги.
Двухтомный сборник «Пражская рапсодия» («Prager Rhapsodie», 1938; в 1-й том вошли стихотворения, во 2-й – проза) подвёл итог творческого развития Леппина. Последнее произведение – автобиографический роман «Моника. 13 глав любви из ада» («Monika. 13 Kapitel aus der Hölle», 1944).
Художественное наследие Леппина стилистически многообразно: если ранние романы эксцентричны, то для поздних произведений, особенно для лирики из сборника «Пражская рапсодия», характерен спокойный меланхоличный тон. Язык его стихотворений и прозы, во многом проникнутых мистикой и настроениями декаданса, отличает особый мелодизм.
Памятная премия Шиллера Cоюза защиты немецких писателей и Немецкого фонда Шиллера (1934).