«Искра» (журнал)
«И́скра», российский сатирический иллюстрированный журнал. Выходил в Санкт-Петербурге в 1859–1873 гг. (до 1872 еженедельно, в 1873 два раза в неделю). Основан В. С. Курочкиным и Н. А. Степановым на волне смягчения цензуры: с конца 1850-х гг. и вплоть до принятия Временных правил о печати 1865 г. наблюдался бурный рост отечественной сатирической периодики («Карикатурный листок», «Листок знакомых», «Весельчак», «Оса» и др.).
Тираж «Искры» в первое пятилетие своего существования достигал 70 тыс. экземпляров. В эти годы с журналом сотрудничали: Б. Н. Алмазов, В. П. Бурненин, П. И. Вейнберг, П. А. Гайдебуров, И. Ф. Горбунов, Г. З. Елисеев, В. В. Крестовский, Н. А. Лейкин, Л. А. Мей, Д. Д. Минаев, А. К. Толстой, Н. Ф. Щербина и другие литераторы.
В статьях, фельетонах, очерках, стихах, выходивших в «Искре», провозглашались демократические идеи, высмеивались и разоблачались казнокрадство, взяточничество, административный и судебный произвол, цензурный гнёт, чинопочитание и другие неприглядные стороны российской действительности 2-й половины 19 в. Особое место занимали карикатуры Н. А. Степанова, снискавшие журналу широкую известность. Среди других иллюстраторов: А. Н. Бордгелли, А. М. Волков, М. С. Знаменский, Н. В. Иевлев.
Большой популярностью пользовался раздел «Нам пишут», составлявшийся М. М. Стопановским по письмам читателей из провинции: выражение «упечь в "Искру"» означало опубликовать в журнале обличительные материалы; реальные имена и названия в них были изменены, но оставались легко узнаваемыми (например, Чернилин вместо Чернигов). С 1862 г. по распоряжению Министерства народного просвещения раздел оказался под запретом, однако продолжал печататься под новыми названиями: «Искорки», «Сказки современной Шехерезады», «Картины из русского быта» и др.
Другие постоянные разделы: «Хроника прогресса» (вёл Г. З. Елисеев в 1859–1863), в котором высмеивался мнимый прогресс русского общества, превозносимый либеральными кругами; «Заметки со всех концов света» (вёл В. И. Богданов с 1868), отражавший события международной политической жизни с революционно-демократических позиций (критика деятельности О. фон Бисмарка, сочувствие Парижской коммуне 1871 г. и др.).
Усиление правительственного контроля над прессой и цензурой в целом, подъём патриотических настроений в обществе, вызванных, в частности, Польским восстанием 1863–1864 гг., привело к упадку сатирической периодики, в том числе и «Искры». В 1864 г., в результате требования цензурного комитета сменить редактора, место «неблагонадёжного» В. С. Курочкина занял его старший брат Вл. С. Курочкин; вслед за ним из состава редакции вышел Н. А. Степанов, определявший внешний вид журнала.
Стремясь дать «Искре» вторую жизнь, редколлегия в 1870 г. приняла решение отказаться от иллюстраций (по действовавшему на тот момент законодательству это позволяло обойти предварительную цензуру), а также привлечь к сотрудничеству писателей, близких идеям народничества (Н. Н. Златовратский, И. В. Омулевский, Ф. М. Решетников, К. М. Станюкович, Г. И. Успенский и др.).
Нарастающие финансовые сложности журнала, продолжавшего терять интерес читателей и подвергаться нападкам цензуры, привело к неоднократной смене его владельцев. «Искру» пытались «оживить» включением переводных западных романов («Брак времён второй империи» Г. Мало, «Брюхо Парижа» Э. Золя и др.), учащением периодичности (раз в три дня), однако положение издания это не улучшило.
Закрытие журнала в июне 1873 г. за «вредное направление», «превратные и совершенно неуместные суждения о правительственной власти» (Правительственный вестник. 1873. № 152. С. 1) связано с ужесточением государственной политики в области печати в конце 1860-х – 1-й половине 1870-х гг., проводимой министром внутренних дел А. Е. Тимашевым. Официальным поводом для запрещения «Искры» послужила статья «Журнальные заметки» (№ 38, 1873, С. 7), в которой выражалось желание иметь «правительство, свободно вышедшее из народа и возвращающееся в него же по миновании своих полномочий, правительство, чуждое бюрократизма и узких кастовых целей».