Европейское экономическое пространство
Европе́йское экономи́ческое простра́нство (ЕЭП; англ. European Economic Area, EEA), территория, созданная с целью расширения внутреннего рынка Европейского союза (ЕС) за счёт стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), не вступающих в Таможенный союз ЕС, на которой обеспечивается свободное движение товаров, услуг, труда и капитала, согласовываются социальная и экологическая политика, правила конкуренции и государственной поддержки, политика в области защиты прав потребителей и корпоративного права. Кроме того, страны ЕЭП сотрудничают в области научных исследований и разработок, образовательной и трудовой сфере, туризме и культуре, политике по поддержке малого и среднего бизнеса.
В отличие от отраслей промышленности, торговля сельскохозяйственной продукцией между ЕС и странами ЕАСТ не полностью либерализована.
Создание и органы управления
ЕЭП было создано 1 января 1994 г. на основании Соглашения о ЕЭП, подписанного 2 мая 1992 г. в Порту (Португалия) 19 странами: 12 странами, входившими на тот момент в ЕС, и 7 странами-членами ЕАСТ (Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Лихтенштейн, Швейцария), однако Швейцария и Лихтенштейн не ратифицировали Соглашение о ЕЭП. Поэтому в момент вступления Соглашения о ЕЭП в силу (в начале 1994) оно действовало для 17 стран. Австрия, Финляндия и Швеция (в начале 1995) стали членами ЕС, а Лихтенштейн после внесения изменений в соглашение о таможенном союзе с Швейцарией присоединился к ЕЭП. Таким образом, соглашение о ЕЭП стало распространяться на страны ЕС и 3 страны-члена ЕАСТ (Исландия, Норвегия и Лихтенштейн). Великобритания покинула ЕС и ЕЭП в 2020 г. По состоянию на начало 2023 г. в ЕЭП входили 30 стран.
Нормативно-правовой базой для деятельности ЕЭП служит Соглашение о ЕЭП от 2 мая 1992 г., решения, принятые Объединённым комитетом ЕЭП, и резолюции, принятые Консультативным комитетом ЕЭП.
Страны ЕАСТ, входящие в ЕЭП, не могут напрямую инкорпорировать в своё законодательство решения, принимаемые институтами ЕС. В связи с этим, согласно Соглашению о ЕЭП, учреждена двухкомпонентная структура, в рамках которой органы стран ЕАСТ соответствуют органам ЕС. Организационная структура ЕАСТ была дополнена надзорными учреждениями: Судом ЕАСТ, которому соответствует Европейский суд, Постоянным комитетом ЕАСТ, которому соответствует Комитет регионов ЕС, и Управлением по надзору ЕАСТ, которому соответствует Европейская комиссия. Кроме того, в структуру ЕЭП входят следующие институты, представляющие собой совместные органы управления ЕС и стран ЕАСТ: Объединённый комитет, совет, консультативный комитет и объединённый парламентский комитет. Все решения, касающиеся законодательства ЕЭП, в ЕАСТ принимаются консенсусом, а в ЕС – в основном большинством голосов.
В состав Объединённого комитета входят послы государств ЕЭП, являющихся участниками ЕАСТ, и представители Генерального секретариата Европейской комиссии. Председательство в Объединённом комитете поочерёдно в течение шести месяцев осуществляется стороной ЕС и ЕАСТ. В подчинении четырёх подкомитетов (по свободному движению товаров, свободному движению капитала и услуг, свободному перемещению лиц, а также горизонтальной политике, в которую включается политика по защите прав потребителей, политика в области корпоративного права, экологическая и социальная политика) находятся многочисленные экспертные и рабочие группы.
Совет ЕЭП – верховный орган принятия решений, который собирается два раза в год на уровне министров. Страны ЕАСТ представлены в Совете соответствующими министрами иностранных или европейских дел, страны ЕС – председателем Совета ЕС, представителями Европейской службы внешних действий и Европейской комиссии. Председательство в Совете ЕЭП каждый срок чередуется между ЕС и странами ЕАСТ, входящими в ЕЭП.
Консультативный комитет ЕЭП – это орган, который отвечает за усиление взаимодействия между партнёрами с обеих сторон и повышение их осведомлённости об экономических и социальных аспектах ЕЭП.
Консультативный комитет придаёт большое значение внутренним экономическим и социальным вопросам, а также отношениями ЕЭП с третьими странами, таким как инициативы в рамках Европейского зелёного соглашения, цифровой и социальной повестке ЕС, участие ЕАСТ в программах ЕС и др. Кроме того, комитет следит за изменениями новых и действующих соглашений о свободной торговле.
Консультативный комитет состоит из членов Консультативного комитета ЕАСТ и Европейского экономического и социального комитета, которые собираются один раз в год для принятия резолюций и отчётов, касающихся различных аспектов внутреннего рынка. Резолюции направляются в Совет ЕЭП. Если решения Объединённого комитета касаются внедрения новых положений в законодательных актах ЕС в законодательство ЕЭП, то в резолюциях и отчётах Консультативный комитет ЕЭП выражает своё мнение относительно различных социально-экономических вопросов.
Объединённый парламентский комитет – консультативный орган, который состоит из членов парламентов стран ЕАСТ, входящих в ЕЭП, и членов Европейского парламента, и анализирует принятые Консультативным комитетом резолюции.
Постоянный комитет стран ЕАСТ – форум, на котором послы Исландии, Норвегии, Лихтенштейна, наблюдатели от Швейцарии и надзорный орган ЕАСТ проводят консультации для выработки общей позиции перед встречей с ЕС в рамках Объединённого комитета. В комитет включены 5 подкомитетов. Рабочие группы с экспертами при подкомитетах анализируют законодательство ЕС на предмет включения в Соглашение о ЕЭП.
Надзорный орган ЕАСТ тесно сотрудничает с Европейской комиссией, осуществляет контроль за исполнением странами ЕАСТ обязательств по Соглашению о ЕЭП, а также имеет дополнительные полномочия в области оказания государственной поддержки, государственных закупок и политики в сфере развития конкуренции.
Суд ЕАСТ рассматривает возбуждённые против стран ЕАСТ иски о нарушении законодательства ЕЭП и участвует в разрешении споров между странами ЕАСТ.
Множество институтов и органов ЕС формально или неофициально участвуют в реализации Соглашения о ЕЭП. Председательствующая в Совете ЕС страна участвует в заседаниях Совета ЕЭП. Европейская комиссия отвечает за контроль над внедрением и соблюдением странами ЕС законодательства ЕЭП. При подготовке законодательства в областях, охватываемых Соглашением о ЕЭП, она работает с экспертами из стран ЕАСТ и учитывает их рекомендации, а также позволяет им участвовать в различных экспертных группах и комитетах. Еврокомиссия определяет, какие акты ЕС могут быть включены в Соглашение о ЕЭП, и участвует в разработке решений Объединённого комитета. Суд ЕС интерпретирует и выносит решения на основе законодательства ЕЭП в делах, касающихся стран ЕС.
Формирование и использование бюджета ЕЭП
Принципы, лежащие в основе формирования бюджета ЕЭП стран ЕАСТ, изложены в части 1 ст. 82 и Протоколе 32 Соглашения о ЕЭП. Рабочая группа по бюджетным вопросам при Постоянном комитете ЕАСТ отвечает за координацию процедуры составления бюджета в сотрудничестве с Еврокомиссией, а также проверяет и контролирует окончательный бюджет ЕЭП.
Страны ЕЭП, входящие в ЕАСТ, участвуют в операционных и административных расходах ЕС. В соответствии со статьёй 82.1 Соглашения о ЕЭП доля взносов стран ЕАСТ, входящих в ЕЭП, на операционные расходы программ ЕС рассчитывается на ежегодной основе как отношение валового внутреннего продукта (ВВП) стран ЕАСТ, входящих в ЕЭП, к общему ВВП ЕЭП. Вклад стран ЕАСТ в административные расходы ЕС оговаривается индивидуально для каждой программы на ежегодной основе. Административные расходы покрывают траты комиссии на аренду служебных помещений, организацию встреч участников программ и миссий ЕС, публикации. Кроме того, эксперты из стран ЕАСТ работают в различных генеральных директоратах Европейской комиссии, отвечающих за программы с участием ЕЭП. Взносы стран ЭАСТ (членов ЕЭП) в бюджет ЕС являются дополнительными в этот бюджет. Таким образом, результатом участия стран ЕАСТ в программах ЕС является увеличение средств совместной с ЕС программы по сравнению с первоначально запланированным ЕС бюджетом программы.