Платен Август фон
Пла́тен А́вгуст фон, Август фон Платен-Халлермюнде (August von Platen-Hallermünde) (24.10.1796, Ансбах, Королевство Пруссия, ныне земля Бавария, Германия – 5.12.1835, Сиракузы, Королевство обеих Сицилий, ныне Италия), немецкий поэт, драматург. Граф. Родился в семье военного из старинного аристократического рода. С 1806 г. учился в Мюнхенском кадетском корпусе, с 1810 г. – в Королевском пажеском институте. С 1814 г. служил в пехотном полку. В 1815 г. участвовал в походе против Наполеона I (однако исход антинаполеоновской войны решился до вступления гарнизона в бой). В 1818–1819 гг. изучал право, философию, историю в университете Вюрцбурга; интересовался естественными науками, изучал древние и новые языки, персидский язык. В 1819–1826 гг. учился в университете Эрлангена.
С юности испытывал чувство несоответствия своих поэтических устремлений с перспективой военной карьеры. Его ранней поэзии свойственно богатство жанров и форм, сочетание мотивов красоты, смерти, любви и страдания: песни «Последний гость» («Der letzte Gast», 1813, опубликовано 1821), «Мальчик-рыбак» («Fischer-Knabe», 1816–1817, опубликовано 1822), «Матросская песня» («Matrosenlied», 1814, опубликовано 1822), «Песнь мёртвых» («Gesang der Toten», 1819, опубликовано 1821). Следуя традиции романтизма, он впоследствии выступил его противником, не принимая субъективность мироощущения романтиков, и в конце 1820-х гг. создал пародии на романтическую драматургию.
Одиночество, неустроенность, невозможность найти признание на родине в сочетании с убеждённостью в своём исключительном поэтическом предназначении побуждали его искать совершенства формы и опоры на классицистские традиции и жанры. Художественными ориентирами А. фон Платена стали поэзия И. В. Гёте, античная и восточная лирика. Романтической эстетике Платен противопоставил строгую форму (сонет, ода, газель, рубаи), которую отождествлял с высокими поэтическими идеалами и понимал как способ самоотречения поэта от своей личности и переживаний.
В конце 1810-х и в 1820-е гг. изредка прибегал и к характерным для романтической поэзии жанрам песни, романса и баллады (песня «Ты не любишь меня» / «Du liebst mich nicht», 1822, баллада «Гробница в Бузенто» / «Das Grab im Busento», 1820). Обращался к жанру гимна, элегии, идиллии. Испытывал интерес к поэзии барокко; барочные традиции характерны для цикла «Утренние и вечерние созерцания» («Morgen- und Abend-Betrachtungen», 1816), состоящему из посвящения и семи пар стихотворных молитв (утренняя и вечерняя), в которые искусно вплетены библейские цитаты.
Один из самых ранних и значительных мастеров «восточных жанров» в немецкой поэзии: сборники «Газели» («Ghaselen», 1821), «Новые газели» («Neue Ghaselen», 1823), в которых прослеживается влияние Хафиза.
В сборниках «Гимны» («Hymnen», 1817), «Лирические листки» («Lyrische Blätter», 1821), «Венецианские сонеты» («Sonette aus Venedig», 1824) наследовал традициям античных поэтов, питая особый интерес к поэзии Горация. Платен знал многие европейские языки (французский, испанский, итальянский, шведский, датский, чешский и др.), был знатоком европейской ренессансной и классицистской литературы. Интересовался славянскими языками и культурой.
На протяжении жизни испытывал чувство неразделённой любви, посвящая стихотворения возлюбленным и метафорически вуалируя гомоэротические мотивы своей поэзии. Обращался к мифу о Нарциссе и Эхо, который нашёл отражение в одном из самых известных поэтических произведений Платена – стихотворении-песне «Тристан» («Tristan», 1825), задуманном как часть неосуществлённой драмы о Тристане и Изольде. Стихотворение написано 5-стопным хореем со строгим соблюдением метра и перекрёстной рифмой и представляет собой философское размышление, в котором просматривается стремление автора к рыцарскому служению поэзии и красоте. При этом красота предстаёт источником и миропознания, и неисцелимого страдания.
Обращался также к гражданской лирике: «Польские песни» («Polenlieder», 1830–1831) в поддержку Польского восстания 1830–1831 гг. Сочувствие польским повстанцам было обусловлено решительным неприятием России, в которой Платен видел опасность для Германии.
Поэзия Платена не получила признания при жизни. Наиболее резким её критиком выступил Г. Гейне, сардонически высмеявший личность и произведения Платена в части «Луккские воды» («Die Bäder von Lucca», 1829) книги «Путевые картины» («Reisebilder»), отказав ему в поэтическом таланте и жестоко иронизируя над гомосексуальными склонностями и характером писателя. К. Иммерманн писал на него эпиграммы.
В 1930 г. Т. Манн выступил с докладом «Август фон Платен» («August von Platen», русский перевод 1998) на заседании Платеновского общества в Ансбахе. Писатель высоко оценил поэзию Платена, в котором он видел одновременно Тристана и Дон Кихота.
Стихотворения положены на музыку Ф. Шубертом («Любовь солгала», «Die Liebe hat geloge»; «Ты не любишь меня», оба 1822), Р. Шуманом («Её голос», «Ihre Stimme», 1850), П. Хиндемитом (первая из «Песен для певческих кружков», «Lieder für Singkreise», ор. 43 № 2 для трёхголосного смешанного хора a cappella, 1926) и другими композиторами.
Драматургия Платена носит преимущественно романтический характер. На комедию «Стеклянный башмачок» («Das gläserne Pantoffel», 1824) оказали влияние сказки братьев Гримм, комедии Л. Тика. Однако в неменьшей мере идеалом комедии для Платена служило творчество Аристофана. Платен придавал большое значение эстетическому и воспитательному воздействию театра: трактат «Театр как национальный институт» («Das Theater als ein Nationalinstitut betrachtet», 1825). Писал исторические драмы: драматический отрывок «Смерть Марата» («Marats Tod», 1822), «Камбрейская лига» («Die Liga von Cambrai», 1833). В юности ценил драмы А. Мюлльнера, однако в 1826 г. создал пародию на его драму рока – комедию «Роковая вилка» («Die verhängnisvolle Gabel», 1826), получившую известность. Комедия «Романтический Эдип» («Der romantische Ӧdipus», 1829) также является пародией, написанной в традициях Аристофана.
Изучал итальянскую историю. С 1826 г. жил в Италии, лишь дважды ненадолго возвращаясь в Германию. В 1835 г., спасаясь от эпидемии холеры, уехал из Неаполя в Сиракузы, где скоропостижно скончался.
С 1925 г. действует Общество Платена (Platen-Gesellschaft), в 2017 г. в Университете Зигена учреждён фонд А. фон Платена, поощряющий гендерные литературоведческие исследования.