Эмбирикос Андреас
Эмбири́кос Андре́ас (Ανδρέας Εμπειρίκος) (2.9.1901, Брэила, Румыния – 3.8.1975, Афины), греческий поэт, прозаик, психоаналитик.
Сын крупного судовладельца. В 1908 г. с семьёй переехал в Афины. Проходил военную службу на флоте. В 1918–1920 гг. обучался гуманитарным наукам в Афинском университете. После развода родителей в 1920 г. уехал с матерью в Лозанну. В 1921–1925 гг. жил в Лондоне, изучал английскую филологию в Королевском колледже Лондона, работал в судоходной компании отца. В 1940–1944 гг. состоял в браке с поэтессой М. Хадзилазару, с 1947 г. – с художницей В. Зиси.
В 1926 г. переехал в Париж, где увлёкся идеями З. Фрейда, активно общался с французскими психоаналитиками, в том числе с Р. Лафоргом. В 1931 г. вернулся в Афины. С 1935 г. профессионально практиковал психоанализ (прекратил клиническую деятельность в 1951 под общественным давлением). В 1950–1960 гг. состоял в членстве Парижского психоаналитического общества.
Первые творческие опыты – стихотворения студенческих лет, написанные под влиянием поэзии К. Паламаса. Во 2-й половине 1920-х гг. обратился к сюрреализму. В 1927 г. познакомился с А. Бретоном. 25 января 1935 г. прочёл в Афинах публичную лекцию «О сюрреализме» («Περί σουρρεαλισμού»), ставшую первым гласным заявлением об этом художественном направлении в Греции. Среди слушателей присутствовал поэт О. Элитис, впоследствии один из ближайших друзей Эмбирикоса.
Первый опубликованный сборник – «Доменная печь» («Υψικάμινος», 1935), в который вошли стихотворения в прозе, написанные в технике автоматического письма. Свободная форма и любовное содержание характерны для поэтических сборников «Внутреннее пространство» («Ενδοχώρα», 1945) и «Все поколения, или Сегодня как завтра и как вчера» («Αι Γενεαί Πάσαι ή Η Σήμερον ως αύριον και ως χθες», 1984). В сборник «1934. Предыстория, или Происхождение» («1934. Προϊστορία ή Καταγωγή», 2014) вошли стихотворения 1933–1934 гг., найденные в бумагах поэта в 2006 г.
В поэме «Эс Эс Эс Эр – Россия» («Ες Ες Ες Ερ – Ρωσία», 1995) отразилось разочарование в идеях советского жизнеустройства, который Эмбирикос посетил в 1962 г. вместе с писателями О. Элитисом и Й. Теотокасом.
В сборнике «Сочинения, или Личная мифология» («Γραπτά ή προσωπική μυθολογία», 1960), включающем прозаические и стихотворные тексты 1936–1945 гг., обратился к греческой литературе прошлого (античный и средневековый византийский роман), истории и мифологии. В сборнике лирической прозы «Октана» («Οκτάνα», 1980) представлена утопическая картина мира, где нет законов и государственной власти, а люди, сохраняя свою культурную и национальную идентичность, живут в абсолютном согласии, уважении и безграничной любви.
Роман «Грейт Истерн» («Ο Μέγας Ανατολικός», 1990–1992) в восьми томах, один из крупнейших текстов новогреческой литературы, создавался в основном в 1945–1951 гг. и редактировался автором до конца жизни. В основе сюжета – плавание парохода «Грейт Истерн» (прототипом послужило одноимённое судно) из Ливерпуля в Нью-Йорк в 1867 г., пассажиры которого предаются чувственным удовольствиям. Из-за эротического содержания при жизни Эмбирикоса роман подвергался резкой критике.
Среди других прозаических сочинений: проникнутая идеями пантеизма повесть «Арго, или Плаванье аэростата» («Αργώ ή Πλους αεροστάτου», 1980), повесть «Земфира, или Тайна Пасифаи» («Ζεμφύρα ή Το μυστικόν της Πασιφάης», 1998), основанная на античном мифе о критской царице Пасифае.
Творчество Эмбирикоса, представляющее собой ассоциативное сплетение тем и образов, часто любовного, чувственно-эротического характера, заложило основы греческого сюрреализма, открыло новые возможности литературной формы (сложная композиция и синтаксис, сочетание элементов разных жанров и лексики разнородных стилистических регистров).
Большинство произведений опубликованы посмертно.
Помимо литературы и психоанализа занимался фотографией. Единственная персональная выставка состоялась в 1955 г. в выставочном зале Илисос (Ιλισσός) в Афинах.